21 сентября 2014 года, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии, ректор Санкт-Петербургской православной духовной академии архиепископ Петергофский Амвросий совершил Божественную литургию в храме Двенадцати апостолов исторического здания Духовной академии. В храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова праздничное богослужение совершил епископ Афанасий (Евтич).
Высокопреосвященнейшему архиепископу Амвросию сослужили: архимандрит Нектарий (Марченко), настоятель Оранского Богородицкого мужского монастыря Нижегородской епархии; священник Глеб Санюк, иеромонахи Сергий (Иванов), Виталий (Морозов), диакон Герман Ранне; чин исповеди совершил иеромонах Варфоломей (Магницкий).
Пел академический смешанный хор под управлением монахини Ксении (Каньшиной).
После чтения евангельского зачала с
проповедью к молящимся обратился аспирант академии чтец Алексий Беспалов.
На сугубой ектении были произнесены прошения о христианах, гонимых в Сирии, Ираке, Украине и во всем мире. После ектении архиепископ Амвросий прочитал молитву об утверждении мира в Донецкой и Луганской землях, о людях, пострадавших в братоубийственной войне на Донбассе.
За Литургией в Иоанно-Богословском храме Преосвященнейшему епископу Афанасию сослужили: архимандрит Софроний (Смук); иерей Матти Валлгрен, клирик Финляндской Православной Церкви; священник Андрей Парафенюк, иеромонах Афанасий (Букин), протодиакон Кирилл Журавлев, иеродиаконы Феодосий (Желновачев) и Владимир (Палибрк).
Пел женский хор под управлением Лидии Масловой.
Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Повествование канонических Евангелий не рассказывает нам о событии Рождества Приснодевы, так же, как и о многих других событиях Ее жизни. Благоговение авторов Священной Истории перед великой Тайной и непостижимостью Божественного промысла отражается в одном из шедевров литургического творчества – задостойнике праздника Рождества Христова: «Любити убо нам, яко безбедное страхом, удобее молчание…». В переводе с церковнославянского эти слова означают что даже прославляя Богоматерь в хвалебных песнях, нам лучше хранить молчание, дабы избегнуть опасности неверно изложить непостижимое для человеческого разума таинство Приснодевы.
История рождества Девы Марии известна нам из апокрифического Протоевангелия Иакова (II век). Согласно этому преданию родители Пречистой Девы происходили из рода царя Давида и вели благочестивую жизнь. Однако, дожив до преклонного возраста, они не имели детей, что для того времени, когда еврейский народ жил ожиданием пришествия мессии, рассматривалось как тяжкое наказание Божие за грехи. Древнее предание повествует, что однажды, придя в храм и желая принести жертву Богу, праведный Иоаким прилюдно получил от священника отказ принять его жертву, как от нераскаянного грешника. Узнав об этом, праведная Анна с безутешным плачем обратилась к Богу, и в течение некоторого времени непрестанно молилась, прося у Бога ниспослать ей чадо. Молился, удалившись в пустыню, и святой Иоаким. Их прошение было услышано. Явившийся ангел благовестил супругам рождение необыкновенной дочери, что и произошло в указанный срок. Благочестивые родители дали обет посвятить своего ребенка Богу и, по обычаю того времени, отдать его в Иерусалимский храм для служения до совершеннолетия.
Для верующих людей Рождество Богородицы — это особое торжество, повествующее о начале истории спасения человечества, об этом говорят слова праздничного тропаря: «Рождение Твое, Богородица Дева, радость возвестило всей Вселенной: ибо из Тебя воссияло Солнце правды – Христос Бог наш. Он, разрушив проклятие, дал благословение; и, уничтожив смерть, даровал нам жизнь вечную». Подобно лучезарной Звезде, воссиявшей на сумрачном небосклоне томящегося во власти греха и смерти человечества, явилась в мир Пресвятая Владычица, своим рождением возвещая о скором восшествии Солнца, наступлении долгожданного рассвета – пришествие в мир Христа Спасителя.
Первые свидетельства об этом двунадесятом празднике относятся к V в. Это Слова Прокла, патриарха Константинопольского (439 – 446 гг.) и сакраментарий папы Геласия I (492 – 496 гг.). В пользу раннего появления праздника Рождества Богородицы в Восточной Церкви говорит и тот факт, что этот праздник под названием «Рождество Владычицы Марии», есть под той же датой (8 сентября) у иаковитов и несториан, отделившихся от Православной Церкви в V в.
В VII – VIII вв. в Греческой Церкви праздник уже отмечается с большой торжественностью. Св. Андрей Критский составил на него два слова и канон. Древнейшие указания о чине службы Рождеству содержатся в грузинском переводе иерусалимского Лекционария – древнейшего памятника уставного и гимнографического содержания, имеющего греческое происхождение и возникшего в результате литургической деятельности Софрония, патриарха Иерусалимского. (VI-VII вв.)
В XI в. в Иерусалимском богослужебном уставе служба Рождеству Пресвятой Богородицы получила вид очень близкий к нынешнему. Его закрепление в богослужении Греческой Церкви произошло в XIII веке, а впоследствии он получил распространение и в остальных поместных Православных Церквях.
Пресс-служба СПбПДА