6 января 2015 года, в Рождественский сочельник, в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова архиепископ Амвросий в сослужении духовенства академического храма совершил последование Царских часов и вечерню праздника Рождества Христова в соединении с Божественной литургией святителя Василия Великого.
Высокопреосвященнейшему владыке сослужили: архимандрит Софроний (Смук), иеромонах Геннадий (Поляков), священник Андрей Парафенюк, иеромонах Варфоломей (Магницкий), священники Александр Кузнецов, Глеб Санюк, Константин Мальцев, Антоний Лынов; иеромонах Афанасий (Букин), протодиакон Кирилл Журавлев, диаконы Герман Ранне и Александр Дорохов.
За богослужением пел основной состав мужского академического хора (регент – М. Качанкин). В храме молились студенты, оставшиеся в Академии на время зимних каникул, преподаватели, сотрудники и прихожане академического храма.
Предначинательный псалом на вечерне прочел архиепископ Амвросий.На малом входе за усердное служение Церкви Христовой и к празднику Рождества Господа, Бога и Спаса нашего Иисуса Христа были награждены правом ношения камилавки сотрудники Отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии: священник Константин Мальцев, клирик храма святителя Николая Чудотворца (на пересечении ул. Долгоозерной и ул. Планерной) и священник Антоний Лынов, клирик храма святых равноапостольных Константина и Елены на улице Доблести.
По окончании Литургии перед свечой, знаменующей Вифлеемскую звезду, были пропеты тропарь и кондак праздника Рождества Христова. После славления архиепископ Амвросий обратился к присутствующим с архипастырским словом:
Дорогие отцы, братья и сестры! Поздравляю вас с навечерием праздника Рождества по плоти Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа! Вчера, во время вечернего богослужения, за Шестопсалмием звучали такие слова: «Услыши мя Господи в правде Твоей, и не вниди в суд с рабом Твоим» (Пс 142:1). Действительно, страшно прийти на Суд и стать перед лицом нелицеприятного Судии, перед Которым открывается все сердце, спадают все узы, сковывающие возможность нашего покаяния.
Сегодня мы просили Бога о том, чтобы Он принял нас в Царство Свое, соделал нас сынами Света, сделал Своими наследниками. И Бог снова и снова выходит на встречу к нам, напоминая о том, что Он сделал ради нашего спасения: посылал пророков, святых, закон, ангелов, все сделал ради того, чтобы спасти человека. Когда же пришло исполнение времен, Он послал Сына Своего Единородного, «Им же и веки сотворил» (из молитвы на литургии святителя Василия Великого).
Какие удивительные слова открывает нам Священное Писание: «Отец не судит никому, но весь Суд отдал Сыну Своему» (Ин.5,22), а Сын говорит: «Я пришел не судить мир, но спасти мир» (Ин.12,47). Как же многомилостив, долготерпелив и щедр Господь! Бог все сделал для нас, Он ждет только одного от нас: нашего ответного шага, Он ловит мгновения, любой момент нашей жизни для того, чтобы принять нас в Свои объятья. Он пользуется любой ситуацией, любым случаем, чтобы нас сделать сынами Света и наследниками Своего Небесного Царства. И Церковь, Главою Которой является Христос, определяет то же самое о человеке. Она, заботясь о нем, как чадолюбивая Мать, предлагает все средства для спасения, которые, к сожалению, очень часто нами отвергаются или попираются.
Рождественский пост, который предшествует великому и славному событию Боговоплощения Господа и Спасителя нашего, мы не всегда использовали в полную меру для исцеления себя от греха и все еще не наполнили свое сердце светом для грядущего родиться Богомладенца. Наверняка, многие искушения постигли кого-то в Новогодние дни, и он сложил свои крылья, думает, что возможность расправить их и вновь взмыть ввысь потеряна, а Бог от него отвернулся. Но даже сегодняшний день — праздник Рождественского сочельника — Церковь предлагает, как день сугубого поста для того, чтобы человек осознал свои прежде бывшие ошибки, воспрял духом и преодолел в себе неуверенность в величайшем человеколюбии Бога, ради которого, возможно именно сегодня, в удивительный день Навечерия Рождества Христова восполнил молитвой веры и постом все потерянное и упущенное прежде, дабы в единодесятый час войти в радость Господа своего.
Поэтому желаю всем, дорогие братья и сестры, в грядущее Торжество схождения на землю Любви, стать настоящими участниками, свидетелями и причастниками события Рождества Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Сегодня тот день, когда мы снова и снова можем припасть к целительной силе воздержания, сбросить оковы в таинстве святого Покаяния и в радости и веселии сердца приступить к Бессмертному Царю в Таинстве Святой Евхаристии в день Его славного Рождения.
Великое повечерие и утреня Рождества Христова начнутся в академическом храме сегодня в 17:00. Завтра, в сам день великого Праздника, Божественную литургию в домовом храме Академии апостола и евангелиста Иоанна Богослова совершит архиепископ Петергофский Амвросий. Начало богослужения в 9:15.
***
«Изумись в трепете, небо, и да потрясутся основания земли; ибо пеленами повивается все Носящий дланию и в тесных яслях странным образом приемлется; Его отроки благословите, священники воспойте, люди превозносите во вся веки.»
(ирмос 8 песни канона предпразднества на малом повечерии)
Богослужения Рождественского сочельника отличаются особой торжественностью. Царские часы, совершаемые перед рождественской вечерней при открытых Царских вратах, называются так от византийского обычая обязательного присутствия на них Императора. Впоследствии этот обычай вошел и в богослужебную жизнь Русской Церкви. Интересно отметить, что чин богослужения праздника Рождества Христова совершенно одинаков с богослужениями праздника Крещения Господня. Это объясняется тем, что в Древней церкви праздник Богоявления – Рождество и Крещение Господа нашего Иисуса Христа, совершался в один день.
Навечерие Рождества Христова – Рождественский сочельник – день особого, трепетного ожидания великого торжества. Своей продолжительностью, содержанием молитвословий и чтений, богослужения Рождественского сочельника не только подготавливают нас ко встрече с пришедшим в мир Спасителем, но в каком-то смысле передают нам чувства тех людей, которые на протяжении долгих тысячелетий, страдая под гнетом прародительского преступления, ожидали своего Освободителя. Его ожидали праведники, о Нем возвещали пророки, но лишь тогда, когда вся земля склонилась к ногам римского императора, Бог пришел в мир. Империи Августа, включавшей тогда весь цивилизованный мир, как бы в противопоставление явилось нисшедшее на землю Царство Божественной любви, в которое будут призваны все без исключения. В Римском государстве, являвшемся на тот момент воплощением принципов человеческой справедливости, тем не менее, господствовали неравноправие и насилие. Тогда, до пришествия в мир Спасителя, ни личное достоинство человека, ни даже его жизнь не имели никакой ценности. И вот, с непостижимой высоты Своего могущества Бог приходит на землю, но не как Царь и Владыка, но в смиренном «рабском облике», не противясь, не нарушая ни одного закона, установленного человеческим произволом, ясно показывая нам, что в Его Царстве нет никакого неравенства, и каждый по праву имеет одинаковое достоинство перед лицом самого Владыки Неба и Земли. Пройдет еще тридцать лет, и через проповедь Божественного учителя весь мир узнает о совершенно иных ценностях, о законах Нового Царства, Царства вечного счастья и любви.
Сегодня Святая Церковь, радуясь и ликуя о грядущем избавлении человечества, вновь и вновь приготавливает наши сердца к принятию этого Царства, призывает нас к нему, запечатлевая антиномию двух империй в замечательном памятнике византийского литургического творчества – стихире, которую сегодня мы поем на Великой вечерне праздника Рождества: «Когда Август стал единовластным на земле, прекратилось многовластие среди людей; и с Твоим вочеловечением от Девы чистой идольское многобожие упразднилось. Одному мирскому царству подчинились страны, и в единое владычество Божества племена уверовали. Переписаны были народы по указу Кесаря, записались и мы, верные, во имя Божества – Тебя, вочеловечившегося Бога нашего. Велика Твоя милость, Господи, слава Тебе!».
Народное же название Навечерия Рождества Христова – Рождественский сочельник, происходит от благочестивой традиции строгого поста в этот день. Лишь после появления на ночном небе первой звезды верующие позволяли себе принять в пищу сочиво – постное блюдо, представляющее собой пшеничный или рисовый взвар с медом и фруктами. В Санкт-Петербургской православной духовной академии существует замечательная традиция: вечерний ужин при свечах. Ректор, сотрудники и студенты академии спускаются в трапезную после богослужения, где при погашенном электрическом свете и горящих свечах вместе ужинают под тихое пение рождественских кантов. Еда – самая простая, но обязательно – рождественская кутья, сладости.
Пресс-служба СПбПДА