Праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии является в Православной Церкви двунадесятым. Это священное событие вспоминается христианами в честь приведения в иерусалимский храм трехлетней Девы Марии Ее родителями.
Интересно то, что в Священном Писании это событие не описано. Сведения о нем находятся в двух апокрифических книгах – Протоевангелии Иакова (II в.) и Евангелии Псевдо-Матфея (IX в.). Согласно этим источникам, родители Пресвятой Богородицы, Иоаким и Анна, по достижении трехлетнего возраста их дочери решили исполнить обет, заключавшийся в посвящении их чада Богу для служения в Иерусалимском храме. По дороге в Дом Божий святую Марию сопровождали юные девы с зажженными свечами. Пресвятая Богородица, несмотря на Свой возраст, легко преодолела высокие ступени храма и была встречена и благословлена первосвященником, по преданию Захарией, будущим отцом святого Иоанна Крестителя. Она была введена во Святая Святых, куда имел право входить только первосвященник один раз в год. Это событие в жизни Пречистой Девы Марии открыло начало ее пребывания в храме Божием, продолжавшееся до 12 лет. Приведем некоторые цитаты из вышеназванных апокрифических источников: «Шли месяцы за месяцами, и исполнилось ребенку два года. И сказал Иоаким: Отведем Ее во храм Господень, чтобы исполнить обет обещанный, чтобы Господь вдруг не отверг нас и не сделался бы наш дар Ему неугоден. И сказала Анна: дождемся третьего года Ее, чтобы ребенок не стал искать отца или мать. И сказал Иоаким: Дождемся. И вот исполнилось ребенку три года, и сказал Иоаким: позовите непорочных дочерей иудейских, и пусть они возьмут светильники и будут стоять с зажженными (светильниками), чтобы дитя не воротилось назад и чтобы полюбила она в сердце Своем храм Господень» [5:VII]; «когда она отняла Ее от груди на третьем году, они пошли вместе, Иоаким и жена его Анна, в храм Господа и, принеся дары, вручили дочь свою Марию, дабы Она была принята к девушкам, которые день и ночь пребывали в хвале Господу. Когда Ее поставили перед храмом Господа, Она поднялась бегом на пятнадцать ступеней, не оборачиваясь назад и не зовя родителей, как обычно делают дети. Все были исполнены удивления при виде этого, и священники храма были в изумлении» [6:IV].
О входе Пресвятой Девы в Дом Божий по достижении Ею трехлетнего возраста упоминают, в частности, антиохийский епископ Еводий (I в.), блаженный Иероним (IVв.), святой Григорий Нисский (IV в.), Герман и Тарасий, патриархи Константинопольские (VII в.).
Начало установления праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы в Православной Церкви с достоверной точностью определено быть не может. Например, П.Н. Лебедев, русский литургист XIX века, пишет, что у палестинских христиан сохраняется предание о построении храма в честь и память этого события святой равноапостольной Еленой [7:64].
Но повсеместное распространение в Восточной Церкви праздник получил уже в VIII-IХ вв. В IX веке Георгий, митрополит Никомидийский, составил канон праздника («Отверзу уста моя») и ряд стихир, а в Х веке Василий Пагариот, архиепископ Кесарийский, составил второй канон праздника («Песнь победную»). Эти песнопения поются Церковью и в настоящее время.
В VIII столетии праздник был отмечен в некоторых месяцесловах. Их сдержанные указания, видимо, говорят о том, что первоначально служба на Введение совершалась без особой торжественности. Патриарху Константинопольскому Герману (VIII в.) приписываются 2 гомилии на этот праздник, что может свидетельствовать о праздновании его в Константинополе в то время. С IX века праздник получил широкое распространение на Востоке. Статус праздника Введения постепенно менялся, в православной Церкви он окончательно вошел в число двунадесятых праздников только после XIV века [9:402].
Торжество Введения во храм Пресвятой Богородицы замечательно тем, что оно является как бы преддверием Рождества Христова. На всех праздничных утренях поется катавасия праздника Рождества Христова: «Христос раждается, славите…». Особенность отдания праздника Введения (25 ноября) та, что служба этого дня соединяется со службой священномученика Климента Римского и святого Петра, архиепископа Александрийского. Это единственный праздник в Типиконе, отдание которого соединяется со службой святым. Обычно в отдание служба святому откладывается, и только на отдание Введения празднуется память святых.
