19 января 2011 года, в праздник Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, ректор СПбПДА совершил Божественную литургию в академическом храме Санкт-Петербургских духовных школ.
Его Преосвященству сослужили архимандрит Софроний (Смук), иеромонахи Кирилл (Зинковский), Геннадий (Поляков), Амвросий (Хородизис), священник Андрей Парафенюк, диаконы Кирилл Журавлев, Глеб Санюк, Дионисий Харин, иеродиаконы Серафим (Бубнов) и Николай (Дроздов).
После чтения Евангелия диакон Дионисий Харин обратился к молящимся с проповедью, в которой в частности отметил: «Христос не нуждался в Крещении. На реке Иордан от Иоанна сотни людей очищали свои грехи, и Он принимает эти грехи на Себя. Но зачем Он принимает на Себя грехи тех людей, которые уже с момента Его рождения искали Его убить? Это люди, которые будут в дальнейшем мешать Его проповеди, в конечном счете распнут Его и предадут позорной смерти. Чтобы исполнить всякую правду! Христос провозгласил иную правду! Согласно этой правде, каждый человек независимо от своего положения, таланта, индивидуальных качеств и способностей имеет право на общение с Богом. Ради этой правды Господь рождается в вертепе среди животных, идет на реку Иордан и принимает грехи всех тех людей, которые желали Ему зла, идет на страшные мучения и смерть, но побеждает эту смерть воскресением, возносит человеческую плоть на небеса и дает возможность каждому человеку благодатного общения с Ним и обновления».
После заамвонной молитвы епископ Амвросий, сопровождаемый сослужащим духовенством, неся на главе Честный Крест, направился через царские врата при пении стихир «Глас Господень на водах…» к большой водосвятной чаше, специально изготовленной к празднику Богоявления.
Великое освящение воды состояло, согласно последованию его совершения, из чтения паримий, апостольского и евангельского зачал, возглашения ектении и молитвы, призывания благословения Божия на воды и троекратного погружения в них Животворящего Креста Господня.
После великого освящения воды ректор СПбПДА поздравил всех присутствовавших с праздником Святого Богоявления и поделился своим отношением к обряду купания в крещенской проруби: «В последние годы в народную традицию вошло купание в источниках. Первое время, когда эта традиция начала получать распространение, мы, священнослужители, этому даже порадовались. А теперь некоторые уже более сдержанно относятся к этому явлению, которое подчас сопровождается нехристианским, неблагоговейным отношением к святыне. Возможно, этот обряд является какой-то важной ступенькой для нецерковного человека почувствовать праздник Крещения Господня. Но очень часто купание превращается в развлечение, что ни в коем случае не допускается по отношению к той святыне, которую мы сегодня выпрашивали в молитве у Бога. Поэтому я хотел бы призвать всех вас к благоговейному отношению к святыне и к правильному отношению к самому обряду. Только в чинопоследовании Святого Крещения есть погружение в освященные воды для того, чтобы возродиться к новой жизни, для того, чтобы стать членом Церкви, для того, чтобы в сердце своем посеять семя Нового Адама. Больше чинопоследования не знают такого рода обрядов. Когда люди говорят, что, погружаясь в крещенские воды где-нибудь в реке или прорубе, смывают с себя грехи, они обманываются. А ведь многие так действительно искренне и думают, удаляя себя от истинного очищения в таинствах, от подвига собственной жизни, от соединения со Христом в Таинстве Святой Евхаристии.
Когда-то христиане воцерковляли языческие праздники и сообщали им христианское наполнение, изменяя в сознании людей смысл того или иного события, придавая правильное значение тому или иному празднику. В нашей жизни наблюдается подчас совершенно обратный процесс, когда некая внешняя сторона праздника, неплохая на первый взгляд, затмевает собой главное. Для большинства нашего населения на Пасху крашеные яйца и куличи составляют суть праздника, а на Крещение самое важное — пойти и потом с гордостью заявить, что искупался в холодной проруби. Тем самым человек удаляет себя от главного – от того, что дарует нам Бог, заслоняя это главное каким-то внешне, может быть, привлекательным, красивым, эмоциональным действием, но не имеющим подчас совершенно никакого отношения к сути и смыслу Священного события. Конечно все зависит от сердца человека, от того, в каком внутреннем устроении он совершает обряд. Господь зрит на сердце человека, прежде всего. Но подчас какие-то внешние действия уводят человека от главного. Поэтому будем помнить прежде всего о том, что нам преподает Святая Церковь, в чинопоследовании освящения воды говоря нам о том, что мы освящаемся этой водою через окропление, вкушение ее, прикосновение к ней, когда умываемся и тем самым получаем исцеление и душевное, и по милости Божией, если это нам полезно, даже телесное. С Праздником всех вас! Храни всех Господь!»
Пресс-служба СПбПДА