О фотоальбоме
Более двухсот редких фотографий, запечатлевших повседневную жизнь иерусалимской обители и облики ее настоятельниц и подвижниц, подарила в 2009 г. одна из известных на Святой Земле, а ныне уже покойная арабская монахиня Феоктиста (Ягнам; † 2011). До 1948 г. она была помощницей игумении Тавифы в Горненском монастыре, а после переселения на Елеон выполняла многие годы функции старшей сестры трех игумений, в том числе и матушки Тамары. Большинство фотоснимков сделаны в 60-80-e годы прошлого столетия самою монахиней и ранее они, за редким исключением, никогда не публиковались. Из богатой коллекции выбраны лишь 50 фотографий, объединенных одной темой, – «Игумения Тамара и ее окружение». Не все любительские фотографии монахини Феоктисты и других неизвестных авторов одинаковы по размеру и имеют хорошее качество, но они ценны тем, что дают представление о внешнем облике, пожалуй, самой известной русской игумении XX века на Святой Земле, какою была матушка Тамара. К сожалению, на снимках сегодня трудно идентифицировать запечатленные разными фотографами портреты других деятелей Зарубежной Церкви. Это не удалось сделать и состарившимся ныне елеонским монахиням арабского происхождения, выступавших при подготовке этого материала в роли добровольных консультантов и комментаторов тех или иных событий в жизни монастыря и его настоятельницы. После публикации данного материала вся фотографическая коллекция на тему «Игумения Тамара», как это в свое время и было обещано матушке Феоктисте, будет передана в дар архиву Баварской Государственной библиотеки в Мюнхене, где уже хранятся и другие документы и тематические фотоснимки из жизни Елеонского монастыря в Иерусалиме.
Страница первая. «Царственная игумения» и ее помощница
В русском народе Татьяну Константиновну Романову во времена царской России называли княжной императорской крови. Она была старшей дочерью великого князя Константина Константиновича (1858-1915) и великой княгини Елизаветы Маврикиевны – урожденной Елизаветы Августы Марии Агнесы, принцессы Саксен-Альтенбургской, герцогини Саксонской (1865-1927). В первом браке Татьяна Константиновна была замужем за князем Константином Александровичем Багратионом-Мухранским (02.03.1889-19.03.1915), а во втором – за полковником Александром Васильевичем Короченцевым (1877-1922). От первого брака родились дети: Теймураз (1912-1992) и Наталия (1914-1984), чьи редкие фото тоже представлены в тексте. В 1946 г., проживая в Швейцарии, дважды овдовевшая Татьяна Константиновна приняла монашеский постриг с именем Тамара в Женевском соборе Воздвижения Креста Господня, где она несколько лет была старостой местного православного прихода (1). Иноческий постриг в присутствии архиепископа Западно-Американского и Сан-Францисского Антония (Медведев; 1908-2000) совершил Блаженнейший Митрополит Анастасий (Грибановский; 1873-1965), второй Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви. По благословению владыки Анастасия инокиня Тамара в декабре 1946 г. переехала в Иерусалим и начала свой монашеский подвиг в Гефсиманской общине Воскресения Христова. В крипте церкви св. Марии Магдалины в Гефсимании были похоронены останки ее родственницы, преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны. В Гефсиманской общине с монахиней Тамарой впервые познакомился новый Начальник Русской духовной Миссии РПЦЗ, архимандрит Димитрий Биакай (1908-1985), имевший по приезду в Иерусалим временную келию у подножия Елеонской горы. В 1951 г. монахиня Тамара переселяется на вершину Елеонской горы, где временно выполняет функции „заместительницы“ уходящей на покой схиигумении Антонии. Определением Синода РПЦЗ от 31 июля / 13 августа того же года матушка Тамара становится новой игуменией Свято-Вознесенского монастыря, административно находившегося тогда на территории арабского села Ат-Тур (от арамейского названия Елеонской горы – Тура-ейта) в Трансиордании, входившей в состав Иорданского королевства. В ходе войны 1967 г. Иордания потеряла контроль над всей Елеонской горой и она вместе Свято-Вознесенским женским монастырем полностью перешла под контроль Израиля. С 14 сентября 1951 г. – первого дня правления матушки Тамары на посту настоятельницы женской обители, ее верной помощницей стала арабская монахиня Феоктиста.
Палестинская арабка Феоктиста еще с ранней юности связала свою судьбу с Русским Православием (3). Поступив в монастырь, она стала заметной фигурой в монашеской жизни Святого Града Иерусалима и достигла особого подвига, став самой близкой помощницей нескольких игумений Елеонской горы. Все русские архиереи РПЦЗ, посещавшие в разные годы Елеонский монастырь, отмечали обрусевшую матушку Феоктисту как одну из самых деятельных монахинь, которая любовью к Богу, подвижничеством, преданностью монашескому деланию, снискала среди сестер обители не меньшее уважение, чем управлявшие там игумении.
„…Матушка Феоктиста была очень грамотной, она получила хорошее образование и воспитание в колледже в Берзете. Кроме родного арабского она знала английский и русский. Ее жизнь была связана с матушкой Тамарой, которой она была очень предана. Может, это и не всем нравилось в монастыре, но к этой деятельности подвигало великолепное знание ею нескольких языков и в первую очередь арабского. Ни игумения Тамара, ни отец Димитрий не знали арабского языка, а языком всех учреждений в арабском селении Атур, где находится наш монастырь, был только арабский. Матушка Феоктиста была настоящей и очень скромной монахиней. Она никогда не говорила о мирских делах, никого не осуждала и, если и разговаривала с мужчинами, то никогда не смотрела им в лицо. Несмотря на ежедневную занятость, она вела уроки вышивки и сама составляла узоры для вышивания. Она была еще и художницей, профессионально изучавшей живопись“.
(Из воспоминаний монахини Вероники (Рахеб) (Cм.: 3)
Страница вторая. Духовный наставник и друг во Христе
„…Начальник Русской духовной Миссии РПЦЗ, архимандрит Дмитрий (Биакай) был для матушки «духовным отцом, руководителем и поддержкой» (См.:2). Без его благословения игуменья Тамара никогда не решалась самостоятельно приступать к каким бы то ни было делам, даже если это касалось мелких ремонтных работ в обители. Духовную дружбу они сохранили до последних дней своей жизни. Когда они оба пребывали на покое, келия отца Димитрия находилась в одном домике и рядом с келией матушки Тамары. Вместе они ходили обедать в одну маленькую комнатку-трапезную“.
(Из воспоминаний матушек Феоктисты и Екатерины (Самара))
„…Мне еще в молодые годы приходилось слышать, как многие спрашивали наше монастырское начальство: зачем вы принимаете в русский монастырь арабок? И местные греки с упреками выговаривали отцу Димитрию: «Почему вы, не согласовывая с нами, принимаете к себе арабских девочек из наших приходов? Это же дети наших прихожан?» А отец Димитрий отвечал им так: «А вы не открыли им православный монастырь, вот и идут многие к нам. А некоторые уходят в католические монастыри. Кто же будет хранить Православие на Святой Земле?“
(Из воспоминаний монахини Вероники)
Страница третья. „Наша дорогая aмма“
„…В 50-е годы на Святой Земле обозначилось растущее недовольстве православных арабов греческим руководством в Иерусалимском Патриархате: арабы, не понимавшие по-гречески, требовали частичной «арабизации» церкви. Некоторые родители из числа арабов-христиан охотно отдавали своих девочек на воспитание или обучение русскому языку в Елеонский монастырь и Вифанскую школу».
(Из воспоминаний монахинь Вероники и Феоктисты)
„…Матушка Тамара поддерживала русский дух в обители и старалась дать арабским девочкам русское образование. Она сама преподавала им русский и церковнославянский языки, русскую литературу…“
(Из воспоминаний монахинь Вероники и Екатерины)
Ныне «Соню» величают матушкой Христиной, подарившей автору это фото. Некоторое время в монастыре существовала своя небольшая ферма. Детей нужно было кормить молочными продуктами.
„…Много лет на Елеоне отец Димитрий и игумения Тамара вместе составляли то, что в миру зовется ныне… «тандемом»! Между ними были взаимопонимание и духовная дружба. Отец Димитрий давно знал, что я, еще будучи 8-летней девочкой, молила Господа получить при постриге монашеское имя Тамара. Подражая нашей «амме»…“
(Из воспоминаний матушки Тамары (Хури))
„Старшие монахини Елеонской обители, принятые в монастырь в годы правления настоятельницы Тамары, называли ее между собою не только «царственной игуменьей», «иконой Старой России», но и нежно – «дорогой аммой».