В отличие от других двунадесятых Богородичных праздников Введение Пресвятой Девы Марии имеет на утрени после 50 псалма особый стих: «Днесь храм одушевленный и Великого Царя в храм входит Тому уготоватися в Божественное жилище. Людие, веселитеся» [8:174]. Такой особенностью обладают только Господские праздники, за исключением Цветной Триоди.
Как отмечает А.А. Дмитриевский, по Иерусалимскому уставу XV-XVI вв. отличие службы на Введение от современного устава заключается в том, что на отпусте произносятся следующие слова: «Христос истинный Бог наш молитвами Пречистыя Его Матери и честнаго славнаго Ея Введения…» [3:147].
Служба Введения во храм Пресвятой Богородицы наполнена глубоким догматическим смыслом. В стихирах праздника раскрывается отношение Пречистой Девы Марии к человечеству, Ее особое служение среди людей. «Ты – пророков проповедание, апостолов слава, и мучеников похвала, и всех земнородных обновление, Дево Мати Божия: Тобою бо Богу примирихомся» [8:169]. Пресвятая Богородица в богослужебных песнопениях восхваляется как священная Сень, одушевленный Кивот, Храм Божий. Все это вызывает у верующего человека благоговейное отношение к Матери Спасителя рода человеческого. Богослужебные тексты пересказывают подробности событий этого праздника. Очень ярко выражена христоцентричность почитания Пресвятой Богородицы в Православии. Конечно же, это проявляется прежде всего в тропаре и кондаке праздника. Тропарь Введения: «Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание — в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает…» [8:173]. В кондаке Богородица называется «Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева» [8:182].
Праздник Введения призывает нас к подражанию святым Иоакиму и Анне в выполнении обетов данных Богу, в воспитании детей, состоящего из приобщения ребенка к богослужениям, молитвам, изучения и исполнения закона Господня, развития в них любви к ближним и трудолюбия, пробуждения и укрепления страха Божия и духа благочестия.
В Завершение этой статьи уместно будет привести цитату святителя Филарета Московского из слова в день Введения во храм Пречистой Богородицы. «Приведение Пресвятой Девы есть начало торжественного шествия, в котором все чистые, целомудренные души за Нею последуют… желающие участвовать в настоящем торжестве должны присоединиться к оному торжественному шествию, облекшись в качества, сообразные образу великия Ликоначальницы онаго» [4].
Алексей Артюхов
Список использованной литературы:
1. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. М., 1993 [репринт]. – 1796 с. ISBN 5-87301-066-8. 2. Введение во храм Пресвятой Богородицы. // Православная энциклопедия под ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Т. 7. Электронная версия. – 2009. – 1 ноября [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravenc.ru/text/149979.html (Дата обращения: 04.10.2011). 3. Дмитриевский А. Богослужение в Русской Церкви в 16 веке. Ч. 1. Службы круга седмичного и годичного и чинопоследования таинств: историко-археологическое исследование. Казань, 1884. – 434 с. 4. Иванов Н., протоиерей. // Журнал Московской Патриархии, 1949, № 11, с. 26-30. // [Электронный ресурс]. URL: http://vvedenie.paskha.ru/IstoriJa/vvedenie/ (Дата обращения: 04.10.2011). 5. История Иакова о рождении Марии. Апокрифы древних христиан. // Библиотека Якова Кротова. [Электронный ресурс]. URL: http://krotov.info/acts/01/joseph/apok_22.html (Дата обращения: 04.10.2011). 6. Книга о рождении Благодатной Марии и детстве Спасителя, написанная по-еврейски блаженнейшим евангелистом Матфеем и переведенная по-латински блаженным Иеронимом пресвитером. Апокрифические сказания об Иисусе, Святом Семействе и Свидетелях Христовых. // Библиотека Якова Кротова. [Электронный ресурс]. URL: http://krotov.info/acts/01/joseph/apok_35.html (Дата обращения: 04.10.2011). 7. Лебедев П. Наука о богослужении Православной Церкви. Ч. 2. — М.: Типография Э. Лисснера и Ю. Романа, 1895 г. – 166 с. 8. Минея ноябрь. Ч. 2. — М.: Издательский Совет РПЦ, 2002. – 576 с. ISBN 5-94625-042-6. 9. Сергий, архиепископ. Полный месяцеслов Востока. Т. I. Восточная агиология. – Владимир, 1901. — 737 с. 10. Скабалланович М. Н. Введение во храм Пресвятой Богородицы. — Киев, 1916. – 115 с. (Христианские праздники; 3).