- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

Епископ Петергофский Серафим. Любовь выражается в практических делах

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Евангельское чтение Недели 26-й вновь говорит нам о сути христианской веры – любви к Богу и ближнему.

Некий законник, то есть человек, хорошо знавший Священное Писание, спросил Господа Иисуса Христа: «Учитель! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк 10:25). Вопрос очень важный и актуальный для каждого человека любой эпохи, поскольку все мы хотим по завершении земного странствования войти в Царствие Небесное и избежать осуждения. В ответ Спаситель справедливо задал встречный вопрос: «В законе что написано? Как читаешь?» (Лк 10:26). И собеседник совершенно точно назвал самую главную заповедь: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк 10:27). Далее в форме притчи о милосердном самарянине Христос предлагает глубокое рассуждение, разъясняющее подлинный смысл данной заповеди.

Необходимость любви к Богу для нас понятна и не вызывает никакого сомнения. Любить Творца, Который даровал нам жизнь и окружил своей заботой – это наш сыновний долг. Даже когда нам приходится сталкиваться с житейскими трудностями, мы все ровно понимаем, что Бога нужно чтить и за все благодарить – и за радости, и за скорби, ибо и то, и другое дается нам для спасения. Но вот как быть с любовью к ближнему? Кто такой этот ближний, любить которого мы должны, как самих себя? И почему любовь к Богу и любовь к ближнему составляют тождественное понятие? Это человек, связанный с нами кровными и родственными узами? Либо это близкий друг, приятель, коллега, который делает нам много хорошего?

Некоторый человек по пути из Иерусалима в Иерихон подвергся нападению разбойников, «которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым» (Лк 10:30). Мимо страдальца прошли священник и левит – служитель храма и не оказали ему никакой помощи. Парадоксальная ситуация: те, кто лучше других в теории знали заповедь о любви к Богу и ближнему и, соответственно, должны были ее исполнять, на практике не сделали даже самого минимального. Довольно часто подобное равнодушие встречается и в нашей жизни, когда мы оставляем без поддержки нуждающихся в ней людей, или сами остаемся без помощи и понимания со стороны тех, на кого надеялись.

Милосердие к пострадавшему проявил самарянин, который с позиции правоверных иудеев являлся презренным язычником. Такое обстоятельство еще более обостряет фабулу всей притчи, ибо оказывается, что в реальности по Божественной заповеди поступают не те, которые считали себя носителями истинной веры, а человек, оцениваемый обществом, как грешник и нечестивец. Самарянин «увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем» (Лк 10:33-34). Кроме того, он заплатил хозяину гостиницы и попросил продолжить опеку над израненным человеком, обещая возместить все издержки.

Изложенная притча помогает довольно ясно понять, кто есть наш ближний. На вопрос Христа законник ответил, что для страдальца ближним из этих троих явился «оказавший ему милость». Соответственно Господь повелевает ему, а через него и всем нам: «Иди, и ты поступай так же» (Лк 10:37).

Как правило, мы готовы помогать и делать добро родным и близким людям, тем, кого хорошо знаем, и кто в свое время помог нам, либо способен сделать это в будущем. Бывает, что мы готовы вступиться за человека, которого несправедливо обидели. Сострадание к тому, кто попал в беду не по своей вине, может проявляться нами достаточно охотно. Однако порой в нашем сердце нет сопереживания тем, кто сам виноват в своих проблемах и сложностях, кто по собственной неправоте или глупости оказался в трудных условиях. Например, вокруг можно видеть людей, которые дошли до жизненного дна, и которых принято называть асоциальными элементами и относиться к ним с небрежением. Порой даже приходится слышать, что не стоит таким людям помогать, поскольку они сами пришли к такому состоянию. Между тем, человек, шедший из Иерусалима в Иерихон, в определенной степени также был сам виноват в том, что с ним приключилось, ведь хорошо известно, что отправляться в путь одному, особенно если это очень сложная дорога, нельзя, необходимо идти с кем-то, ибо можно попасть в самую непредвиденную ситуацию. Христос показывает, что мы должны проявлять милость независимо от того, по какой причине тот или иной человек испытывает трудности. Милосердие не ищет повода для отказа, оно изливается по любви, которая имеет потребность в постоянном самовыражении.

Не существует никаких ограничений и для того, чтобы мы делали добро тем, кто от нас чем-то отличается – национальной или религиозной принадлежностью, социальным статусом или мировоззрением. Бог безгранично любит всех людей. Зачастую мы участвуем в жизни тех, кто нам близок, и с кем мы чем-то соединены – дружбой, общением, интересами. Но если кто-то на нас не похож, не разделяет наших взглядов и имеет иное мнение, это вовсе не означает, что такой человек перестает быть нашим ближним, и христианское отношение к нему с нашей стороны не является обязательным. Милосердный самарянин не выяснял, кем был тот человек, которого он нашел на дороге едва живым, он просто помог ему по зову своей доброй души. Настоящий христианин призван находить в своем сердце место для всех.

Любовь и милосердие не существуют лишь на уровне сочувствия и сопереживания, они должны находить воплощение в практическом действии. Священник и левит, видя израненного человека, наверняка внутри себя посочувствовали ему, чего с точки зрения Божественной заповеди о любви явно недостаточно. Когда мы испытываем боль, то не ограничиваемся словесным или мысленным состраданием к себе, но предпринимаем конкретные шаги, чтобы облегчить свое состояние. Точно также нам надлежит поступать и с окружающими, ибо Господь учит любить ближнего, как самого себя. Бог ждет от каждого из нас любящего сердца, которое не только говорит, но и действует. Аминь.

Проповедь епископа Петергофского Серафима, произнесенная за Божественной литургией в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова в 26-ю Неделю по Пятидесятнице, 25 ноября 2018 года.