- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

Владимир Мутин. Евангелие от Марка как весть о победе

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня за богослужением мы слышали отрывок из Евангелия от Марка, повествующий о явлении воскресшего Спасителя Своим ученикам и Его вознесении.

Наставляя учеников, Спаситель говорит им: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк 16:16). Фактически, в этих словах нашло свое выражение учение о спасении второго Евангелия. Итак, начало спасения есть вера. Веру здесь надо понимать в том же смысле, в каком ее понимал апостол Павел, а как мы знаем, Марк был учеником как Петра, так и Павла. По апостолу Павлу, вера – это доверие Богу и, как следствие, совершенное единение со Христом. Путь веры – это путь ученика, путь следования за Спасителем, путь самоотвержения. По словам епископа Кассиана (Безобразова), «выходя из мира, ученик прилепляется ко Христу и со Христом торжествует над миром».

Можно даже сказать, что все Евангелие от Марка является вестью о победе и призывом к победе, к самоотвержению и следованию за Христом. Пожалуй, в этом сегодняшний евангельский отрывок перекликается с Первым соборным посланием апостола Иоанна Богослова, который, пишет: «Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Ин 5:4). В самом деле, человек, всецело доверившийся Богу, всегда готовый исполнять Его всеблагую волю, становится победителем греха и мира, находящегося во власти диавола. Исполняя заповеди, человек уподобляется Христу, а уподобляясь Ему, участвует в Его торжестве.

Но что же делать, если мы еще не видим в себе такой веры, не видим в себе самоотвержения, не видим в себе тех добродетелей, которые требует от нас закон Христов, и, в первую очередь, любви? Вера – дар Божий, о котором необходимо просить Бога, но не будем забывать о том, что зависит и от нас. Святые отцы ясно учат о том, что в начале духовного пути необходимо принуждать себя к доброделанию. Принуждать себя к молитве, хотя порой так тяжело бывает во время богослужения собрать свой ум, блуждающий где-то далеко от храма, понуждать к кротости, состраданию, к самой любви. Именно так, как бы парадоксально это ни звучало, но и к любви себя необходимо принуждать. Как это возможно? Мы привыкли понимать любовь, в первую очередь, как чувство, но это неверно. Подлинное понимание любви чуждо такой сентиментальности. Прежде всего, любвовь – это определенный образ действия и даже, более того, образ жизни, при котором в центр ставится не личное благо, а благо другого. Конечно, человек – целостное существо, и в нем разум, сердце и воля должны действовать в едином направлении, но достигается это не сразу, и начинать необходимо с малого, с того, что мы можем сделать сегодня, сейчас. Подумаем об этом.

Вот к чему нас призывает сегодняшнее Евангелие. Пусть же этот призыв не пройдет мимо нас, пусть наше сердце откликнется на этот зов Христа, пусть не останется оно каменным и бесчувственным. Тогда мы подобно Христу и Его ученикам сможем стать победителями, и тогда к нам будут относиться слова Спасителя: «Побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» (Апок 2:7).

Аминь.

// Проповедь студента II курса академии чтеца Владимира Мутина, произнесенная за всенощным бдением в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова 13 ноября 2010 г.