29 мая 2011 года, в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил молебен на обновление храма святого Иоанна Богослова ― домовой церкви Санкт-Петербургской духовной академии, после чего возглавил служение Божественной литургии в воссозданном храме. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.
Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Владимир! Ваше Преосвященство, владыка ректор! Уважаемая Валентина Ивановна! Уважаемый Александр Дмитриевич! Высокие гости, представители государственной власти! Дорогие профессора, преподаватели, студенты! Братья и сестры!
Я с особым чувством совершил сегодня освящение этого возрожденного храма. Действительно, его нынешний интерьер очень напоминает тот, что был на протяжении большей части 65-ти лет — с тех пор, когда здесь возродилась духовная школа.
Помню первое посещение этого храма в далеком 1955 году. Я был здесь на постриге Михаила (Чуба), будущего владыки Тамбовского. Храмов в послевоенном Ленинграде было мало, всего 14, и все они были переполнены, потому что война подняла огромную волну религиозного чувства. Помню, что войти в храм было практически невозможно, но уже тогда он поразил меня своей красотой. Мудрые люди взяли на себя ответственность по восстановлению этого храма в послевоенное время, и потому интерьер был украшен в соответствии со стилем здания, в соответствии с петербургскими традициями, — так он и просуществовал до самого недавнего времени.
Я рад, что усилиями владыки ректора, благодаря замечательном вкладу наших благодетелей, которые сегодня здесь присутствуют, храм приобрел свой первоначальный вид. Я бы сказал даже, что он восстановлен в стилистике первоначального замысла, но, конечно, на качественно ином уровне. Внутренняя роспись, соответствующая стилю здания и стилю Санкт-Петербурга, является действительно замечательным произведением наших современных художников.
Очень важно, чтобы внешняя красота, внешняя гармония присутствовала в жизни людей, особенно молодых, детей, юношества, потому что гармония формирует человеческую личность. Никогда нельзя пренебрегать эстетическим началом в жизни человека. Мы знаем, что безобразие, которое повсеместно проявляло себя на протяжении многих десятилетий в облике наших городов и сел, в порушенной самобытной красоте России, отразилось и на формировании психологии и мировоззрения людей. Сейчас наступило время менять эту психологию и это мировоззрение. Над этим работает Церковь, для этого напрягают силы мыслящие люди нашего общества, пытаясь сделать что-то, что помогло бы нашему народу возродиться. И в этом процессе возрождения очень важную роль играет эстетика, потому что красота, как я уже сказал, формирует внутреннее состояние человека, а безобразие раскрепощает инстинкты, превращая человека из созидателя в разрушителя. Вот почему я всегда придаю большое значение также внешней красоте храмов, монастырей, мест обитания студентов богословия, духовенства, монашествующих. С радостью в сердце я отмечаю положительные перемены в жизни наших городов и сел и со скорбью свидетельствую о том, что еще сохраняются многие раны прошлого, в том числе в видимом отсутствии гармонии и красоты человеческой жизни.
Поэтому то, что Вы сделали, владыка, имеет не только внешнее значение. Нельзя внешнее отрывать от внутреннего — это одно поле, которое человек вспахивает всю свою жизнь. Внешнее должно помогать внутреннему, а внутреннее должно формировать внешнее.
Я всякий раз особенно радуюсь, когда бываю здесь, в этих стенах, среди преподавателей — хорошо мне знакомых и близких людей, с которыми прошли многие и многие годы жизни в совместном труде в те непростые времена, о которых уже не знает нынешнее молодое поколение. Радуюсь еще и тому, что наша академия в Санкт-Петербурге «набирает обороты», становится все более и более мощной духовной школой. Перед нами стоят огромные задачи, о которых можно говорить в разных категориях. Так, только что я прибегнул к категории эстетической, сказав о созидании гармоничной, духовно и материально сбалансированной жизни. Но можно говорить и в тех категориях, в которых сегодня апостол Павел обращается к нам через дееписателя (Деян. 16, 16-34).
То, что произошло в первые дни пребывания апостола Павла на европейском континенте, когда он перешел из Малой Азии в Македонию, красочно описано в сегодняшнем чтении. Апостола встретила женщина, которая обладала некоей силой духа. Она не была ни верующей иудейкой, ни тем более христианкой — она была язычница; но какой-то непонятной силой она пророчествовала. Она умела предсказывать будущее. И вот, подойдя к апостолу Павлу и его спутникам, она стала говорить о них как о посланниках Божиих, причем такими словами, какими эту мысль языческая женщина не смогла бы выразить. Она делала это постоянно, каждый день, и апостол почувствовал некое духовное неблагополучие в том, что происходило, — ведь в женщине говорил дух, но не Дух Божий. Тогда силой Господа Иисуса Воскресшего он запрещает духу говорить через эту женщину, и она теряет свою способность.
И что же происходит? Ее хозяева, — а она была служанкой в одном богатом доме,— которые использовали ее способность, страшно возмутились, лишившись источника своего дохода. После того как они пошли и доложили местным властям, те схватили апостола и его спутников, жестоко избили и, заковав в колодки, бросили в тюрьму. Но апостол чудом Божиим освобождается от уз, что привело к обращению тюремного стражника. А потом, узнав, что апостол Павел — римский гражданин, то есть находится под защитой законов Римской империи, власти перепугались, пришли и извинились за случившееся. Вот такая история.
Господь запретил злому духу говорить даже правду. В каком-то смысле все то, что делает Церковь, — это борьба со злым духом, который чаще всего говорит неправду, который формирует ложные, опасные убеждения, стереотипы поведения, так называемые ценности мира сего. Но слова, которые при этом произносятся, всегда так убедительны! У них есть некая логическая основа, некая мотивация, нередко привлекательная для людей. Где уж там разобраться, что дух-то не Божий, а дух диавольский! И как многие люди идут на поводу этого духа, в результате чего создаются так называемые произведения искусства, наполняется медийное пространство и даже формируется цивилизация не по Божиему закону. И когда Церковь говорит о том, что это опасно, что нужно менять вехи своего жизненного пути; когда Церковь призывает ни в коем случае не отрываться от того, чему Бог учит человека, ни при каких условиях не заглушать голос совести, — тогда те, кто получает деньги от действия этого духа, чаще всего на Церковь и ополчаются.
Каждый священник призван нести людям Божию правду. Те, кто учится здесь, должны понять, что это не будет сопровождаться комфортной и легкой жизнью. Всегда найдутся те, кому это будет не нравиться, всегда найдутся те, кто при упоминании о том, что грех есть грех, будут обвинять вас и Церковь. В этом смысле каждый вступающий на путь служения обрекает себя на некое исповедничество. Сегодня не требуется подвигов, подобных тем, что наши отцы и деды совершали в то трудное время, когда за веру в Бога можно было и жизнь потерять. Но сегодня требуется не меньше твердости, мудрости, пастырской осмотрительности, любви, чтобы тихим, смиренным, но ясным голосом помогать людям понять, где Божия правда. Понять, что без этой правды не может быть полноты человеческой жизни и что никакие деньги, никакая роскошь, никакой комфорт, никакая власть неспособны принести Божий мир. А ведь именно Божий мир отображается в сердце человека любовью, радостью, душевным покоем — тем, что мы называем простым человеческим словом «счастье».
Вот я и хотел пожелать бы Вам, Ваше Преосвященство, владыка ректор, профессорам, преподавателям, студентам понимать замечательные слова апостола Павла, что «наша брань не против плоти и крови, а против тех духов злобы поднебесных» (Еф. 6, 12), которые могут и ангельскими голосами говорить, только чтобы уводить людей с пути, предназначенного им Богом. Дай Бог всем вам мудрости, духовной силы, крепкой веры, глубоких убеждений, дабы ничто не поколебало вашей воли и вашего стремления служить Церкви Божией. Пусть благословение пребывает над нашей родной школой, над всеми учащими и учащимися. И в память о сегодняшнем замечательном историческом дне я бы хотел преподнести эту икону, где изображается Сошествие во ад и Воскресение Спасителя. Это очень редкая иконография, выполненная нашими замечательными палехскими мастерами, и пусть этот образ с памятной надписью всегда хранится в родной для меня школе.
Сегодня у меня есть еще одна замечательная потребность — вручить этот крест в знак моей любви схиархимандриту Илию. Когда я поступил на первый курс духовной семинарии, отец Илий заканчивал академию. Мы все его тогда очень любили — как и сейчас, батюшка, народ Вас любит. Тогда Вы были мирянином, добрым, смиренным, — вот заулыбались те, кто Вас помнит по тому времени. Я был на Вашем постриге — он происходил здесь, на этом самом месте; и прошло 45 лет со дня Вашей хиротонии. Я рад вручить Вам свой скромный дар на том самом месте, где Вы приняли монашеский постриг и где началась Ваша весьма усердная, плодотворная, духовно насыщенная жизнь, помогающая очень многим людям обрести веру и мир в сердце. Храни Вас Господь, дорогой отец Илий.