Статья кандидата педагогических наук, руководителя УМО Смоленской духовной семинарии Любови Урбанович получила Первую премию в номинации «Миссионерско-просветительский потенциал духовных школ» в конкурсе «Духовное образование в XXI веке».
Поздравляем!
Переосмысливая духовно-нравственное и религиозное состояние общества, один современный писатель задал вопрос церковному журналисту: как случилось, что Россия, православная страна, стала страной массового атеизма? На что был получен следующий ответ: Церковь не выполнила в России той роли, которую Господь отвел ей, – проповедь, свидетельство, присутствие [1]. Именно на эту триединую миссию христианства сегодня стоит обратить особое внимание в определении приоритетных задач духовного образования в России.
Проповедь в современном мире означает не только провозглашение Евангельских идеалов, но и осмысление актуальных проблем, которые стоят перед каждым человеком с позиции Евангелия, поиск понятного, доступного языка с людьми нашего времени – не отождествляясь с ними полностью, не растворяясь в них, но и не отгораживаясь.
Свидетельство же предполагает не только нахождение своей жизненной позиции, своего места в жизни в соответствие с христианскими ценностями, но и личный пример, в котором отражается вся жизнь и умение донести суть исповедуемого учения.
Осуществление Церковью христианского свидетельства и проповеди неразрывно связано с содержанием духовного образования и обусловлено качеством богословского образования выпускников духовных школ.
Реформа системы духовного образования в России в настоящее время предъявляет качественно новые требования к подготовке священнослужителя. На место священника-требоисполнителя советского периода должен прийти проповедник, учитель, миссионер, способный в условиях прихода организовывать и осуществлять пастырско-попечительскую и духовно-просветительскую деятельность.
Для этого важно выпускникам духовных школ знать теоретические основы педагогики и психологии и уметь владеть новыми образовательными методиками, ориентированными на диалог, воспитание уважения друг к другу, обеспечение права ребенка на открытость, создание условий саморазвития, духовного совершенствования личности, на принципиально новые отношения между педагогом и учениками, между школой, семьей и Церковью.
В связи с этим актуальным становится вопрос о внедрении педагогики на всех уровнях духовного образования. Повышенное внимание к педагогическим дисциплинам в духовных школах продиктовано практической целесообразностью, которая связана, во-первых, с введением предмета «Основы Православной культуры» в школах и открытием теологических факультетов, отделений при вузах; во-вторых, обусловлено определенными трудностями в пастырско-духовнической и педагогической работе священнослужителя с детьми, подростками и юношеством из-за довольно низкого уровня психолого-педагогической подготовленности священника; в третьих, недостаточная методическая подготовленность вчерашних выпускников духовных учебных заведений, а ныне преподавателей православных гимназий, церковных школ, духовных семинарий создает серьезные проблемы в организации учебно-методического процесса, при разработке учебного и методических материалов.
Осмысление имеющихся трудностей в подготовке священнослужителей и высококвалифицированных преподавателей школ, духовных учебных заведений привело к пониманию значимости формирования и развития у выпускников духовных школ таких педагогических компетенций, как организация учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных школах, православных гимназиях, воскресных школах; организация методически грамотной работы с детьми разного возраста с учетом их психологических особенностей; ведение диалога и тесного сотрудничества со светскими педагогами; применение полученных богословских знаний в пастырско-просветительской деятельности в условиях прихода; квалифицированное преподавание теологии, богословских дисциплин в семинариях и других высших учебных заведениях с использованием современных форм и методов обучения.
Особое место в системе семинарского образования должна занять педагогическая практика студентов. Богословская подготовка студентов в духовной семинарии осуществляется в течение всех лет обучения и строится на основе постепенного усложнения задач и содержания образовательной деятельности студентов от курса к курсу. В её систему включаются различные виды деятельности студентов: учебная, воспитательная, общественная, методическая, самообразовательная. Однако без целенаправленной педагогической подготовки, без практической составляющей учебного процесса пастырско-богословское образование не будет в полной мере завершенным.
Представляя имеющийся опыт педагогической деятельности студентов Смоленской православной духовной семинарии, следует сказать, что педагогическая практика осуществлялась по нескольким направлениям:
- организация и проведение занятий по вероучительным дисциплинам в воскресной школе (студенты 4 курса);
- подготовка, организация и проведение учебных занятий по курсам «Православная культура» и «История православной культуры земли Смоленской» и внеучебных воспитательных занятий в общеобразовательных школах города Смоленска (студенты 5 курса);
- методическая подготовка и проведение лекций и семинаров в духовной семинарии (студенты 5 курса).
Организуя и осуществляя педагогическую практику, мы ставили определенные задачи – студенты должны овладеть следующими умениями и навыками:
- методически грамотно разрабатывать планы-конспекты уроков, лекций, семинаров и внеклассных мероприятий в соответствии с учебными программами общеобразовательных учреждений;
- обрабатывать и анализировать содержание,
- уметь организовать и провести уроки и внеклассные мероприятия;
- доступно и интересно излагать материалы;
- анализировать, систематизировать и обобщать накопленный за время прохождения производственной педагогической практики учебно-методический материал и опыт собственной профессионально-педагогической деятельности.
В данной работе мы представляем методический материал, разработанный в ходе педагогической практики на базах общеобразовательных школ города Смоленска по курсу «Православная культура».
Православная культура является ядром традиционной российской культуры. Это обусловливает познавательную значимость преподавания Православной культуры для всех учащихся российской школы вне зависимости от их отношения к Православию и Церкви. Изучение Православной культуры в светской школе способствует становлению мировоззренческой позиции учащихся, содействует формированию полноценной картины мира, пониманию жизни человека и общества.
Важным и, пожалуй, единственным действенным средством в приобщении молодежи к духовному наследию нашей страны является такое преподавание Православной культуры, которое было бы способно развить у учащихся желание к самостоятельному размышлению, пробудить силы их ума и сердца к пониманию христианства во всей его красоте и многообразии.
Главный формирующий фактор христианского мировоззрения и православных ценностей у подрастающего поколения – это личный пример, мировоззрение учителя, способность на жертвенное служение и любовь к своему делу.
Педагогическая практика студентов 5-го курса Смоленской православной духовной семинарии осуществлялась в 6-х, 8-х и 11-х классах общеобразовательных школ.
Выбор тематики занятий для каждой возрастной группы был обусловлен возрастными психологическими особенностями и уровнем общей гуманитарной и специальной подготовленности.
В 6-м классе был предложен тематический блок «Введение в мир православной культуры Смоленской земли», в который вошли темы:
1. «Знакомство с христианским храмом. Древние храмы Смоленска». История возникновения храма как особого здания, посвящённого Богу; смысл храмового зодчества как внешней формы выражения христианской веры; знакомство с древнейшими храмами Смоленска, которые являются культурным и историческим достоянием области и страны являются основными вопросами данной темы.
2. «Архитектура и символика православного храма» знакомит с формами храма, символическим значением внешних форм (купол, крест, архитектурными формами и др.) и внутренним строением, убранством православного храма.
3. «Иконы в православной церкви» предполагает введение в мир православных образов, знакомит с историей появления икон, иконостаса и их значением.
4. Чтимые иконы Смоленского собора. Почитание икон в православной церкви» знакомит с главными православными иконами Смоленского Свято-Успенского собора (Одигитрия, Плащаница Господа Иисуса Христа и др.), раскрывает их историко-культурное и духовное значение для смолян.
5. «По стопам смоленских святых» предполагает путешествие по знаменитым местам, связанным с подвигами особо чтимых смоленских святых (св. Борис и Глеб, св. мученик Меркурий, преп. Авраамий, преп. Аркадий Вяземский, преп. Герасим Болдинский).
6. «Православные праздники и народные обычаи — преданье старины глубокой» позволяет проследить связь православных праздников с народным почитанием, обычаями, традициями, которые составляет культурный пласт в истории русского народа.
Данный выбор тем для детей 11-12 лет обусловлен повышенным интересом этой возрастной группы к прошлому, истории, старинным предметам. Дети в этом возрасте охотно посещают музеи, отправляются в экскурсионные поездки, смотрят исторические программы.
При планировании уроков, разработке план-конспектов, методического инструментария ориентир был взят на принцип: от известного, близкого, родного к неизвестному, общему. Обращение к истории и культуре родного края позволяет вводить учеников в мир духовной культуры, дает богатейший материал для воспитания подрастающего поколения на основе примеров высокой нравственности и духовности подвижников, святых, культурных деятелей прошлого своего города.
Учитывая психофизиологические особенности подростка. В первую очередь, его достаточно поверхностное мышление, рекомендовалось студентам-практикантам применение различных формы и методы, использование активные средств и приемов деятельности для привлечения и удерживания внимания и интереса. Так студентами-практикантами были проведены занятия в форме творческой мастерской, урока-путешествия, бесед с использованием видеометода, информационных лекций с проблемными заданиями, игровыми элементы, кроссвордами и др. В ходе уроков имели место индивидуальные, групповые и фронтальные формы работы. Определенной находкой в педагогической практике стал прием работы с информационными и рабочими листами – раздаточным материалом урока.
Реализуя развивающую цель обучения, студенты использовали такие приемы как целеполагание от ученика, формулирование определений, методы сравнения, сопоставления, классификации, анализа и обобщения.
Принимая во внимание критическое отношение подростков к окружающему миру, то, что их представления об окружающей действительности, могут не совпадать с образами, формируемыми в процессе занятий по курсу «Православная культура», в качестве основного принципа был выбран принцип ненавязывания, деликатного введения ученика в неизвестный мир духовной культуры, с ее образами, понятиями.
Представленный в работе план-конспект урока демонстрирует описанные методические особенности преподавания Православной культуры в 6 классе.
Тема занятия «Архитектура и символика православного храма»
Цель – формирование у школьника представлений о религиозном смысле и назначении православного храма.
Задачи
1. Образовательные: показать многообразие архитектурных форм православного храма; раскрыть их смысл и символическое значение; активизировать познавательную активность учащихся в изучении культуры и духовных традиций российского общества. 2. Воспитательные: показать роль православной храмовой культуры в национально-культурном наследии страны; способствовать воспитанию культуроохранного сознания; создать объективную основу для воспитания уважительного отношения к духовным памятника и религиозным чувствам людей.
3. Развивающие: способствовать развитию духовно-нравственной личности школьника посредством знакомства с православной храмовой культурой.
План
1. Мотивационная беседа. 2. Символика православного храма:
а) купола;
б) крест и его значение для христиан.
3. Архитектурные формы православного храма. 4. Смысл и символическое значение внутреннего устройства храма.
1. Мотивационная беседа.
Учитель: Русский человек испокон веков был окружен храмами. Вся его жизнь с момента рождения и до самой смерти проходила в церковных стенах (рождение – крещение; свадьба – венчание; смерть – погребение). Это стало неотъемлемой частью нашей традиционной русской культурой. И невозможно себя считать образованным человеком, не зная национальных традиций, не имея элементарных представлений о религиозной жизни людей. Живя в обществе, в культурном пространстве, мы обязаны владеть нормами этикета. Это относиться и к храмовой культуре. Без определённых знаний о том, как вести себя в храме, мы будем выглядеть просто нелепо, посещая храм. Мы уже знакомы с историей возникновения христианского храма (скиния, Иерусалимский храм Соломона); мы познакомились с древнейшими храмами Смоленска (св.ап. Петра и Павла, св. Иоанна Богослова, св. Михаила Архангела). Сегодня мы познакомимся с внешними формами и внутренним устройством храма, рассмотрим смысл и символическое значение элементов храма.
2. Символика православного храма.
Что же символизирует христианский храм? Какой смысл и значение его внешних архитектурных элементов? Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к информационному листу (см. информационный лист №1.).
Выполните задание №1 в рабочем листе.
Информационный лист | Рабочий лист |
1.Храм – это образ Божества, образ небесного мира, образ неба на земле, образ горнего Иерусалима, образ вечного царствия небесного, видимый образ невидимого, образ сверхъестественного мира. Храм – преображённый мир грядущего Царствия Божия Храм – земное небо будущего века. Красота храма как бы поднимает завесу над красотой горнего Иерусалима, который Бог приготовил для верующих в Него. Церковь – это земное небо, в котором живет и пребывает небесный Бог. Православный храм освящается в честь какого-то события или святого. | Задание 1. Прочитайте задание № 1 и заполните пропуски Храм – это образ |
Итак, храм – это видимый образ невидимого. Как вы думаете, можно ли построить видимый образ невидимого, можно ли материализовать музыку, человеческую речь? Напрямую нет. Но через символы в христианском искусстве выражается то, что является непостижимым для разума.
а) Рассмотрим первый элемент христианского храма – купол.
Обратимся к информационному листу (см. информационный лист № 2.). Выполните задание № 2 на рабочем листе.
б) Венчает купол крест (см. информационный лист № 3.). Выполните задание № 3 на рабочем листе.
3. Архитектурные формы православного храма.
Храм в виде корабля (неф) – это символ корабля, который совершает путь по волнам бурного житейского моря к небесному царству. Корабль был символом души, которой церковь указывает путь.
Храмы в виде креста символически означают, что крест Христов – основа церкви и ковчег спасения для людей.
Храмы в виде круга означают вечность Церкви и Царства Небесного, так как круг – это символ вечности, не имеющий ни начала, ни конца.
Храмы в виде восьмиугольной звезды знаменуют собой Вифлеемскую звезду и Церковь, как путеводную звезду к спасению.
Были распространены храмы смешанных типов: по внешнему виду крестообразные, а внутри (в центре) – в форме креста, круглые или по внешней форме прямоугольные, а внутри (в средней части) – круглые.
Под запись: (на рабочем листе № 4)
Архитектурные формы православного храма – в виде корабля (неф), креста, круга, восьмиугольной звезды.
4. Смысл и символическое значение. Внутреннее устройство храма.
Храм имеет трёхчастное деление: алтарь, храм, притвор. Трёхчастное деление храма символизирует Святую Троицу. Алтарь – область Божественного, небесного; храм – область земного человеческого; притвор – вход в храм. Алтарь (возвышение жертвенник), всегда находится в восточной части храма. Он возвышается над основным уровнем храма на нескольких ступенек.
В центре алтаря находиться престол для совершения главного христианского таинства Евхаристии. Алтарь символизирует Божественный мир, душу человека.
Между алтарем и притвором находится средняя часть, которая символизирует сотворённый мир, тело человека, а отделяет алтарь от храма иконостас. Об иконах, иконостасе и иконописи пойдет речь на следующем занятии.
В западной части храма находятся притвор. Там некогда молились те, кто готовился принять крещения.
Православный храм означает Царство Божие в единстве трёх его областей. И завершая наше занятие, мы прочитаем стихотворение о храме.
Воды тихой речки отражают
Окруженный деревцами Храм.
Годы и столетья пролетают –
Каждый день молитвы слышны там.
Свечи здесь пылают и лампады,
Блики их на образах горят,
Девы Пресвятой святые взгляды
Прямо в душу ласково глядят.
Так отрадно плакать и молиться,
И так близко небо там к земле,
Что потом печально возвратиться
В грешный мир, лежащий весь во зле.
Но душа опять будет стремиться
В чудный мир, обратно, к тишине,
В мир святой, где может возродиться
Та любовь, что спит ещё во мне.
Е. Красилова
5. Постановка домашнего задания.
Опишите любой Смоленский православный храм по следующему плану:
1). Когда и кем был построен.
2). Архитектурная форма, сколько куполов.
3). В честь какого события или какого святого он освящён.
4). Что я знаю об этом храмовом событии или храмовом святом (объем работы: 8 – 10 предложений).
В старших классах (10-11 классы) методика работы по курсу «Православная культура» имела свои особенности: акцент делался на проблемный, дискуссионный, диалоговый характер обучения. Старшеклассники настраивались на более углубленное изучение исторического прошлого, привлекалось внимание к сложным событиям и историческим деятелям. Такой подход был обусловлен тем, что обсуждение дискуссионных, проблемных вопросов призвано активизировать мыслительную деятельность учащихся, ставить их перед необходимостью сделать осознанный выбор в пользу той или иной точки зрения, аргументировано защищать свою позицию. В этом смысле дискуссионные формы, форма диалога содержат значительный воспитательный потенциал: размышляя над поступками великих людей прошлого, старшеклассники задумываются над тем, как они поступили бы на месте героя, святого, в чем заключается истинный смысл служения Отечеству, какие ценности являются наиболее важными.
Принимая во внимание возрастные психологические особенности старшеклассников, были предложены следующие темы уроков.
1. «Исторический и духовный подвиг святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба». Занятие имело своей целью познакомить учащихся с особым чином святых Русской Православной Церкви – страстотерпцами, с жизнью и подвигом Бориса и Глеба, определить смысл, духовно-нравственное и историческое значение подвига святых. Раскрывая смысл понятия «страстотерпец», был применен сравнительно-сопоставительный метод на основе текстов Евангелия и «Сказания и страдания и похвалы Святым мученикам Борису и Глебу».
2. «Святой благоверный князь Александр Невский – защитник земли Русской». Цель занятия – расширить и закрепить знания ребят о жизни и деятельности Александра Невского – яркой личности, талантливого полководца, выдающегося политика, святого; на его примере формировать у школьников чувства гражданственности, уважения к историческому прошлому, героическим делам наших предков. Анализ исследований историков о политической деятельности Александра Невского не позволяет ее однозначно оценить, что привело к созданию проблемной ситуации на уроке и дискуссии. Роль ведущего дискуссии заключалась в том, чтобы направить размышления учеников к выводу, что главная заслуга князя Александра «сбережение православия».
Принимая во внимание важную психологическую черту юношеского возраста – поиск смысла жизни, своего места в жизни, внимание к своему духовному миру, неудовлетворенность реальностью и обращение к философскому и религиозному обоснованию спорных, волнующих вопросов, были проведены на темы:
1. «Вера и религиозность в жизни человека».
Содержание урока знакомило с понятиями «религиозная вера», «философская вера», «научная вера», способствовало развитию стремления к познанию истины, смысла жизни, самоанализу.
2. «Жизнь и смерть: конец или начало (религиозные и этические размышления)».
В качестве ведущей цели занятия было определено побуждение к осмыслению тайне жизни и смерти жизни, размышление о бессмертии, о праве выбора на жизнь или смерть.
3. «Духовное осмысление войны в православном учении».
Материал занятия предполагал изучение различные взгляды на природу войны, многостороннее рассмотрение христианского отношения к войне: через Священное Писание, высказывания христианских мыслителей о войне, позицию Православной Церкви по отношению к воинскому долгу, обязанностям граждан.
Студентам-практикантам были рекомендованы формы и методы организации учебного процесса в старших классах в соответствии с возрастными особенностями учащихся, и в качестве наиболее эффективных определены те формы, в которых ученик является активным участником учебного процесса (семинары, проектные работы, групповые занятия и др.), а методические приемы – моделирование исторической ситуации, диалоговое общение, дискуссия, видеометод, решение проблемных задач – способны сделать урок интересным, развивающим и запоминающимся.
В приведенном конспекте урока описаны приемы, которые позволяют говорить о целесообразности и эффективности их использования при проведении занятий в данной возрастной группе.
Тема «Вера и религиозность в жизни человека»
Цели занятия:
1. Сформировать представления о следующих понятиях: вера, религия, религиозный опыт.
2. Раскрыть содержание понятий «религиозная вера», «философская вера», «научная вера».
3. Способствовать развитию стремления к познанию истины, смысла жизни, самоанализу.
План урока
1. Организационный момент, приветствие, постановка темы.
2. Вера в жизни человека.
3. Религия и религиозность.
4. Вера, философия и наука.
5. Религиозная вера.
Формы и методы: лекция с элементами обсуждения, видеометод, работа с информационным листом.
Оборудование: компьютер, электронный ресурс, дидактический материал.
1.Организационный момент, приветствие
Знакомство – игра-приветствие
Здравствуйте, меня зовут Денис, я верю, что добро всегда побеждает зло. А вы, кто вы (представьтесь) и во что вы верите? (Знакомство с каждым учеником, примерный ответ: меня зовут Андрей, я верю, что …).
Очень приятно было с Вами познакомиться.
Как вы уже догадались, тема нашей сегодняшней беседы – вера, феномен веры и религия в жизни человека.
Вступительное слово
Современный «культурный» человек, как справедливо заметил философ И. А. Ильин, настолько «умен» и «образован», что для него давно уже все условно и относительно – добро и зло; и чего-нибудь абсолютного или хотя бы просто безусловно верного для него нет и быть не может.
2. Вера в жизни человека
(Работа с понятиями)
В нашем взаимном приветствии вы отвечали на вопрос о том, во что вы верите. Значит, вы имеете веру, умеете верить. Давайте дадим определение понятию «вера», но сначала вспомним однокоренные слова и постараемся их объяснить.
Учащиеся: доверие, уверенность, проверка, верность, правоверие.
Доверие – принимать не проверяя.
Уверенность – убеждённость, глубокая уверенность в ком-либо или чём-либо.
Проверка – определение истинности.
Свойства верности – полная преданность, правдивость, твердость в слове, стойкость в деле, надежность, точность, исправность, достоверность
Как вы считаете, что значит верить? (ответы учащихся)
Верить – это значит безусловное принять истину, признать что-либо истинным без доказательств (под запись).
Почему человек верит?
Человек верит, исходя из физиологических и психологических особенностей, которые даны человеку с рождения. Человеку свойственно верить так же, как и свойственно дышать, есть, спать, думать. Без веры человек не может существовать. Давайте себе представим хотя бы один день без веры. Начнем с себя: мы не верим своим глазам и своим ушам и, в общем, всем органам чувств, связывающих нас с окружающим миром. Что происходит с человеком? Представьте себе на миг не видящими не слышащими, не обоняющими и не осязающими… Давайте представим себе, что мы не будем верить ни одному слову, ни одному жесту людей окружающих нас. Мы не будем верить своим родителям, своим друзьям, а значит, мы не сможем надеться на них, доверять им. А значит, без веры не существует надежды и не существует любви. Представьте себе мир, где дети не любят, не надеются и не верят своим родителям. Семьи, где супруги лишены верности и доверия, надежды друг на друга и любви. Так же и невозможна дружба, если в ней воцарится предательство и ложь.
По мнению классика психиатрии С.С. Корсакова, «каждой здоровой личности присуще религиозное чувство, что религиозная потребность — это искание и естественная жажда души Абсолютного, Вечного, Высшего смысла».
Что же такое религия? Вопрос этот достаточно сложный. Существует большое разнообразие определений (см. информационный лист):
Религия – вера в наличие духовных сущностей (Э. Тэйлор).
Религия – это то, как человек справляется со своим одиночеством (А.Уайтхед).
Религия есть совокупность символических обрядов и действий, которые связывают человека с предельным состоянием его существования. (Р. Бэлла).
Религия – это человеческое отношение к священному мироустройству, которое включает в себя все человеческие существа; другими словами это верование в миропорядок, смысл которого равным образом включает и превосходит человека (П. Бергер).
Под запись: Религия – духовный союз человека с Богом, в котором предполагается возвышение человека к Богу и нисхождение Бога к человеку.
Религия не только представляет собою веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам. Она есть известная деятельность воли, направляемая к этим силам.
Религиозный человек – это человек, связанный с Богом. Связь эта многосторонняя. Прежде всего – это связь веры. Святитель Иоанн Златоуст учит: «Вера открывает нам то, что истинно… Вера не принимает умозаключений не потому, что они безрассудны, но потому, что она превосходит всякое размышление. Верой приобретается познание о Боге, а без веры невозможно познать Его».
Вопрос к аудитории: Как вы считаете, вера однолика, однообразна? Одинаково ли верит человек? Предлагаю просмотреть видеосюжет.
Видеосюжет
После просмотра видеофильма учащимся предлагается выделить три аспекта веры, заявленных в сюжете, и раскрыть их с помощью информационного листа.
1. Вера философская.
Философская вера – это согласие или принятие каких-либо убеждений и истин, но данные убеждения остаются мыслью, в виде очередной теории и ничего общего не имеющие с делом.
2. Вера и знание (научная вера)
Ученый верит в свои предположения и проверяет их на опыте, переводя представляемые понятия из разряда веры в разряд знания. Знания обуславливаются эмпирическим и логическим путями познания. Но, так или иначе, знания по существу являются доказанной верой.
Ученый верит, что открытые физические законы действуют и считаются верными. Он верит своим органам чувства. Он верит показаниям своего оборудования.
«Вера, это та способность разума, которая воспринимает действительные (реальные) данные, передаваемые ею на разбор и сознание рассудка» (Хомяков.)
Основания веры лежат глубже знания и мышления, она по отношению к ним есть факт первоначальный, а потому и сильнее их.
Задание. Прочитайте текст «Тепло и холод, свет и тьма» (см. журнал «Наследник» 2007. №17. С.14), отметьте, с чем Альберт Эйнштейн сравнил веру, а что является синонимами зла? При каком условии, или точнее, при отсутствии чего, по замечанию И.А. Ильина, понятие добра и зла оказывается относительным?
Ожидаемые ответы: вера – свет и тепло; зло – тьма, отсутствие Бога, холод. Понятие добра и зла относительно, если нет Бога, нет Божественной любви.
3. Религиозная вера
В христианстве вера богонаправленна. Она основана на истинах, возвещенных от Бога и Единородного Его Сына Иисуса Христа. Христианское учение открывает нам картину мироздания, тайну боговоплощения, искупительную жертву Христа и Его воскресения.
Особенность религиозной веры: Богонаправленность-теоцентричность. Особенность религиозной веры заключается в неотделимости веры и дела. Настоящая вера влечет за собой не только убеждение, но и ряд поступков и дел.
Информационный лист (раздаточный материал)
* Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (апостол Павел). * Вера есть матерь святого доброго дела (преподобный Ефрем Сирин). * Вера рождает добрую мысль (преподобный Ефрем Сирин.) А мысль порождает дело. * Верою человек познает все невидимое и умопредставляемое (преподобный Антоний Великий). * Вера же есть свободное убеждение души в том, что возвещается от Бога. (преподобный Антоний Великий). * Все признают себя верующими, но не имеющие добрых дел извергаются вон (преподобный Исайя). * Вера без дел мертва (апостол Павел).
Задание. Из приведенных цитат выделите и выпишите свойства христианской веры.
Ожидаемый ответ: уверенность в невидимом, основание добрых мыслей и дел, свободное убеждение души.
