За две недели до окончания Великого поста мы с вами вспоминаем преподобную Марию Египетскую. И у людей, которые читали это житие, знают его, может возникнуть вопрос: «Почему именно об этом человеке мы говорим? Ведь история Церкви наполнена именами святых, которые от рождения и, фактически, до смерти посвятили свою жизнь служению Богу. И в жизни этой практически не было изъяна. Был только единый великий путь к Небесам, к святости, к Богу».
В жизни Марии Египетской все было иначе. Но это житие очень важно для нас. Оно показывает, что такое призыв Божий. Оно показывает, что Господь может прийти в любую жизнь. И что для Бога понятие греха может быть напрочь отринуто, если человек готов пойти Ему навстречу.
С другой стороны это житие показывает, что такое ответ человеческий на призыв Божий, как человек может отреагировать, когда Господь входит в его жизнь.
Мы не будем сегодня пересказывать это житие – каждый из нас обязан хотя бы один раз его прочесть. Мы скажем лишь о том, что женщина эта вела жизнь скверную. Скверную со всех сторон: и с человеческой, и с Божественной, будучи блудницей в большом египетском городе Александрии. Однажды, переправившись на корабле в Святую Землю, она хотела войти в храм, но не была допущена Богом. Какая-то сила выталкивала ее из храма. Однако после было покаяние, и она вошла в храм, оставшись там навсегда. Вернее, не в храме, а ушла в пустыню, чтобы коренным образом изменить свою жизнь.
Житие повествует нам о том, что этот путь к Богу не был радужным. Нисколько. В пустыне не было радужно и хорошо. Что, вот, ушла – и все, с Богом. Нет. Больше десяти лет она боролась с искушением вернуться в прежнюю жизнь.
Мы видим ответ человека. Господь вошел в жизнь, а потом ждет: что же мы скажем? И уже нет такой руки Божьей, однозначно, что «Я, вот, держу тебя, не упадешь». Нет. Можно упасть. И многие падают. Мария не упала.
И поэтому это житие для нас так важно. Оно рассказывает нам о том, что можем мы преодолеть себя, даже когда за спиной такой страшный навык, такая страшная жизнь. Конечно, к такому подвигу призываются единицы. И понести его могут единицы не то, чтобы из тысячи, а, может быть, из миллиона людей. Но, тем не менее, для нас это очень важный момент.
Слово «блуд», о котором говорилось вначале, это очень широкое понятие. Греки в него вкладывали не только конкретный грех, о котором мы с вами сегодня думаем или говорим. Нет. Блуд – это заблуждение. Это принципиальная жизненная ошибка, когда человек растрачивает себя не на то. Когда есть человек и Бог, которому нужно служить. А человек заблуждающийся начинает блудить в материальном мире. Его прельщает это, то, следующее и т.д. Человек раздробляется. В нем нет цельности, он мельчает. И когда нужно сделать что-то серьезное, решительное, то он не может собраться. Он и поступки совершает мелкие и скверные. И стыдно ему от этого, но он уже размельчил свою душу. Он заблудился. Вот это и есть блуд. И таким блудом грешит каждый человек. Нет того, кто скажет: «Я этого не делаю». Это будет ложь.
Каждый из нас где-то размельчил свою душу. И задача только одна: собрать ее воедино, сделать цельной. Знать, для чего мы живем. Ответ человеческий на призыв Божий – это и есть смысл нашей жизни. Потому что к каждому из нас Господь входил в жизнь. К каждому. Нет никого из стоящих здесь, кто скажет: «Я не ощущал этого призыва Божьего. Я ни разу не почувствовал на себе руку Божью». Нет такого человека. Каждый из нас как-то это испытал. Может быть, не так контрастно, как это было в жизни преподобной Марии, как-то по-другому. Но это было.
И вот следующий вопрос: «А как мы отвечаем на этот призыв Божий?». Кто-то говорит: «Вот, если чудо было, я его никогда не забуду». Но, с другой стороны, парадокс нашей жизни в том, что мы забываем чудеса. Забываем самые явные и однозначные чудеса.
Сегодняшнее Евангелие как бы продолжает тему Марии Египетской. Перед нами ученики Христовы. Три года они рядом с Ним. Они видят все чудеса, все проповеди, все притчи. Господь накормил пять тысяч пятью хлебами. Увидели, удивились и тут же забыли. Господь предсказывает о своих страданиях, о смерти по пути в Иерусалим. И тут же двое из ближайших, Иаков и Иоанн, подходят и просят о человеческом: «Позволь, чтобы в Твоем Царстве мы сели справа и слева от Тебя».
Вот видите, как все по-человечески. Вот она – раздробленность души, когда нет единства. Это и нужно упразднить, понимая, что если Господь пришел к нам, это не просто так. Что и мы должны что-то сделать Ему в ответ. Какой-то шаг. О подвиге речи нет. Никто нас в пустыню с вами не призывает.Но каждый понимает, что что-то он сделать может. Каждый на сто процентов знает, что внутри нужно что-то подкорректировать, подделать, исправить. Но пока что-то рук не хватает, времени не хватает, сил не хватает. А вот собраться надо.
И житие преподобной Марии показывает, что ради этого можно совершить даже подвиг.
Господь сделал шаг, так давайте и мы сделаем этот шаг навстречу. Впереди еще две недели Великого поста. У каждого из нас есть то, что он почему-то не сделал. Правда? Откладывает напоследок: «Вот соберусь и сделаю».
Так вот давайте соберемся и сделаем. Есть для этого еще время. А на отговорки вроде: «Я слабый, я немощный, я человек», скажем сами себе словами апостола Павла: «А сила Божья, она ведь в немощах совершается». И Господь пришел именно к нам, к людям, к слабым. Не к ангелам всесильным, а к людям, чтобы нас возвысить до ангельского состояния. Так что – можем. А раз можем, то давайте и будем так делать.
Проповедь магистранта I курса церковно-практического отделения Санкт-Петербургской православной духовной академии чтеца Алексея Колесникова, произнесенная за Божественной Литургией в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Неделю 5-ю Великого поста, Марии Египетской, 29 марта 2015 года.