Роман Березкин. Следование Преданию и традициям

Роман Березкин. Следование Преданию и традициям

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Только что мы слышали благовестие святого апостола Марка, который, описывая, казалось бы, пасторальную сцену, придает ей особую динамику. Идущие с Господом Иисусом ученики срывают колосья и начинают их есть. И опять на первый взгляд — ничего необычного. Но всегда за Христом следует целая толпа досужих зевак и завистников — фарисеев, книжников, саддукеев, иоаннитов, как мошкара роящихся в ожидании любого мало-мальски стоящего, по их мнению, момента. И здесь как раз то, что им нужно — суббота, день покоя, тысячами и тысячами предписаний иудейских горе-богословов расписанная вдоль и поперек. Голодные ученики срывают колоски, спокойно их съедают, «как приученные жить уже не по закону», по меткому замечанию блаж. Феофилакта Болгарского. И фарисеи, наконец, получают формальный повод их осуждить, видимо, громко выражая свое недовольство нарушением. Спаситель же достаточно строго остужает фарисейский пыл, используя против них самое действенное оружие — Священное Писание, пристыжая тем самым и фарисеев, и книжников, и вообще весь их формализм.

Он напоминает им историю царя и пророка Давида, непререкаемого авторитета иудейской духовности, который дерзнул войти в Святилище, и не просто войти, но и взять с жертвенника для употребления в пищу Хлебы Предложения, не только для самого себя, но и для окружения. Господь осуждает их нарочитый формализм, говоря: «Неужели вы не читали никогда, что сделал Давид?» Спаситель изрекает золотую формулу, ставя единственный правильный акцент в вопросе истинного благочестия: «Суббота для человека, а не человек для субботы».

Тем самым и нам Господь полагает пределы разумного следования Преданию и традициям. «Суббота для человека». Не нуждается Всемогущий Бог в наших поклонах, молитвословиях и воздыханиях. Так рассуждали язычники. Во всем этом нуждаемся лишь мы сами. Господь хочет нашего спасения, и в преизбытке подает нам всё, что нам для этого необходимо, стоит нам лишь пойти навстречу Его призыву. Наверное, именно поэтому в субботу первой седмицы Великого поста, подводя итог совершённому начальному труду отсечения всего лишнего от бесформенной каменной глыбы наших душ (а именно это в первоначальном своем значении значит слово «аскеза»), выявления истинной формы образа и подобия Божия, Церковь предлагает нам, как напоминание и предостережение, слова нашего Господа: «Суббота для человека, а не человек для субботы».

Этими словами Бог призывает нас не потерять в количестве поклонов истинную суть и предназначение поста. Так часто мы слышали обильно наполнявшие богослужения проникновенные и поэтические призывы творить дела милосердия. Неслучайно евангельское повествование не обрывается на этом эпизоде, но в той же динамике описывает происходившее далее исцеление сухорукокого человека. Озлобленные фарисеи, получившие заслуженную отповедь, предвкушали будущий момент исцеления, но не для того, чтобы удивиться чуду или прославить Бога, а чтобы обвинить Христа в нарушении закона, говорит евангелист Марк.

Но Христос и есть сам закон, его исполнение, поэтому зная их злонамеренность, Он выводит этого человека на середину и, указывая на него, говорит: «Должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить?» (Мк 3:4) Тем самым ставя их перед нравственным выбором, дилеммой — соблюсти формальности или совершить добро? Этот вопрос Господа, прозвучавший тогда под крышей синагоги, остался без ответа. Звучит он поныне и для нас. Он требует от каждого детального разбора, рефлексии, которая выразится в конечном итоге в осознании реальной необходимости действовать. Реакция Господа на фарисейское молчание должна заставит нас задуматься, евангелист говорит, что Господь с гневом смотрел на них и скорбел об их жестокосердии.

Для нас это предостережение. Не скатиться в формализм, но и не стать людьми, отрицающими все и вся. Дела милосердия должны стать продолжением традиции, обряда, его наполнением. Мы крайне нуждаемся в реальных делах нашей веры, иначе Милосердный Господь не вдохнет жизнь в сухую руку нашего мнимого благочестия. Пусть же со всеми нами, дорогие братия и сестры, идущими тернистой тропой поста к Светлому Христову Воскресению, сошествует Господь, шедший некогда с Лукой и Клеопой в Эммаус. Пусть подаст нам свои обильные дары, которые помогут нам достойно провести время Четыредесятницы. Аминь.

Проповедь магистранта II курса церковно-практического отделения академии Романа Березкина, произнесенная на Божественной литургии в субботу первой седмицы Великого поста.


Опубликовано 04.03.2012 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter