В 2014 году Русская Православная Церковь и Российское государство празднуют 700 лет со дня рождения преподобного Сергия, игумена Радонежского. То, что память святого вышла за рамки исключительно церковного почитания, приобретя характер события государственного масштаба, указывает не только на особое место преподобного Сергия Радонежского в сонме святых, но и говорит о нем как об одном из созидателей государства Российского.
Промыслу Божию было угодно, чтобы житие столь значимой для страны и Церкви личности было избавлено от «народного творчества», которое мы наблюдаем в житиях многих святых, живших в столь давние времена. Житие Радонежского подвижника было написано его учеником – Епифанием Премудрым, который сам был свидетелем жизни и подвигов преподобного. Повествование Епифания послужило основой для всех дальнейших исследований жизни и трудов преподобного Сергия Радонежского, благодаря его свидетельству словесный образ преподобного дошел до нас сквозь семь столетий в неискаженном виде.
Преподобный Сергий (в миру – Варфоломей), родился в 1314 году в городе Ростове, в семье боярина. Уже вскоре после его рождения для родителей Варфоломея стало очевидно, что благодать Божия коснулась их сына. Варфоломей с детства отличался от своих сверстников любовью к уединению и молитве, и чувствовалось, что этот ребенок имеет особую одаренность свыше. Столь великое духовное дарование, как любовь к Господу юного Варфоломея, не могло не сопровождаться и ответственностью за полученный дар. Подвиги молитвы, терпения и смирения, которые прославили будущего Всероссийского игумена, начались в семилетнем возрасте, когда родители отдали его учиться грамоте. Оказалось, что ребенок, на которого чуть не с самого его рождения все смотрели как на особого избранника Божия, оказался неспособен к элементарным вещам. Он не мог научиться читать! Наказания учителя, скорбь об его нерадении родителей, насмешки соучеников явились первым жизненным испытанием Варфоломея. Эти испытания закончились встречей со старцем и чудом вразумления Варфоломея книжной грамоте. Но они научили его не только и не столько грамоте, сколько указали единственно верный путь по преодолению неразрешимых трудностей, которых в его жизни будет еще очень много. Это путь молитвы, путь терпения, путь неустанного труда, путь всецелого упования на милость Божию.
Варфоломей рано почувствовал призвание к монашеской жизни. И он испрашивает у своих родителей благословения на иноческое житие. Они же, понимая умонастроение своего сына и разделяя его стремление посвятить себя Богу, тем не менее просят не оставлять их одних в старости. Исполняя сыновний долг, Варфоломей остается со своими родителями. Когда же дни их жизни подошли к концу, он проводил их в вечность, отдал свою часть наследства младшему брату и вместе со своим старшим братом (к тому времени овдовевшим и принявшим монашество), ушел в дремучие леса Радонежа. Выбрав в лесу место, наиболее удаленное от человеческих жилищ и дорог, братья сооружают маленький храм и отправляются к митрополиту Феогносту с просьбой об освящении церкви. С благословения митрополита церковь освятили в честь Святой Троицы. Так было положено начало знаменитой Свято-Троицкой лавре, прославившейся именем преподобного Сергия.
Вскоре после освящения храма старший брат Варфоломея, Стефан, не выдержав тягот отшельнической жизни, ушел в Московский Богоявленский монастырь. Варфоломей остался в полном одиночестве. В двадцать три года от роду он призывает игумена Митрофана и принимает монашеский постриг в день памяти мучеников Сергия и Вакха, и по традиции того времени ему дают имя того святого, в день памяти которого был совершен постриг. Варфоломей получает имя Сергий, с которым он и вошел в историю.
Для преподобного Сергия монашеская жизнь не явилась чем-то новым. Собственно говоря, такая жизнь и была для него естественна, другой он не знал и до своего пострига. Монашество было его призванием. Добровольным и радостным состоянием. Наверное, подобное призвание, как и всякое другое, сложно назвать подвигом, поскольку призывает на служение Бог. Но вот для того, чтобы отстоять это призвание и не свернуть с пути, который предусмотрел Господь, преподобному Сергию требовались совершить настоящий подвиг, в который он вложил все свои духовные дарования и физические силы. По свидетельству Епифания Премудрого, начало иноческого жития преподобного Сергия было похоже на объявление ему войны со стороны сил зла, которые страшными видениями, звуками, мыслями, искушениями пытались запугать и сломать преподобного. Изгнать его с места молитвы. Заставить его отказаться от своего призвания. Невозможно описать борьбу преподобного и то, что ему пришлось испытать. Очевидно, что по милости Божией и Его Всесильной поддержке, именно в этой невидимой брани преподобный Сергий подтвердил свое монашеское призвание и приобрел на данные от Бога таланты молитвы и воздержания новые таланты, «добродетелей подвижника» и «истинного воина Христа Бога» (из тропаря преподобному Сергию).
Могло так случиться, что о нем никто бы не узнал. Но Господь явил его миру. К счастью, добрая слава тоже распространяется по земле. Хотя мы знаем (обычно из собственного опыта), как быстро распространяется злая молва. И стоит нам сделать что-то неприглядное, как люди, знающие нас, едва заметной ухмылкой дают нам понять, что они в курсе дела. А вот если сделать что-то по-настоящему доброе, оторвав от своего сердца и поступившись своими удобствами, то такая молва будет распространяться значительно медленнее. Поскольку, к великому сожалению, нам бывает куда приятнее и радостнее распространяться о недостатках других людей, чем об их добродетелях. Когда говоришь о грехах других, то сам на их фоне возвышаешься…
Добрая слава о подвижнике в Радонежском лесу стала постепенно распространяться, и вокруг Сергия стали собираться люди, которые искали совершенства, восприняв слова Христа, сказанные богатому юноше: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим» (Мф 19:21), как руководство в своей собственной жизни. Постепенно возникает монастырь, который очень скоро стал знаменитым на всю страну. Братия избирает преподобного Сергия игуменом монастыря, поскольку все видят в нем духовный авторитет. Игуменство преподобного Сергия полностью воплощает заповедь Спасителя о первенстве среди его учеников: «кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугой» (Мк 9:35). Преподобный трудится больше всех, молится за свою братию и служит ей.
Житие преподобного Сергия наводит на очень многие размышления. И первое, что приходит на мысль, когда знакомишься с его житием, это то, что преподобный Сергий Радонежский, подвижник и молитвенник, был удивительно гармоничным человеком. Все у него было соразмерно. Церковных людей всегда волновал вопрос: как соотнести наше стремление к этой земной жизни, к отечеству, в котором мы живем, с одной стороны, и наше отношение к Богу и к тому вожделенному Небесному отечеству, гражданами которого мы когда-то, по милости Божией, надеемся стать? Каким должно быть соотношение между этими двумя устремлениями человека? С одной стороны – взор на Небо, с другой – взор на землю. Иногда говорили, что все земное надо отринуть. Все устремления человека должны быть только к Небу. Возможно, что для кого-то подобная точка зрения является привлекательной, но она не жизнеспособна. Невозможно идти по земле, смотря не под ноги, а задрав голову вверх. Такое путешествие неизбежно закончится падением и травмой. Да, апостол Иоанн Богослов предупреждает: «Не любите мира, ни того, что в мире» (1Ин 2:15). Но далее апостол говорит о том, чего не надо в мире любить: «Похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1Ин 2:16). Если же человек не любит мир как творение Божие, то он начинает этот мир калечить.
Другие, наоборот, держатся только за землю, только за сегодняшний день, как будто не понимают, что и день этот закончится, и жизнь пройдет. И та, и другая позиция, доведенная до крайности, является неправильной и не спасительной для человека.
Преподобный Сергий умел удивительно сочетать в себе эти два устремления. Он полностью посвятил себя Богу. Ушел из мира. И, казалось бы, какое ему дело до того, что происходит в этом мире, который «лежит во зле» (1Ин 5:19)? Но стремление преподобного Сергия к Небесному отечеству гармонично сочеталось в нем с любовью к родной земле и скорбью о ней. Так же, как любил Иерусалим и скорбел о нем Господь Иисус Христос, оплакивая его грядущее разрушение.
Четырнадцатый век. Уже не первое столетие Русская земля стонет под иноземным игом. И вся беда – оттого, что народ разъединен. Удельные князья, часто родные братья, вместо того чтобы объединиться и дать отпор внешнему врагу, интригуют друг против друга. Они с большей охотой готовы признать над собой власть иноземца и иноверца, чем власть родного брата или отца. Усилия отдельных князей централизовать власть, создать единое государство и сбросить иноземное иго не дают результата. Люди отчаялись и не знают, откуда ждать спасения. И спасение приходит. Приходит не из княжеских палат, а из леса. Игумен Троицкого монастыря Сергий начинает пробуждать в сознании людей необходимость к объединению. Он своим авторитетом примиряет враждующих князей. Объединяет их вокруг Московского князя. Накладывает прещения на непокорных. И, наконец, благословляет князя Дмитрия Донского на битву, которая не только ослабит власть враждебного ига над страной, но и послужит началом бытия централизованного Московского княжества. Как скажет об итоге Куликовской битвы историк Л.Н. Гумилев: «На Куликово поле пришли москвичи, владимирцы, псковичи, ростовчане, а вернулись с Куликова поля – русские».
Преподобному Сергию удалось пробудить в своих соотечественниках национальное самосознание. Подвигнуть их на борьбу сначала со своей гордостью и эгоизмом, а потом и с внешним врагом. И не с именем того или иного государственного деятеля, а с именем монаха, игумена монастыря, связано начало Российской государственности. Молитвенный и гражданский подвиг преподобного Сергия Радонежского положил начало новому государству – Московскому княжеству, и новой этнической общности – русские.
Сугубо прославляя в эти памятные дни преподобного Сергия Радонежского, мы в первую очередь размышляем о том, как благодать Божия ведет человека по его жизни. Как действие Святого Духа преобразует не только человека, но и окружающий его мир, общество, государство.
Апостол Павел свидетельствует, что воздействие Святого Духа на человека не бывает невидимым и не бывает бесплодным. В послании к Галатам он перечисляет плоды Духа Божия: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал 5:22–23). Все эти плоды Святого Духа, без исключения, явил в своей жизни преподобный Сергий Радонежский. Который до сего дня является духоносным источником для людей, прибегающих к нему за поддержкой и утешением.