Сочинение митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана), выпускника Ленинградской духовной академии 1962 года, написанное им в 1-м классе Одесской духовной семинарии в 1954 году.
«Благо всем, если пойдете по стопам Христа.
На этом пути не растеряете ни одного доброго зерна»
(«По стопам Христа»)
Заповедь апостола Павла «непрестанно молитесь» (1 Сол: 5,17) указывает на беспрерывное памятование о Боге, на такой подъем и просветленное состояние души нашей, что мы чувствуем себя непрестанно перед очима нашего Отца Небесного, раскрываем перед Ним наше сердце, и с горячей любовью и детскою преданностью отдаем себя в Его волю, помня, что Он постоянно заботится о нас, посылает нам все потребное, прежде чем мы просим Его. Ученики Христовы хранили слова Христа в сердцах своих и заповедовали всем, принимающим Его учение, содержать и возгревать в себе это светлое, радостное и детски-покорное настроение.
Эту заповедь я помню с самых юных лет моей жизни. Когда мне приходят на мысль эти слова, я невольно вспоминаю те вечера, прекрасные и какие-то особенно интересные, когда у меня дома собирались и читали Священное Писание. Они были такие очаровательные, что мне никогда не хотелось спать, а все слушать и слушать.
О Духовной семинарии я знал с детства, и еще тогда зародилась мечта пойти в будущем туда учиться, чтобы получить духовное образование и пойти по истинному христианскому пути, «по стопам Христа». Еще маленьким я ходил в церковь и, будучи в первом классе, я начал посещать алтарь. Отец мой был церковным старостой, и поэтому я имел возможность приучаться и прислушиваться к церковной службе. Позже, по благословению Божьему, я начал прислуживать в алтаре. Так я и остался при церкви. Тетя моя стала псаломщицей, и тогда мне представилась возможность научиться читать по-славянски, а позже петь. Я начал читать и петь на клиросе. Все это было для меня очень интересным, и я так сжился с церковью, что не мог пропустить ни одного Богослужения. Надо мной смеялись. Меня презирали в школе и на улице. Часто приходилось слышать нехорошие слова и песни. Но при всем этом, мне было почему-то радостно и приятно. Да, радостно и приятно! Но как же было не радоваться, помышляя о том, что я — ничтожное существо, песчинка в океане, и я духовно могу соединяться с Всемогущим, Великим Богом. Ведь религия есть живой, сознательный и свободный союз человека с Богом. Я поставил себе цель в жизни, что должен с любовью воспринимать богооткровенные истины и стараться всеми силами исполнять Божественную волю. Ведь Бог открыл мне свет, Бог дал возможность стремиться к уразумению причины всех причин, стремиться к Нему, Который все знает. «Болий есть Бог сердца нашего, и весть вся» (1 Ин: 3, 20).
По окончании десяти классов, когда обычно все молодые люди избирают себе путь в жизни, я твердо и уверенно решил осуществить свою заветную мечту, что пойду по истинному христианскому пути.
Мне пришлось после окончания школы говорить со своим епископом, от которого я услышал слова: «Вы — будущий работник духовной жизни. Что вы внесете в жизнь, с тем она и пойдет дальше. Ваш характер пока еще не установился; душа мягка и податлива, юное сердце кипит, как расплавленный металл. Следите за собой. Будьте достойны своего избранного пути!» Эти слова во многом мне помогли, еще больше вдохновили на этот путь.
Когда отливают колокол, то в расплавленную массу прибавляют серебро, благородный металл. Чем будет больше этого металла, тем чище, сильнее и мелодичнее звук. Я пожелал, чтоб звуки моей души всю жизнь были ясны и гармоничны. Для этого мне надо запастись «благородным металлом» — чистым светом евангельской правды и любви. Этот «благородный металл» я надеюсь получить в духовной семинарии. Вот что меня влекло, звало поступить в духовную семинарию. Мечта моя и желания мои направлены на то, чтобы, окончив духовную семинарию, с Божьей помощью, стать работником нивы Христовой, управителем самых сложнейших механизмов на земле — человеков. Человек — самый сложнейший механизм на земле. Он требует ухода за собой, заботливых попечений о своей сохранности, как извне, о теле, так и внутри, о духе, больше, чем о теле. Я хочу беречь эти механизмы, не дать им заржаветь, покрыться грязью, остановиться. Я хочу быть врачом душ человеческих. Если Бог благословит мне получить духовный сан, то я с радостью буду трудиться на ниве Христа, зная, что Бог со мной и я с Господом. Меня побудила поступить в семинарию, по словам Антония Великого, «не земная скоропреходящая любовь, но любовь духовная, никогда непреходящая». Добродетели, которых требует от меня Господь, недалеко от меня. Я могу их найти в себе, если буду больше внимать и следовать гласу благодати в сердце моем, ибо благодать «не входит в злохудожную душу, и не обитает в телеси, повиннем греху» (Премудр. 1, 4). По свободной воле я пришел в духовную семинарию и никогда с этого пути не сверну. Лучше не принимать духовного сана, а с ним и обязанности пастырства, нежели потом «оглядываться вспять», по слову Священного Писания, ставши «не благонадежным для Царствия Божия» (Лк: 9, 62). Если же Бог благословит меня носить духовный сан, то после окончания семинарии, я, несмотря ни на какие трудности, послужу на благо Святой Церкви, буду идти по стопам Христа, ибо верю, что трудные подвиги благочестия облегчаются благодатью Божиею, которую Бог ниспосылает истинно преданным Ему.
Справка
Владимир, митрополит Киевский и всея Украины (Сабодан Виктор Маркианович)
Дата рождения: 23 ноября 1935 г.
Дата хиротонии: 9 июля 1966 г.
Дата пострига: 26 августа 1962 г.
Страна: Украина
Биография: Родился 23 ноября 1935 г. в с. Марковцы Летичевского р-на Хмельницкой обл. Украины в крестьянской семье.
В 1954 г. поступил в Одесскую духовную семинарию, в 1958 г.— в Ленинградскую духовную академию, которую окончил в 1962 г. со степенью кандидата богословия. После окончания академии преподавал в ОДС, исполнял обязанности старшего помощника инспектора, одновременно занимал должность секретаря Одесского епархиального управления.
14 июня 1962 г. рукоположен во диакона, на следующий день — во иерея, 26 августа пострижен в монашество. В 1965 г. окончил аспирантуру при МДА, назначен ректором ОДС, возведен в сан архимандрита. В 1966 г. назначен заместителем начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме.
23 июня 1966 г. решением Священного Синода определен быть епископом Звенигородским, викарием Московской епархии, представителем РПЦ при Всемирном Совете Церквей в Женеве и настоятелем Женевского прихода в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
9 июля 1966 г. хиротонисан во епископа Звенигородского. 28 ноября 1968 г. назначен епископом Переяслав-Хмельницким, викарием митрополита Киевского и Галицкого, Патриаршего экзарха Украины. 20 марта 1969 г. переведен на Черниговскую и Нежинскую кафедру, назначен временно управляющим Сумской епархией.
С декабря 1970 по апрель 1973 г. ответственный редактор журнала Украинского экзархата «Православний вiсник». 18 апреля 1973 г. назначен епископом Дмитровским, викарием Московской епархии, ректором МДАиС.
9 сентября 1973 г. возведен в сан архиепископа. 18 апреля 1978 г. получил звание профессора МДА, 5 июня 1979 г. в МДА защитил диссертацию с присвоением ученой степени магистра богословия. 16 июля 1982 г. переведен на Ростовскую и Новочеркасскую кафедру, возведен в сан митрополита.
28 марта 1984 г. назначен Патриаршим экзархом Западной Европы. 30 декабря 1987 г. назначен Управляющим делами Московской Патриархии и постоянным членом Священного Синода.
27 мая 1992 г. Архиерейским Собором Украинской Православной Церкви избран митрополитом Киевским и всея Украины, Предстоятелем Украинской Православной Церкви.