- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

Чтец Евгений Гараев. Храм Божий – это мы

Посещая храм Божий, мы с уважением относимся к нему и ко всему, что в нем находится: к иконам, к алтарю, к священнослужителям, совершающих богослужение и ведём себя так, чтобы не оскорбить Святого Духа, присутствующего в нем. Но, к сожалению, часто мы не до конца осознаем, что каждый из нас в отдельности и есть храм Бога, храм Духа Святаго.  Апостол Павел в послании к Коринфянам говорит: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1Кор 3:16).

Святой Дух делает нас сынами и дочерями Бога по благодати и благодаря Ему возможно наше общение с Богом. Но для этого христианину нужно иметь правильное духовное состояние. В прочитанном сегодня отрывке из послания к Коринфянам апостол Павел и повествует о том, какое должно быть нравственное и духовное состояние христианина, чтобы Бог действовал в нашей жизни и имел с нами общение. Апостол Павел, желая оградить коринфян от греха, напоминает им о несовместимости христианской чистоты и языческой порочности. А для того, чтобы побудить их к благочестивой жизни, он призывает их обратить внимание на свое христианское достоинство и говорит им: «Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы — храм Бога живого…» (2 Кор 6:16). Под идолами здесь понимаются не те истуканы, которым поклонялись древние люди, но человеческие страсти и пороки.

Чтобы быть сынами и дочерями Бога и сохранить в себе дар Святаго Духа, апостол Павел говорит об условии этого обетования: «И потому выйдите из среды их и отделитесь, и не прикасайтесь к нечистому» (2 Кор 6:17). Как пророк Исаия призывал евреев выйти из грешного Вавилона (Ис 52:11), так и апостол убеждает коринфских христиан порвать общение с языческим миром. Можно сказать, что в этом призыве апостол Павел убеждает коринфян отказаться от прежнего греховного образа жизни, от того образа жизни, который не соответствует евангельскому учению.

В античные времена человек, всем сердцем принимавший христианство, должен был отказаться от своего общественного положения или  занимаемой должности ради Христа. Перед ним часто вставала проблема: верность своей профессии или верность Иисусу Христу. Также и современный христианин часто стоит перед этим выбором.

В Ветхом Завете прикосновение к скверному было запрещено и считалось серьезным нарушением религиозного закона. Для очищения от этой нечистоты человеку  необходимо было совершить строго определенную последовательность ритуальных действий. В Новом же Завете ритуальная нечистота теряет своё значение, и акцент делается на чистоту душевную, нравственную. Именно к такой чистоте призывается каждый из нас.

В Святитель Феофан Затворник пишет, то, что «древний Израиль должен был сделать внешне, то новый должен сделать внутренне», в душе и сердце: он должен отказаться от самоугодия, как от идолопоклонства должен выйти из среды своих страстей и не прикасаться, совершенно отрешиться, от всякой нечистоты, и телесной, и душевной. Об этом же учит и святитель Иоанн Златоуст: «чтобы быть чистым, христианин должен хранить себя не только от плотских грехов, но и от других грехов душевной нечистоты: злопамятства, обмана, зависти, тщеславия».

Если христианин живет в соответствии с заповедями Божьими, не оскверняет свой храм Божий страстями, не живет, сообразуясь с нормами греховного мира, то через это становится наследником обетования: «Я приму вас. И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» (2 Кор 6:18).

Подводя итог, апостол  Павел перечисляя вышеназванные обетования о том, что мы являемся храмами Живого Бога, где присутствует и действует Сам Бог, что мы стали сыновьями и дочерями Его — призывает каждого христианина очистить себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божьем (2 Кор 7:1). Святитель Иоанн Златоуст отмечает, что одно воздержание от грехов еще не делает человека чистым. Чтобы сделаться нам святыми, для этого потребно и нечто другое — ревность, бодрствование и благочестие. Также нужен и страх Божий, потому что можно соблюдать заповеди по тщеславию или по другим мотивам. Страх Божий – это способ, которым достигается святость. Как бы ни была велика сила страсти, влекущая ко греху, страх Божий легко побеждает ее неистовство.

Дорогие братья и сестры, давайте и мы будем сохранять это высокое призвание быть христианами, сохраняя себя в чистоте телесной и душевной, дабы над нами исполнилось обетование Божие — быть храмами Святаго Духа, а также сынами и дочерями Живого Бога. Аминь.

Проповедь студента II курса магистратуры библейско-богословского отделения чтеца Евгения Гараева, произнесенная 16 октября 2016 года, за Божественной литургией в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова.