Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Возлюбленные о Господе отцы, братия и сестры! Сегодня мы все, учащие и учащиеся наших Духовных школ, возносим нашу молитву духовному покровителю наших школ святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову, чтобы по его молитвам и предстательству Господь и нас сподобил быть причастными к истинному богословию.
Но что такое богословие, чем оно занимается. Богословие выражает в слове опыт Церкви, и если мы хотим быть этому богословию причастны, мы должны быть причастны и к церковному опыту богообщения, мы должны этот опыт иметь в себе. Если его у нас нет, наше слово будет ложным. Если мы будем повторять то, что говорили до нас, но если это будет лишь повторением чужого опыта, без нашего собственного опыта, то это не будет восприниматься другими людьми, потому что малейшая фальшь очень остро чувствуется. Любой слушающий человек понимает, от сердца ли говорит проповедник, есть ли у него опыт молитвы, опыт богообщения или он просто повторяет чужие слова, как начетчик. Но мало просто иметь опыт богообщения, опыт сопричастности Божественной благодати, нужно этот опыт постараться донести до современного человека так, чтобы это стало понятным. Это необычайно сложно, потому что тот мир, в котором мы сегодня живем, — мир необычайно быстро меняющийся. И богословие каждой эпохи естественно зависило от языка той эпохи, от представлений о мире, которые были характерны для того времени. Я думаю, что большая часть знаний о современном мире — это знания, полученные на протяжении последнего столетия. И если мы будем просто повторять слова, которые произнесли более ста, тысячи лет назад жившие до нас святые отцы, эти слова сегодняшним людям будут казаться очень странными, чуждыми, непонятными. Если мы хотим обратиться к человеку и быть ему понятными, мы должны коснуться не только его сердца, но и его ума.
Для нас очень важно понимать, в каком мире мы живем и выражать тот опыт, которому мы должны быть сопричастны, на языка современного мира.
Перед нами стоит необычайно сложная, но очень важная задача: с одной стороны, быть сопричастными той Истине Откровения, которая неизменна, которая не зависит ни от языка, ни от времени, ни от представлений о мире, с другой стороны, эту вечную и неизменную Истину доносить до людей так, чтобы она была всегда современна. И для того чтобы это могло произойти, в нас самих должно быть это соединение, соединение вечности и времени, в котором мы сегодня живем. Это необычайно сложно, но это необходимо. Чтобы это осуществилось в нас, мы должны приложить все усилия к тому, чтобы, с одной стороны, ощущать вечность в себе, с другой — жить во времени нашего современного мира. Именно для этого мы и приходим в храм, потому что когда мы причащаемся Тела и Крови Христовых, мы приобщаемся той вечности, мы приобщаемся того самого Причастия, которое Господь даровал Своим ученикам на Тайной вечери, при этом мы остаемся людьми, которые живут сегодня, здесь и сейчас.
Блаженный Августин, рассуждая о вечности и времени, сказал совершенно замечательные слова, что человек страдает, когда он находится во времени, потому что он находится нигде, прошлое уже ушло, будущего еще нет, человек живет только в настоящее мгновение, которое тут же перестает быть моим настоящим и становится прошлым. И человек все время разорван между будущим и прошлым и не находится в настоящем. Блаженный Августин говорит, что вечность — это такое состояние, где нет ни прошлого, ни настоящего, ни будущего, где все и всегда сейчас. И для Бога нет прошлого, настоящего и будущего, потому что Он все знает, для Него все и всегда сейчас. И блаженный Августин говорит замечательную вещь, что если мы научимся жить сейчас, то мы сейчас, находясь под временем, будем сопричастны вечности. Вот это необходимо нам, если мы хотим быть достойны, живя сейчас в настоящем времени и проживая каждое мгновение до конца во всей полноте, мы действительно становимся сопричастны той вечности, в которой все и всегда сейчас. Дай Бог, чтобы Господь по молитвам святого апостола Иоанна Богослова дал нам этот подлинный опыт жизни, подлинный опыт богообщения, подлинный опыт разумения, чтобы мы, живя здесь и сейчас, всегда оставались сопричастными вечности и могли этот вечный опыт донести до сегодняшнего мира. Аминь.