Люди восходят к Богу различными путями; и Бог открывает Себя каждому человеку иначе. Каждый воспринимает Бога так, как это ему дается и удается, в пределах своей субъективной и личной человечности. С этим необходимо примириться и считаться, как с аксиомой религиозной жизни.
Итог урока. Ф. М. Достоевский прав, утверждая, что религия невозможна без Бога. Но она невозможна и без человека, без его личного религиозного опыта.
Религиозность не есть какая-то человеческая “точка зрения”, или “миросозерцание”, или “догматически-послушное мышление и познание”. Нет, религиозность есть жизнь, целостная жизнь и притом творческая жизнь. Она есть соприкосновение мира с Богом и притом в новом, лично–человеческом отношении.
И мне хотелось бы закончить нашу беседу словами А.С.Пушкина: «Лишь вера в тишине отрадою своей живит унывший дух и сердца ожиданье». До новых встреч!
Следует отметить, что на основе практических материалов из опыта работы преподавателей и студентов Смоленской Духовной семинарии составлен и издан сборник «Методические разработки и рекомендации к курсу «Православная культура в общеобразовательной школе (в помощь учителю)»[2]. Данное пособие представляет собой комплекс, состоящий из поурочных разработок, сопровождаемых методическими рекомендациями, справочных материалов в помощь учителю и ученику, методического инструментария, дополнительных материалов, а также электронного приложения, включающего иллюстративный ряд к урокам, мультимедийные презентации и видеоматериалы.
Рамки конкурсного проекта не позволяют в полной мере раскрыть все аспекты педагогической практики студентов Смоленской духовной семинарии. В представленной работе мы лишь поделились своими мыслями, наработками в данной области учебной деятельности и показали открытость к диалогу, обсуждению, готовность к совместной работе по выработке эффективных подходов в педагогической подготовке студентов духовных школ, чтобы Учительство вновь заняло подобающе высокое место в служении современного пастыря.
Анализируя опыт, полученный в ходе руководства над педагогической деятельностью студентов Смоленской духовной семинарии, мы пришли к некоторым, на наш взгляд, важным выводам.
Во-первых, реальная встреча будущих пастырей с учащимися разных возрастных групп в светской школе, изучение психологических особенностей учащихся способствовали установлению контакта с современной молодежью, формированию умения вести диалог на понятном языке, доступном для молодых, специально неподготовленных людей, вводя их в мир духовного христианского наследия.
Во-вторых, полученные знания и сформированные навыки обрабатывать и анализировать материал, систематизировать и обобщать прочитанное, методически грамотно разрабатывать планы-конспекты уроков, лекций, семинаров и внеклассных мероприятий способны в будущем оказать реальную помощь священнослужителю в миссионерско-просветительской деятельности в условиях прихода.
В-третьих, подготовка и проведения урока требует особой высокой внешней и внутренней дисциплинированности, четкости мышления, умения найти правильный подход к человеку, содействовать и помогать, сочувствовать и одновременно уважать личностное пространство. Эти качества являются принципиально значимыми для будущего священнослужителя в деле духовно-нравственного и религиозного просвещения людей.
И в завершении хотелось бы отметить, что личный пример, мировоззрение учителя, пастыря, его готовность к жертвенному служению и любовь к людям и своему делу – важный воспитательный фактор. Донесёт слово тот учитель, проповедник, миссионер, который сам живёт этим и способен в работе с людьми не ограничиваться временными рамками уроков, встреч, расписаний, для которого просветительская деятельность, проповедь и свидетельство являются смыслом его жизнью.
1 Роль Церкви в современном мире // Мировая духовная культура – http://www.alexandrmen.ru
2 Методические разработки и рекомендации к курсу «Православная культура в общеобразовательной школе» (в помощь учителю): Сборник метод. Материалов /Л.Н. Урбанович. – Смоленск: ВА ВПВО ВС РФ, 2010. – 170 с.