- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

Вера твоя спасла тебя!

Если кто верует в Сына Божия, то не запнутся стопы его (Притч 4:12); И хотя чрез огонь перейдет, пламень не опалит его (Ис 43:2) (прп. Ефрем Сирин, 30:130).

Этими словами, возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры, преподобный Ефрем Сирин учит нас, что Господь есть Бог всемогущий. Для него нет ничего не возможного. По своей великой любви и благости к человеку Он не оставляет его и дает Свою Помощь. Но что бы Господь вмешался в нашу жизнь и помог нам, нужно одно непременное условие – мы должны всем сердцем верить Ему.

Примеры такой веры мы находим в сегодняшнем евангельском чтении – евангелист Лука повествует нам еще о двух чудесах, сотворенных Господом Иисусом Христом. После того, как Спаситель покинул страну Гадаринскую, где исцелил человека, страдавшего от духов нечистых, множество людей, услышав об этом, стремились пойти и увидеть чудесного Целителя. Христос благословлял и проповедовал, огромная толпа людей окружала его. В этот момент пришел к Нему некий человек по имени Иаир – начальник синагоги. У Иаира была единственная дочь, которую он очень любил. Но случилось так, что это девочка тяжело заболела, врачи не могли ничего сделать, она была на пороге смерти, по-человечески ей нельзя было ничем помочь. Иаир в тревоге, в ужасе и душевной боли спешит обратиться ко Христу, о Котором слышал, что Тот исцеляет больных. Господь сразу же откликается на призыв о помощи и окруженный множеством народа следует за Иаиром. В этой толпе находится женщина, которая двенадцать лет страдала от тяжкого недуга: она была в нечистоте, и по закону Моисея не могла появляться в обществе верующих людей, все к чему она прикасалась, считалось нечистым и нуждалось в религиозном очищении. Борьба с этой болезнью была безуспешной, она потратила все свое имение на лечение.  Дойдя до полного отчаяния, имея лишь веру, эта женщина решается на дерзновенный поступок: тайно пробраться ко Христу и дотронутся если не до самого Христа, то хотя бы до края Его одежды, ибо взирая на небо она верила, что только Господь поможет ей. И вот тот радостный момент – осуществив задуманное, она ощутила, что исцелилась, необыкновенное чувство радости и благодарности переполняло её сердце. Спаситель не оставил это в тайне, и в этот момент вопросом: «Кто прикоснулся ко Мне?» акцентирует внимание всех на этой женщине. Очевидно, что Всеведущий Владыка не нуждался в ответе, но этот момент был важен для проповеди. Раскрыть чудо, произошедшее в тайне, чтобы эта женщина исповедала свею веру, чтобы все увидели, что никакие человеческие знания, никакие человеческие силы, никакие средства, никакая добрая воля людей не смогли ей помочь, но имея надежду только на это прикосновение, она исцелилась тотчас, и вместо осуждений услышала оправдание своему поступку: «Дочь, вера твоя спасла тебя!».

Этот пример должен был укрепить веру в людях, но в первую очередь, еще больше укрепить веру Иаира. Ведь через небольшой промежуток времени к нему пришли посланники с трагическим известием и сообщили ему, о том, что девочка умерла. Они посоветовали начальнику синагоги оставить Учителя в покое и не утруждать Его, ибо все закончилось. Для Иаира, как для любящего отца, это был сильнейший удар: по человеческим понятиям смерть является необратимой, помочь умершему уже ничем нельзя. От этого известия едва загоревшаяся вера Иаира находилась в опасности снова угаснуть, но сердцеведец Господь спешит укрепить ее: «Не бойся, только веруй, и спасена будет».

Дорогие братья и сестры! И мы не должны забывать, что это  не обычные человеческие слова – эти слова говорит Тот, Кто некогда Своим словом создал наш мир. Преподобный Макарий Египетский говорит, что слова Христа, сказанные Им в разных случаях разным людям, становились внутри этих людей великой силой – душой в душе и духом в духе.

И вот Христос и его спутники приходят в дом, который посетило горе и скорбь, дом в котором слышны рыдания и вопли, в котором воцарилось отчаяние. Но этот момент, евангельское повествование приобретает торжественный характер. По вере отца, Христос совершает чудо, выходящее за рамки исцеления любой неизлечимой болезни. И мы слышим Спасителя, слышим Его зов к жизни: «Девица, тебе говорю, встань!». Ее исшедшая душа возвращается в тело, а само тело, изъеденное и убитое болезнью, восстанавливается в здоровое состояние.

Это Евангелие вопрошает нас о нашей собственной вере, о качестве наших личных отношений, которые мы должны иметь с Богом, ставшим одним из нас. Вера есть дар Божий, и дается она тем, кто сам полностью отдал себя воле Божией и старается жить точно по Его заповедям. Эта живая вера должна присутствовать в нас, в каждом, кто именует себя христианином, а иначе мы внешне будем благочестивы, а внутренне – пусты.

Преподобный Амвросий Оптинский причину нашего неверия видел в человекоугодии. Он указывал на известные слова Христа: «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?». Ибо все мы живем больше по каким-то своим человеческим понятиям, а не по воле Божией, намного больше угождаем людям, забывая о Боге. Поступая так, мы не даем всемогущим силам Божиим войти в нашу жизнь и действовать в ней всецело. Без них, человек обречен к духовной гибели. Митрополит Антоний Сурожский говорил, что порой мы встречаем таких людей, о которых думаем, что все в них умерло: человечность, чуткость, отзывчивость – все, чем прекрасен человек, и остается этому трупу среди нас пребывать. Вспомним тогда слова Спасителя: этот человек не умер – задремал, окоченела его душа; Но скажет только Бог живое слово – она проснется! Вот какова сила веры. Мы очень нуждаемся в этой добродетели. Но «Бог без нас не спасает нас», – говорил блаженный Августин, учитель Церкви. Необходимо соработничество между Богом и человеком. Нам нужно стараться своей жизнью угождать только Богу, стараться исполнить Его заповеди. Только тогда будем вознаграждены этим бесценным даром, и подобно святым, тоже будем иметь великое дерзновение к Богу, и по нашим молитвам сотворит Господь чудеса, и каждый из нас услышит: Вера твоя спасла тебя!

Проповедь магистранта II курса церковно-исторического отделения чтеца Игоря Коломийчука, произнесенная в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова на Божественной литургии в Неделю 25-ю по Пятидесятнице 23 ноября 2015 года.