(Из воспоминаний матушек Христины (Диаб) и Тамары)
Страница четвертая. „Дорогие мои сестры“
„Cкромная и смиренная, матушка Тамара всегда держала себя с достоинством…“
(Из воспоминаний матушки Тамары)
„…Несмотря на большую занятость, игумения Тамара не забывала и своей главной обязанности – заботы о духовном совершенствовании своих сестер во Христе. Одной из своих послушниц она передала книгу сочинений преподобного Аввы Дорофея со следующими наставлениями: «5 января 1963. Великое Крещенское Водоосвящение. Инокине Ирине. Духовной Дщери моей. Аввы Дорофея всю эту книгу читай, внимай, изучай, чтобы душа ум и сердце напитались этими поучениями монашескими; чтобы ими жить; и направлять ими свою волю, свои действия; подыматься, а не опускаться. Читай все по порядку, а потом в разбивку. Ищи ответы по указателю вопросов (в конце), там указаны страницы, где найти. Живи этой книгой, она поможет тебе спасаться. Когда оторвется верхняя корка, принеси мне. Никому не отдавай книгу. Подчеркивай карандашом места кот.[орые] Тебе особенно понравятся или помогут жить и спасаться».
(Из письма в Санкт-Петербург монахини Марины (Чертковой)) (См.:4)
„…Она ничем не отличалась от своих сестер, и ее трапеза была самой обыкновенной, причем за трапезой она всегда пользовалась только одной ложкой…“
(Из воспоминаний монахини Вероники)
Всего за годы правления игуменьи Тамары в монастырь было принято около двадцати православных арабок, но не все из них решили стать монахинями. Ныне (2014) в монастыре подвизаются 12 арабских монахинь (примечание автора).
„…Я с детства в монастыре полюбила все-все русское, и даже «Божьи каши» и борщи. По национальности-то я была арабкой, а по самосознанию всегда чувствовала себя русской“.
(Из воспоминаний монахини Вероники)
„… матушка Тамара всецело была предана монашеству и в трудные послевоенные годы очень подняла наш монастырь… Она была воплощением благородства, любви и смирения. Все ее лично знавшие отмечали, что она обладала истинной простотой и была самой почитаемой игуменией на Елеоне“.
(Из воспоминаний монахини Вероники )
Cтраница пятая. «Матушку все ценили и уважали на Святой Земле»
„… Ее отличали доброта, заботливость, терпимость и любовь к ближним. Ее ценили и уважали многие на Святой Земле. Она укрепила экономическое положение монастыря и пополнила его новыми насельницами. Она умела расположить к себе местное православное население, благодаря чему многие состоятельные арабские семьи стали отдавать своих дочерей на воспитание в обитель и тем самым подкрепляли наш монастырь и финансово“.
(Из воспоминаний монахини Вероники)
„Благодаря широким контактам с миром, где ее ценили и уважали, и добрым отношениям с Иерусалимской Патриархией, где православные греки с ней считались уже только потому, что она приходилась племянницей греческой королевы Ольги (1851-1926) матушка Тамара упрочила в Иерусалиме положение не только Елеонской обители, но и размещавшейся в ней Русской Духовной Миссии, представлявшей в Палестине интересы Русской Зарубежной Церкви“ .
(Из воспоминаний монахинь Феоктисты, Тамары и Вероники)
В 60-80 годы прошлого столетия на Западе многих верующих женщин, желавших принять монашество именно на Святой Земле, «притягивало имя игумении Тамары, ее происхождение из Императорской фамилии». Oднако были и исключения: «…Я поступила из Франции, когда Матушка Тамара уже была совсем старенькая. Но это не помешало подробно расспросить меня, откуда я, какое мое образование и т. д. и назначить послушания… Я поступила на Елеон не из-за матушки Тамары, а потому, что мне очень понравились церковные службы этого монастыря».
(Из письма в Санкт-Петербург монахини Марины Чертковой) (См.:4)
„…Несмотря на большую загруженность в монастыре, она всегда находила время для встречи с паломниками, прибывавшими в Святую Землю. Она всегда была им рада, часто беседовала с ними, давала наставления. И это находило благодарный отклик в их сердцах: многие, уезжая, искренне говорили ей о том обновлении, которое произошло в их душах, со многими из них завязывалась переписка. Епископ Лавр в своих воспоминаниях отмечал: «…когда мы, паломники, бывали в Святом Граде Иерусалиме и бывали на богослужениях в Елеонской обители, то радостно нам было всем видеть в храме за богослужениями и Матушку Игуменью Тамару, которая… приходила в храм и все также старалась всех обласкать…» (4).
(Из воспоминаний матушек Феоктисты, Вероники и Тамары)„…Матушку Тамару и отца Димитрия хорошо знали и ценили как в Иерусалиме, так и за его пределами. В числе почитателей игуменьи Тамары оказались и король Иордании Хуссейн (1935-1999) (Хусейн I бен Талал, король Иордании), благородно покровительствовавший обители, а также его мать – королева Иордании Зейн аль-Шараф, к которой по ее приглашению два раза ездила в Амман матушка Тамара. Король благородно покровительствовал нашей обители и Миссии. Не без помощи короля 11 июня 1958 г. отец Димитрий вместе с матушкой Тамарой организовали на Елеоне большие торжества по случаю 100-летнего юбилея Русской духовной миссии, где было очень много зарубежных гостей, в том числе личный представитель короля Иордании и английский посол в Иордании“.
Страница шестая. Матушка Тамара и ее родственники
„…Она никогда не любила говорить о своей прошлой жизни. Это уже потом мы узнали, что по первому браку она была Багратион-Мухранской, а по второму – Короченцевой. А если иногда она и рассказывала о своей семье, то не говорила «мой муж», а только – «отец моих детей», которым был князь Багратион-Мухранский…“.
(Из воспоминаний монахинь Феоктисты и Вероники)
Второй брак Татьяны Константиновны с полковником Александром Васильевичем Коронченцевым (17(29).08.1877-06.02.1922), служившем в л.-гв. Конно-гренадерском полку и заведовавшем в 1907-17 гг. двором великого князя Дмитрия Константиновича, длился всего три месяца – с 9 ноября 1921 г. по 6 февраля 1922 г. Второй супруг скончался от дифтерита в Лозанне. Известно, что Александр Васильевич был сыном генерал-лейтенанта в отставке Василия Петровича Короченцева и Марии Константиновны, урожд. Номикосовой (примечание автора).
„..Несколько раз на Елеон приезжала княжна Вера Константиновна, младшая сестра нашей игумении Тамары. Мы ее тоже любили, называли «щедрой, заботливой, но строгой тетей Верой», а взрослые монахини обращались к ней cо словами „Ваше Высочество“. Вера Константиновна родилась 24 апреля 1906 в Павловске (Санкт-Петербург), а умерла 11 января 2001 г. в Нью-Йорке“.
(Из воспоминаний монахинь Тамары и Вероники)
Сын Татьяны Константиновны – Теймураз Константинович Багратион-Мухранский в звании лейтенанта югославской армии женится на Екатерине Рачич (Кити; 04.07.1919-20.12.1946). До свадьбы в сербском г. Белая Церковь он окончил учебу в Крымском кадетском корпусе. Позднее – Теймураз Константинович стал бизнесменом и директором Толстовского фонда в Нью-Йорке.
Слева на фото: британский дипломат, поэт и переводчик Чарльз Хепбёрн-Джонстон (11.03.1912-23.04.1986), он же – муж дочери Татьяны Константиновны – Натальи (19.04.1914-26.08.1984), вышедшей замуж в 1944 г. В центре – графиня Ирина Сергеевна Чернышева-Безобразова, жена сына Теймураза (крайний – справа). Cэр Чарльз Хепбёрн-Джонстон одновременно с дипломатической работой на протяжении всей жизни писал и публиковал стихи, а также работал над переводами с русского языка.
Наибольший резонанс вызвал его перевод «Евгения Онегина» размером подлинника с сохранением рифмовки, то есть онегинской строфой. “Евгений Онегин” на английском языке в переводе Чарльза Джонстона вышел в 1977 г. и до сих пор считается одним из лучших.
Наталья Константиновна Багратион–Мухранская (19.04.1914-26.08.1984), дочь матушки Тамары и супруга дипломата и литератора Чарльза Хепбёрна-Джонстона. Оригинал этого и двух других похожих фото Натальи Константиновны хранятся в лондонской Национальной портретной галерее.
Страница седьмая. „…Когда креста нести нет мочи“
„…После 24-х лет несения на Елеоне игуменского креста игуменья Тамара почувствовала, что она стала заметно стареть и ей уже трудно исполнять обязанности игуменьи, и в 1975 г. она попросила благословения отойти на покой“.
(Из воспоминаний монахинь Тамары и Вероники)
„… передавая какое-либо письменное послание (наставление, дарственную надпись, фотографию), матушка Тамара никогда не подписывалась. Например, она подарила свою фотографию монахине Феоктисте со следующей надписью: «Дорогой моей и любимой монахине Феоктисте в памятование вместе проведенных в службе Господу Богу 24 года.10 / 23 апреля 1975 года“.
(Из письма в Санкт-Петербург монахини Марины Чертковой) (См.:4)
16/29 июля 1979 г. матушка Тамара слегла и врачи установили у нее гангрену. Тромб закупорил артерию на левой ноге. На той самой ноге, которую она сильно ушибла в молодые годы, катаясь в санях. Хирургическое вмешательство с полным наркозом матушка не выдержала бы – таково было решение врачей. К матушке Тамаре из Америки прилетели сын Теймураз с супругой и сестра Вера Константиновна. Паломничающий в это время на Святой Земле архиепископ Антоний Западно-Американский и Сан-Францисский совершил таинство елеосвящения. У постели умирающей ежедневно читали церковные службы и акафисты. В день Преображения Господня матушку Тамару посетил греческий митрополит Василий Кесарийский в сопровождении архимандритов и диакона. Возложив на тяжко болящую омофор, митрополит со слезами, коленопреклоненно прочитал молитву на исход души. В праздник Успения Пресвятой Богородицы умирающую матушку Тамару причастили. После обеда она мирно отошла ко Господу.
(Из воспоминаний елеонских монахинь)
„…Я навсегда, на всю жизнь запомню, какой любовью окружали ее … весь месяц ее духовные дочери. Самая младшая из них после кончины матушки сказала, заплакав, что, вот она четыре года здесь и никогда матушка ее не побранила… А на это другие – постарше, сказали: «А разве нам хоть когда она резкое слово сказала!?» «А со мной (прибавила одна) матушка под столом играла, когда я была маленькой принята ею!»
(Из воспоминаний епископа Лавра. См.:6)
«…В обнаруженном в личных вещах тексте завещания матушка Тамара написала также и о том, чтобы после ее кончины „не трогали и не отправляли из обители всех арабских послушниц и монахинь…»
(Из воспоминаний монахини Екатерины)
«… Отпевание совершал Высокопреосвященнейший Архиепископ Антоний со священнослужителями Миссии РПЦЗ. Матушка Тамара, управлявшая обителью 24 года, была похоронена при огромном стечении народа за алтарной частью Спасо-Вознесенского храма…»
(Из воспоминаний монахини Феоктисты)
«…Строго-уставно шел чин монашеского погребения. Грустно звучал перебор колоколов… А перед последним целованием слово Владыки о почившей Матушке прозвучало с такой силой и сердечной искренностью, что буквально вся церковь рыдала. Но вот и последний путь Матушки к месту земного упокоения. Могила уготована за алтарем Вознесенского храма, рядом с могилой первой настоятельницы Елеона Монахини Евпраксии. Последняя лития… Образом креста осыпается тело землею и поливается елеем… По завещанию Матушки, тело предается земле без гроба. Последний перезвон колоколов…Уже и крест осенил свежую могилу, а сестры и молящиеся не расходятся, творя молитвы за всех любившую и всеми любимую Игуменью Тамару». (См.:5)
Белого цвета каменное надгробие венчает крест с вправленными в него фотографией матушки Тамары и иконкой. У подножия креста в небольшом фонаре в форме часовенки теплится в красной лампаде огонь.
…Спустя два месяца после похорон популярное издание РПЦЗ «Православная Русь» опубликовало несколько ценных материалов о прошедших на Елеонской горе похоронах игумении Тамары, среди них – «Слово при отпевании» архиепископа Западно-Американского и Сан-Францисского Антония (1908-2000) и некролог епископа Лавра (1928-2008) «Памяти игумении» (Cм.:7 и 6).
Литература
- Холодюк А. «Низкий поклон матушке Тамаре». – Электронный ресурс. URL: http://www.sedmitza.ru/text/1424469.html
- Холодюк А. «Наш дорогой отец Димитрий». – Электронный ресурс. URL: http://www.pravoslavie.ru/smi/54893.htm
- Холодюк А. «Арабка с русскою душою». Беседа с монахиней Вероникой (Рахеб), насельницей Вознесенского монастыря на горе Елеон. –Электронный ресурс. URL: http://www.pravoslavie.ru/guest/47164.htm
- Андреев В. Е. Игумения Тамара. Дочь великого князя Константина Константиновича, последнего владельца Мраморного дворца. – Электронный ресурс. URL: http://www.konstantinpalace.ru/doc/2010-Андреев.doc
- Кончина и погребение игумении Тамары. – Православная Русь. № 19 (1165). 1/14 октября 1979 ; также – Электронный ресурс. URL: http://tganff.blogspot.de/2013/07/blog-post_9719.html
- Лавр, епископ. Памяти игумении Тамары. – Православная Русь. № 19 (1165). 1/14 октября 1979. С. 15.
- Слово при отпевании матушки игумении Тамары, произнесенное Архиепископом Западно-Американским и Сан-Францисским Антонием в храме Спасо-Вознесенского женского монастыря на вершине горы Елеонской 16 / 29 августа 1979 г. – Православная Русь, № 19 (1165). 1/14 октября 1979.