Сегодня мы вспоминаем ночь Тайной Вечери. «И не было, по слову протопресвитера Александра Шмемана, с той единственной ночи времени, когда бы христиане не вспоминали ее (эту ночь), не вспоминали Христа, не вспоминали ту первую литургию».
Слово «литургия» было известно языческой древности. Литургией называли общественное служение, общественное дело. В греческом городе-государстве так называли устроение игр, устроение школ, украшение городов. В III веке до нашей эры это слово вошло в перевод семидесяти толковников. Оно стало обозначать миссию еврейского народа по приготовлению пришествия в мир Спасителя. Но это все были частные понимания «литургии». Только в христианстве литургия стала общим делом. Мир разделяется на классы, на государства, группы. Разделение идет в семьях, разделение идет в личности каждого человека – грех расщепляет человека. Эта деструкция, это разделение заметно везде и во всем. Все разделяется, и только литургия есть общее дело. Только литургия всех собирает.
Критики религии всегда говорили, что религия – это дело частное. Это стоны человека по поводу своих несчастий к Богу, это его личные взаимоотношения с Богом, это его личные молитвы. И современный мир секулярный, мир либеральный тоже говорит о том, что религия – удел одиночек, удел слабых. Нас пытаются разделить как угодно, вплоть до того, чтобы отделить клириков от мирян: сделать из мирян зрителей, а из священнослужителей актеров-исполнителей. Но литургия на самом деле всех объединяет. Это общее дело, которое нужно совершать всем миром и вместе. Именно εκκλησία (греч. Церковь), собрание стало новым в религиозной жизни. Ведь христиан преследовали не за то, что они поклонялись Христу, а за то, что они собирались вместе в первый день недели.
Вот это собрание, это единство, это общее дело, которое вершат христиане, показалось опасным и страшным языческому миру. Это общее дело объединяет нас всех. Это общее дело заставляет нас принести жертву. Но жертва всегда связана с любовью, потому что только любовь говорит о жертвенности, только любовь способна на жертвы. Если нет любви, то это не жертва, а расчет. В Церковь мы идем за любовью, и только на литургии мы совершаем это благодарение – Евхаристию. Благодарить можно только за дар. Только дар предполагает эту благодарность. «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся». Это общее дело, в котором все мы должны участвовать.
Сардикийский собор, VI Вселенский, 9-е апостольское правило: «Аще кто не причащается отлучен будет». Даже не до трех раз. По 9-му правилу, если не причащается, то не принадлежит нам. Мы – Тело Христово, мы организм. Причастность не только Христу, но друг другу – вот что такое участие в литургии, участие в причастии. А что же покаяние? Это что, пропуск к причастию? Нет. Это такое же общее дело. Такое же общее, потому что надо понимать: наши грехи совсем не обозначают, что мы за них в ответе. Силы зла, которые мы впускаем в этот мир, не интересуются носителями зла. Они, в силу своей природы, нацелены на самое слабое, на самое беззащитное, самое доброе, самое невинное. И невежда, и ханжа воздевают руки и говорят: «Куда же смотрит ваш Бог, когда страдают невинные дети, женщины, старики?» Бог всех приводит к жизни. Бог всем дает Свои дары: дружбы, любви, творчества, познания. Развив эти дары, мы могли бы из каждого ребенка взращивать гения. Вместо этого мы – злые, братья и сестры. Мы вершим срамное, мы вершим постыдное, мы вершим злое, надеясь, что ответит кто-то другой. Надо понимать, что эти взрывы и налеты в Бостоне и Праге, гибель детей в Бельгии или над Женевским озером, пожар в Подмосковье, выстрелы в Белгороде – это все следствие наших грехов.
Наш общественный долг – разорвать связь грехов. Разорвать связь со злыми силами. Прекратить платить дань. Приступим к этому общему делу, будем внимательны и осторожны, во всех наших исканиях и начинаниях, во всех наших делах. Будем помнить замечательное высказывание французского писателя о том, что есть единственная печаль в мире, настоящее горе – это не быть святым. Не стараться стремиться к святости – это единственная глупость. Это единственное кощунство – не стремиться ко Христу. И, наверное, это единственное убожество – не видеть связи грехов, не чувствовать той причинно-следственной связи между своими прегрешениями и тем ужасающим, что творится в современном мире.