Протоиерей Алексий Зарубин: Жить с народом его жизнью

Протоиерей Алексий Зарубин: Жить с народом его жизнью

Интервью с протоиереем Алексием Зарубиным, настоятелем Градоякутского Никольского храма, благочинным Центрального округа Якутской и Ленской епархии.

— Отец Алексий, расскажите, пожалуйста, об основных вехах Вашего жизненного пути, о тех трудностях, с которыми Вам пришлось столкнуться за период Вашего поистине подвижнического пастырского крестоношения?

— В Церковь я пришел довольно-таки поздно, уже в сознательном возрасте, тридцати двух лет. Этот возраст еще называют возрастом Христа. Я принял Крещение, постоянно посещал храм. Владыка Герман (нынешний архиепископ Курский и Рыльский), попросил помочь ему по храму. Я предложил свою помощь. Так начался мой путь. В одной из бесед со мной он предложил мне получить богословское образование с последующим рукоположением в священный сан. И знаете, я как-то за это ухватился. Я сказал, что мне это интересно, и храм, участие в богослужении, литургической жизни всегда привлекали меня. В одну из воскресных служб, а это был январь месяц 1994 года, владыка ввел меня в алтарь, и только на Пасху, 1 мая, он мне благословил стихарь. До этого периода я просто стоял в алтаре и наблюдал за службой.

25 сентября того же года, в Неделю пред Воздвижением, состоялась моя хиротония во диакона. Через год, 15 октября 1995 года я был рукоположен во священника и направлен в Орепнинск, откуда и началось мое пастырское служение. Это были, как теперь принято называть, «лихие 90-е годы». Я приехал на практически пустое место: ничего не было, одни стены. Приходилось все заново начинать и делать все самому. Помощников как таковых практически не было. И свет у меня отключали в храме на неуплату… Пожалуй, самая главная трудность была одна — все 2,5 года, которые я там прослужил, я был один без матушки, так как семью привозить было просто некуда. Одному, конечно же, было очень тяжело. Много было непонимания, нежелания помогать, власти в открытую заявляли, что так как Церковь отделена от государства, мы ничем не можем вам помочь… Затем Владыка Герман перевел меня в Никольский храм города Якутска. Затем, уже перед тем, как отбыть на Курскую кафедру, он своим указом назначит меня ключарем Никольского храма. Прибыл новый владыка Зосима, который назначил меня уже настоятелем этого храма.

Протоиерей Алексий Зарубин: Жить с народом его жизнью

— Вы являетесь настоятелем уникального в своем роде Градоякутского Свято-Никольского храма, в чем состоит его уникальность?

— Уникальность его в том, что этот храм освящал сам святитель Иннокентий, впоследствии митрополит Московский и Коломенский. Освятил он его 9 мая 1852 года, и этот храм не разрушался – он стоит в первозданном виде. Конечно, в советские годы там был и библиотечный коллектор, там был партийных архив, но само здание храма, купола, кресты – все это сохранилось в первозданном виде, даже решетки на окнах.

— В чем, по Вашему мнению, состоит главная особенность пастырского служения в столь отдаленных епархиях Русской Православной Церкви?

— Изначально создание Якутской епархии преследовало миссионерскую цель – просвещение светом Христовой истины всех коренных народов, которые населяют Якутию. И все священники, без исключения, уже не раз побывали в миссионерских поездках. Даже приезжали в такие места, где священника вообще никогда не было, его никогда не видели. Для кого-то появление священника был чем-то необычным и интересным. Большинство людей встречало нас очень хорошо. Я помню, что во время одной из таких поездок я покрестил одну якутскую семью, и когда я их покрестил, то женщина сказала: «Какое счастье, что мы покрестились». Даже те, кто только по слухам слышал о Боге, о священнике или о Церкви, узнав о приезде к ним священника, с радостью принимают Крещение, с радостью принимают православие.

— Какими качествами должен обладать истинный пастырь-миссионер?

— Я приведу очень хороший поучительный пример для всех нас – это наш приснопамятный владыка Зосима. Он жил вместе с этим народом. Жил их жизнью. Как они жили, так и он. Этим нестяжанием, простой христианской жизнью он привлекал очень много людей. Люди его любили. Даже в его последнюю поездку по ряду якутских деревень 15 апреля, перед его кончиной, мы спали на нарах, умываться было нечем, воды просто не было, туалета не было, и он нас всегда учил, что так и должно быть. Не надо требовать для себя каких-то условий, надо жить с этим народом его жизнью. Тогда люди к вам пойдут.

— Как сейчас в епархии обстоит дело с подготовкой миссионеров?

— Сейчас в епархии открыт очень хороший духовно-просветительский центр. Даже когда в сентябре к нам приезжал Святейший Патриарх Кирилл, он освятил этот центр, и в буквальном смысле был поражен увиденным. В перспективе на базе этого центра планируется создать семинарию для дальневосточных и северных епархий, таких как Камчатка и Сахалин и т. п. Но, к сожалению, молодежь трудновато идет, если в крупных городах молодежь просвещенная, верующая, то у нас нужно еще просвещать, просвещать и просвещать.

— Какие условия, по Вашему мнению, необходимо создать для того, чтобы наши храмы, наши просветительские центры все больше и больше пополнялись поколением духовно трезвых молодых людей?

— Больше совершать миссионерских поездок. К сожалению, сейчас их совершается очень мало. Необходимо, чтобы про нас знали, нас видели и к нам приходили.

— Отец Алексий, Вы также несете пастырское послушание в местах лишения свободы, духовно окормляете заключенных. Большинству из нас, как будущим молодым священнослужителям, так или иначе придется проходить церковные послушания и в местах лишения свободы. Как Вам кажется, исходя из опыта Вашего служения, с чего следует всегда начинать данное служение, учитывая его специфику?

— Я тоже поначалу задумывался над эти вопросом: вот я приеду, как же я буду общаться с заключенными, о чем говорить? Единственное, что бы я хотел сказать – не нужно идти у них на поводу. Я сразу им сказал, что вы живете здесь своей жизнью, у вас здесь свои законы, но, приходя в храм, вы соблюдаете один закон – Закон Божий. Я сразу определил эти рамки и все. Никакого «заигрывания» не было и не должно быть.

— Ваши пожелания студентам Санкт-Петербургских духовных школ как будущим пастырям-миссионерам?

— Здесь обучаются будущие священники. И единственное, на мой взгляд, что бы я хотел пожелать будущим священникам, — это любить людей. Вот и все. Будете любить людей, и люди к вам пойдут. Они увидят вашу любовь, увидят вашу простоту, не будет в вас гордости, зазнайства – и люди пойдут. Вот это самое главное, чтобы мы любили людей и не искали каких-то благ для себя. Сейчас, что меня особенно удручает, так это то, что, когда рукополагаются молодые священники, они сразу хотят занять «теплое денежное место». Это для нас сейчас самое страшное. Надо начинать так, как начинали многие священник, в том числе и те, которые сейчас являются настоятелями, благочинными, — с прохождения тернистого пути. Вот с этого надо начинать, и это очень хорошая школа!

 Беседовал: Вадим Лозовский


Опубликовано 07.02.2011 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter