18 апреля 2014 года в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова утреню Великой Субботы и чин погребения Плащаницы Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа совершил ректор Духовной академии архиепископ Петергофский Амвросий. Погребение Господа Иосифом и Никодимом, сошествие Божественного Спасителя во ад – центральные события этого богослужения. Скорбя и сопереживая Пречистой Матери и ученикам Христа, Святая Церковь в молчании и трепете готовится к скорому торжеству, напоминая нам, что мрачные обители ада уже сокрушились, будучи не в силах удержать сошедшую в них Жизнь.
Его Высокопреосвященству сослужили: протоиерей Виталий Грищук, проректор по воспитательной работе академии; иеромонах Геннадий (Поляков), священники Андрей Парафенюк, Александр Кузнецов, Глеб Санюк и Александр Зиновкин; иеромонахи Сергий (Иванов), Афанасий (Букин) и Виталий (Морозов); протодиакон Кирилл Журавлев, диаконы Герман Ранне, Евгений Миози, Владимир Первушин-фон-Дитц и Александр Хорошилов.
Богослужение утрени Великой Субботы заупокойное, словно священнослужители совершают погребение Самого Христа. В начале утрени читается семнадцатая кафизма – часть Псалтири, которую обычно читают при отпевании усопших или на панихидах. Однако стихи кафизмы перемежаются не заупокойными припевами, а особыми тропарями, в которых еще раз перед нашим взором проносятся последние дни земной жизни Христа Спасителя, скорбь Пресвятой Богородицы, благородство Иосифа и Никодима, сошествие во ад Спасителя и победа над смертью.
И как символ грядущей победы сразу после чтения кафизмы поются воскресные тропари «Ангельский собор».
«Исходное пение, надгробную песнь Тебе воспою; погребением Твоим жизни моея входы отверзшему, и смертию смерть и ад умертвившему,» – так начинается канон Великой Субботы. Это тоже плач о погребенном Христе, но в нем все сильнее звучит новая тема – ожидание Воскресения, предчувствие Пасхи – избавления рода человеческого от оков преисподней. Хор торжественно поет:
«Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе… востану бо и прославлюся».
В окончании утрени Плащаницу обносят крестным ходом вокруг храма под пение «Святый Боже». Этот крестный ход напоминает о погребальном шествии праведных Иосифа с Никодимом от Голгофы к месту погребения Спасителя.
И вот, после него торжественно возглашается первое пасхальное пророческое чтение. Это видение пророка Иезекииля о поле, полном сухих костей, которые по гласу Господню соединяются, обрастают плотию, и множество людей воскресает на глазах тайнозрителя. Во времена Иезекииля это было лишь светлой мечтой, но в нынешний день эти слова наполняются своим подлинным содержанием. А Евангелие читают уже воскресное о явлении ангелов на месте погребения Распятого Христа, о том как жены-мироносицы не нашли Иисуса там, где его погребали.
По окончании чина погребения Плащаница полагается на середину храма для поклонения верующим.
Прикладываясь к Плащанице, Церковь переживает те страдания, которые претерпел Господь на Кресте, и в то же время живет в предвкушении предстоящего Воскресения Христова.
Завтра, 19 апреля 2014 года, в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова будут прочитаны часы и изобразительны. После этого будет совершена литургия святителя Василия Великого в соединении с вечерней. Начало богослужения в 8:30.
С 12:00 до 19:00 будет совершаться освящение куличей.
Пресс-служба СПбПДА