Иеромонах Александр (Синяков) о православной духовной семинарии в Париже

Иеромонах Александр (Синяков). Духовные узы крепче кровных и семейных

Интервью c ректором Парижской духовной семинарии иеромонахом Александром (Синяковым).

— Отец Александр, Парижская духовная семинария, которую Вы возглавляете, занимает особое место среди всех духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. В чем, по Вашему мнению, заключается ее уникальность?

— Наша семинария была создана в 2007 году, но открыла свои двери лишь два года назад. Инициатором создания русской семинарии в Париже был митрополит Кирилл, нынешний Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Идея была следующая: одновременно сочетать обучение в светских учебных заведениях, университетах Парижа (Париж, как известно, богат светскими учебными заведениями, в которых изучаются религиозные науки: патристика, библеистика, история Церкви и т. д.) и одновременно обучение в духовной школе Московского Патриархата, организованной согласно критериям Учебного комитета, по правилам Священного Синода, которая даёт каноническое духовное образование студентам, стремящимся к церковному служению. На основании этого и была создана наша семинария, и она в этом плане остаётся уникальной, потому что всего две семинарии Московского Патриархата существуют вне канонических границ Русской Православной Церкви: одна – в Джорданвилле (в Соединённых Штатах Америки) и наша семинария – в Париже. Но семинария в Джорданвилле сейчас как раз функционирует по российскому дореволюционному образцу, как автономное учебное заведение, в котором студенты обучаются внутри, в стенах монастыря. Наша семинария – не автономное учебное заведение, а коллегиум, существующий при светских и церковных университетах («университетская семинария»). Сейчас мы начали всего лишь третий учебный год, т. о. мы совсем молодое учебное заведение. В настоящее время в нашей семинарии обучается 22 студента. Каждый год мы принимаем в среднем 7 человек. Иногда чуть больше. Студенты в основном из России, Украины, Молдавии, есть студенты из русской иммиграции в Западной Европе, и есть студенты из западных стран, которые приняли Православие. Сейчас у нас три таких студента: один — из Колумбии (уже дьякон), второй – из Ганы, который был только что рукоположен во священники (Александрийский Патриархат) и скоро покинет стены семинарии, чтобы посвятить себя церковному служению, а третий — из Гаити, который сейчас ожидает свою студенческую визу.

— Если позволите, несколько слов о самом здании семинарии. Насколько известно – это бывший католический монастырь?

— Это здание XVII-XVIII вв., которое действительно было католическим монастырём. Символично, что община этого монастыря создавалась для просветительской (преподавательской) миссии. Сестры переехали в другие монастыри, в том числе в Париж. Теперь русская семинария устроилась в этом помещении. Только 1 августа этого года Русская Православная Церковь стала владельцем здания и всей прилегающей к нему территории. Теперь это территория принадлежит Корсунской епархии, представляющей Московский Патриархат на территории Франции. Это большое здание, в котором существует 25 студенческих комнат и пять комнат для преподавателей и священников, приезжающих в семинарию. Сейчас у нас здание заполнено практически полностью, потому что мы стараемся создать такие условия студентам, чтобы у каждого была своя комната. Это необходимо для их научной работы. У нас сейчас 22 студента, это означает, что у нас всего осталось 3-4 свободных комнаты.

— Каков распорядок дня студентов Парижской духовной семинарии? Как строится духовная жизнь студентов?

— Мы стараемся дать студентам широкую свободу для организации распорядка дня, потому что студенты обучаются в разных учебных заведениях. Одни студенты обучаются на подготовительном курсе, другие уже на бакалавриате. Некоторые учатся на факультете философии Парижского университета Сорбонна, некоторые на факультете богословия Католического Парижского университета или в Свято-Сергиевском православном богословском институте. Есть студенты, которые обучаются на магистратуре, в основном при Сорбонне, или же те, которые приступили к написанию докторской диссертации. Поэтому у каждого студента своё расписание, но есть основные пункты программы, которые обязательны для всех. В частности, особенностью нашей духовной школы является то, что рабочий день семинариста начинается со служения Божественной литургии каждый день, за исключением Великого поста, когда устав не предусматривает ежедневного совершения литургии (в такие дни мы совершаем утреню). Она совершается не долго — около полутора часов, хотя мы служим её целиком. Все студенты по возможности участвуют в литургии. Заканчивается учебный день семинарии вечерней, которая служится каждый день в 7 часов вечера. Кроме того, общими являются у нас трапезы. На обед попадают, естественно, не все, так как многие университеты находятся в Париже, и тогда студенты обедают в университетских столовых, где у них есть возможность пообщаться со светскими студентами и немного заняться христианской миссией. А вечером обычно все присутствуют на ужине. Естественно, в субботу-воскресение мы совершаем положенные службы литургического цикла. Время от времени часть наших студентов ездит помогать приходам Русской Православной Церкви или же приходам других юрисдикций Православной Церкви во Франции, набираясь тем самым опыта пастырства и организации прихода.

— Существует ли в Парижской семинарии такие должности, как проректор по воспитательной работе, инспектор, дежурный помощник инспектора? Несколько слов о самом воспитательном процессе.

— У нас есть инспектор, отец Сергий Борский, — выпускник Смоленской духовной семинарии и Римского Библейского Папского университета. В условиях западного контекста мы с отцом Сергием стараемся развивать у наших студентов не столько страх перед дисциплиной и наказанием со стороны инспекции, сколько ответственность за то, что они — будущие православные священники — в иностранном, инокультурном контексте представляют Русскую Православную Церковь, русскую культуру, Россию вообще или свою страну, и что по ним, по их поведению, по тому, как они учатся и общаются с людьми в Университете, будут судить вообще о Русской Православной Церкви. Именно это чувство ответственности мы стараемся развивать в наших студентах. Мы видим миссию нашей семинарии в том, чтобы помочь студентам, во-первых, познакомится с другой культурой, с другой университетской методологией, встретиться с христианами других Церквей, с представителями других религий, во-вторых, укрепиться в своей собственной духовной культуре, в своих корнях, в своей православной вере, подготовить себя к христианской православной миссии, чтобы рассказывать о Православии на понятном западному человеку языке.

— Каков профессорско-преподавательский состав семинарии?

— Наши студенты приблизительно две трети лекций прослушивают в университетах Парижа, и треть лекций – в семинарии. В самой семинарии у нас преподаёт 14 преподавателей богословско-канонических наук, и около 10 преподавателей французского, английского языков, в основном, это носители данных языков. Среди преподавателей у нас есть представители русской иммиграции, духовенства Корсунской епархии, которые имеют университетский опыт или которые занимаются преподавательской или научной деятельностью, потому что на Западе, как вы знаете, очень часто православные священники имеют светскую работу, в частности, некоторые из них является преподавателями либо работают в научных структурах Французского государства. Кроме того, у нас с прошлого года преподаёт декан Свято-Сергиевского богословского института. Секретарём Учёного совета семинарии является священник Сергий Модель, секретарь Брюссельско-Бельгийской епархии. Каноническое право у нас преподает иеромонах Амвросий (Макар), бывший проректор Киевской духовной академии, а сейчас настоятель православного храма в Милане. Кроме того, мы дополняем еженедельные лекции и ежемесячные семинары субботними лекциями. Каждую субботу мы приглашаем специалистов из разных стран, из разной среды, конфессиональной и университетской, рассказать о своих исследованиях. И эти субботние лекции обязательны для всех семинаристов.

— Посещают студенты семинарии общехристианские святыни Франции?

— Да, это является одним из важных элементов пребывания семинаристов во Франции и их обучения, формирования духовного сознания. Мы очень часть ездим, принимаем участие в паломнических поездках. Хор нашей семинарии очень часто поёт во время паломничеств по святыням Франции. Например, в день памяти святых мучениц Софии и её дочерей Веры, Надежды и Любови, хор наших семинаристов пел на православной литургии в городе Эшо, где хранится небольшая частица мощей мучениц. Это один из примеров таких поездок. Естественно, мы с семинаристами несколько раз в год совершаем паломничество к терновому венцу Спасителя в соборе Парижской Богоматери. С этого учебного года у нас заключено соглашение с руководством собора, согласно которому во всех выносах тернового венца будет обязательно принимать участие студент нашей семинарии и координировать православную часть паломничества, т. к. приезжает много православных священников, в том числе из соседних стран (Германии, Бельгии, Италии, России и др.). Мы стараемся ездить и в другие места и делаем это регулярно.

— Несколько слов об историческом значении визита приснопамятного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II во Францию.

— Визит Патриарха Алексия II во Францию стал началом совершенно новой эпохи для жизни Корсунской епархии. Именно с того момента она стала намного более заметна, как в межправославном, так и в межхристианском контексте Франции. Визит приснопамятного Святейшего Владыки дал огромный стимул для развития нашей епархии. Именно тогда зародился проект постройки нового православного собора в Париже, именно тогда впервые обсуждалась идея создания семинарии в Париже. Таким образом, всем нынешним самым важным проектам Корсунской епархии придал импульс именно визит Святейшего Патриарха Алексия, к тому же он вызвал огромный интерес французских христиан по отношению к Русской Православной Церкви, потому что на молебен перед терновым венцом Спасителя в соборе Парижской Богоматери собралось огромное количество людей — около 5 тысяч. Собор был заполнен полностью. Люди стояли и на паперти. Представьте, что значит заполненный Собор Парижской Богоматери. Это говорит о многом. Среди них были православные христиане различных юрисдикций: и Русской Православной Церкви, и Румынской, и Константинопольской и т. д. Это были представители других христианских Церквей, которые пришли поприветствовать Патриарха Московского. Были даже люди, далекие от христианства, но которых заинтересовала историчность этого визита. Это действительно было потрясающе – видеть Патриарха Московского, входящего в главные, центральные врата Собора Парижской Богоматери, которые открываются редко. В прошлом году состоялось еще одно историческое событие – впервые со времён императора Николая II для поклонения терновому венцу Спасителя Собор Парижской Богоматери посетил Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев. Интересно, что настоятель собора по этому случаю даже просмотрел чин, по которому принимали императора Николая, адаптировал его.

— На какой стадии на данный момент находится строительство русского культурно-просветительского центра в Париже?

— Это крупный исторический проект. Российская Федерация приобрела замечательный участок в центре Парижа, прямо на берегу Сены. Сейчас там располагается метеорологическая служба Франции, которая должна переехать к концу этого года. В декабре 2011 года метеорологическая служба переезжает в новое здание. Это здание освобождается. Часть его будет разрушена для постройки храма, который будет собором Корсунской епархии, главным храмом Русской Православной Церкви в странах Западной Европы. Часть здания будет переоборудована под епархиальное управление, под духовно-культурный центр, под аудитории, в том числе и для нашей семинарии, для приходских помещений. Планируется в течение следующего 2012 года получить разрешение на строительство и согласовать все проекты. Ориентировочно, в 2013-14 году планируется провести строительные работы, чтобы к 2014-15 году собор и прилегающий к нему комплекс могли уже использоваться.

— В средствах массовой информации не утихают дебаты по поводу исламизации Западной Европы. Вспомним, например, довольно неоднозначный роман-антиутопию Елены Чудиновой  «Мечеть Парижской Богоматери». Так ли это на самом деле?

— Мне кажется, необходимо несколько релятивизировать утверждение об исламизации Европы, которая в разных пропорциях происходит в странах Европы. Во Франции, например, мусульмане присутствуют в большом количестве, но в пропорциональном соотношении их вряд ли больше, чем, например, мусульман в Российской Федерации. Особенность Франции, по отношению к другим странам, заключается в том, что это страна с известным имперским (колониальным) прошлым. Поэтому мусульмане, которые на данный момент присутствуют во Франции, — это не столько эмигранты, приехавшие на заработки во Францию, сколько выходцы из бывших французских колоний. Это люди, которые родились французами. Ситуация, более или менее, похожа на ту, которая существует в Российской Федерации, где большинство мусульман не просто эмигранты, а люди, родившиеся в России. Опыт интеграции мусульман во французское общество на данный момент мне кажется более значительным, чем в соседних европейских странах. Сейчас правительство Франции серьезно взялось за вопрос исламского присутствия в обществе и соотношения между этой религией и французской традицией светскости. Французское государство помогает строить мечети, но в то же время запрещает намаз на улице. Что парадоксально, при католическом университете Парижа по инициативе французского государства было открыто отделение для повышения квалификации будущих или действующих имамов. Франция не любит принимать имамов из-за границы и стремится допускать к проповеди на своей территории только тех, кто прошел обучение на факультете Католического Университета.

— Миллионная месса, двухмиллионный хадж…Вспомним, например Всемирный день молодежи Римско-Католической Церкви, который проходил в августе в Испании, собравший 1,5 миллиона молодых людей. Что же объединяет такое множество молодежи одного вероисповедания в одно время в одном месте и чего не достает нам?

— Я тоже часто задавался этим вопросом. Даже в такой секуляризованной стране, как Франция, где отношение к христианству довольно двойственное, Католической Церкви удается собирать большое количество молодых людей. Я помню, когда умер папа Иоанн Павел II, я в то время преподавал историю русской цивилизации и Русской Православной Церкви в университете Сорбонна, в день его похорон перед папертью собора Парижской Богоматери был установлен огромный экран, и каждый, кто не смог по тем или иным причинам поехать в Рим, мог посмотреть церемонию отпевания. Показательно, что из сорока моих студентов, в которых я был уверен, что они были непрактикующими католиками, на лекцию пришло совсем мало, все остальные были на паперти собора и смотрели церемонию отпевания. Любовь к таким крупным, массовым религиозным мероприятиям очень сильна среди католической молодежи на Западе, но это, к сожалению, отрицательно сказывается на еженедельной церковной практике. В будущем это может распространиться и на молодых людей Православной Церкви. То есть молодые православные будут менее регулярно посещать богослужения, предпочитая участие в крупных религиозных событиях. Это новый вызов для пастырства в Западной Европе, и нам приходится учитывать подобные влияния, напоминая о важности для христианина активного и регулярного участия в Трапезе Господней.

Беседовал Вадим Лозовский


Опубликовано 23.10.2011 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter