- Санкт-Петербургская Духовная Академия - https://old.spbda.ru -

Епископ Петергофский Серафим. Возможность творить добро – всегда рядом

Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

В неделю 23-ю по Пятидесятнице на основе евангельской притчи о богаче и Лазаре Святая Церковь призывает нас к рефлексии собственного образа жизни, анализу и оценке нашей поведенческой парадигмы.

Христос описывает две жизненные судьбы – беспечного богача и страдающего праведника и на их примере показывает, насколько важно иметь правильные ценностные ориентации, чтобы наследовать вечную жизнь.

«Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно» (Лк 16:19) – так Спаситель описывает образ жизни богача, в котором на первый взгляд не видно ничего предосудительного: нет ни слова о каких-то тяжелых грехах или преступлениях этого человека. Между тем последняя фраза ясно указывает на корень проблемы – богач жил беззаботно, вся его жизнь представляла бесконечный греховный пир. Он не думал о собственной душе, все его мысли и действия были посвящены угождению плоти. Этот богатый человек совершенно не интересовался духовными вопросами, в шкале его ценностей высшее место занимали только материальные потребности. Он не заботился ни о ком, кроме себя, его цель – это непрерывная сладкая земная жизнь. Как это похоже на состояние многих современных людей, которые забывая или отвергая Бога, всю свою жизнь посвящают потреблению материальных благ и достижению максимального комфорта. Сегодня безудержная консумпция, по сути, становится общей идеологией глобального мира: человеку предлагается быть прагматичным потребителем и забыть о качествах своей духовной природы. Святитель Иоанн Златоуст наставляет нас: «Мы не для того родились и живем, чтобы есть и пить, но для того едим, чтобы жить. Не жизнь для пищи, но пища для жизни дарована от начала».

Рядом с богатым человеком, совсем близко – у его ворот лежал весь в струпьях нищий по имени Лазарь, который «желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его» (Лк 16:21). Обстоятельства жизни этого нищего еще более наглядно показывают, что грех богача состоял в его абсолютном равнодушии и безучастии к страданиям ближнего. Само по себе наличие богатства не является грехом, но осуждению подлежит неверное отношение к нему. К сожалению, богатый человек никого кроме себя не видел, он проводил жизнь в постоянных наслаждениях и проявлял полное безразличие к проблемам другого. Лазарю досталась тяжелая доля, он пребывал в нищете и болезнях, но вовсе не потому, что был в чем-то грешен – контекст притчи, напротив, свидетельствует о его праведности. Он с неимоверным терпением переносил все физические и душевные скорби, всецело вручая себя Божественному Промыслу. Вполне очевидно, что в лице Лазаря Бог пытался войти в жизнь богача: ему давалась возможность оказать помощь нуждающемуся, и тем самым исправиться и изменить свое эгоистичное поведение. Причем для этого не требовалось каких-то огромных усилий, достаточно было просто внимательно оглянуться вокруг и сделать несложное доброе дело. Однако богатый человек оказался настолько черств к боли Лазаря, что даже не посчитал необходимым бросить ему хотя бы кусок хлеба: последний вынужден был вместе с бродячими собаками питаться падавшими крохами. Нередко мы также оказываемся в ситуации, когда нам дается шанс в конкретных поступках выразить свою веру. В такие моменты от нас, как правило, ожидается лишь элементарное соучастие в жизни другого человека посредством нашей душевной доброты и тепла. Но мы предпочитаем сделать вид, что вроде бы не замечаем трудностей ближнего, замыкаемся только на себе и не желаем поделиться тем, что у нас есть.

Посмертная участь героев данной притчи явилась прямым следствием их земной жизни – нищий Лазарь обрел упокоение на лоне Авраамовом, а богач был обречен на муки в аду (Лк 16:22-23). Дальнейший диалог между богачом и праотцом Авраамом указывает на два важных аспекта: во-первых, между раем и адом существует непреодолимая пропасть, в связи с чем о своем вечном воздаянии необходимо думать и заботиться во время земной жизни; во-вторых, единственным средством достижения небесного блаженства является соблюдение заповедей и предписаний Священного Писания.

Мучимый в адском пламени богач просит Авраама, чтобы тот послал к нему Лазаря, который бы омочил палец в воде и остудил его язык. На это праотец отвечает: «между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам переходят» (Лк 16:26). Независимо от того, верил человек в Бога при жизни или не верил, жил ли в соответствии с Его Словом или нет – каждого ожидает возмездие, соответствующее его земному поведению. Можно находить сколько угодно оправданий грехам, неправильным поступкам и духовной лености на земле, однако ни одно из них не будет принято во внимание в вечности. Между раем и адом нет никакой коммуникации точно так же, как нет ничего общего у добра со злом. Необходимо осознанно подходить к земной жизни, которую нельзя тратить впустую, отдаваясь бездумным развлечениям и сластолюбию. Время жизни должно посвящаться нами духовному обогащению, обретению ценностных смыслов, совершенствованию всего нашего существа. В вечной перспективе невозможно перейти из ада в рай, но это можно сделать сейчас, когда исключительно от наших действий зависит то, что зарождается в нашей душе – райское блаженство или адское пекло.

Вторая просьба оказавшегося в огненных муках богача очень похожа на прихотливое желание многих современных людей, а именно: он просит, чтобы Авраам послал Лазаря к его братьям засвидетельствовать им неминуемость посмертной ответственности, дабы и они не оказались в месте мучений. На это праотец справедливо ответил, что у них есть «Моисей и пророки» – то есть Священное Писание, в котором содержится все, что необходимо человеку для спасения. Но богач говорит, что его родственники покаются лишь в том случае, «если кто из мертвых придет к ним». Тогда Авраам подводит справедливый итог: «если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк 16:30,31). Иногда некоторым людям кажется, что если бы в их жизни произошло некое невероятное знамение, то они обязательно бы уверовали в Бога. Между тем, даже когда нечто подобное происходит, далеко не всегда человек отвечает твердой верой: одни довольно быстро забывают о случившимся, другие пытаются дать этому то или иное объяснение. Священное Писание – это самое главное сверхъестественное явление в нашей жизни. На его страницах Господь открыл нам все, что необходимо для наследования Царства Небесного. Каждый из нас должен принять и познать Бога не разумом или внешним ощущением, но душой и сердцем. Очень важно, чтобы желание соединиться с Господом и войти в вечную жизнь с Ним происходило не из страха перед адскими мучениями, но проистекало из даруемой Им любви и стремления разделить ее с окружающими. Аминь.

Проповедь епископа Петергофского Серафима, произнесенная за Божественной литургией в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова в день памяти иконы Божией Матери Казанская, 4 ноября 2018 года.