9 апреля 2015 года в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова ректор Духовной академии архиепископ Петергофский Амвросий в сослужении духовенства академического храма совершил богослужения Великого Четверга и чин умовения ног. Четверг Страстной Седмицы – день воспоминания установления центрального Таинства Православной Церкви – Таинства Евхаристии. В этот день, по традиции, все молящиеся в храме приобщаются Святых Христовых Таин.
За богослужениями пели три академических хора: мужской хор под управлением студента 3 курса бакалавриата Марка Качанкина, смешанный хор под управлением монахини Ксении (Каньшиной) и женский хор под управлением Лидии Масловой.
Накануне, 8 апреля вечером, были совершены малое повечерие и утреня с первым часом. Архиепископ Амвросий прочитал трипеснец на повечерии и канон на утрене «Сеченое сечется море чермное».
По окончании канона владыка ректор, священник Глеб Санюк и протодиакон Кирилл Журавлев трио исполнили светилен «Чертог Твой, Спасе, вижу украшенный». Второй и третий раз светилен исполнили мужской и смешанный хоры.
По отпусте утрени было прочитано последование ко Святому Причащению.
В четверг в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова были совершены чинопоследования 3, 6, 9 часов, изобразительных и вечерня в соединении с Божественной литургией Василия Великого.
За Литургией архиепископу Амвросию сослужили: архимандрит Софроний (Смук); иеромонах Марк (Святогоров), старший помощник проректора по воспитательной работе; иеромонах Геннадий (Поляков); священник Андрей Парафенюк; иеромонах Варфоломей (Магницкий); священники Александр Кузнецов и Глеб Санюк; иеромонахи Сергий (Иванов), Афанасий (Букин) и Виталий (Морозов); священники Кирилл Дашевский, Глеб Седов, Владимир Первушин-фон-Дитц и Адам Бокарев; протодиакон Кирилл Журавлев; диакон Герман Ранне; иеродиаконы Феодосий (Желновачев) и Владимир (Палибрк); диакон Анатолий Коряковский; иеродиакон Алексий (Дурнев); диаконы Евгений Мельников и Антоний Данилов; иеродиакон Лука (Пронских).
Проповедь после чтения Евангелия произнес аспирант диакон Анатолий Коряковский.
В память о событиях той пасхальной вечери в Сионской горнице и совершенной на ней первой Евхаристии, вместо песнопения «Иже Херувимы тайно образующе» поются следующие слова: «Вечери Твой Тайной днесь, Сыне Божий, причастника мя прими. Не бо врагом твоим тайну поведаю, не лобзание Тебе дам, яко Иуда. Но яко разбойник вопию Тебе: помяни мя, Господи, когда придешь во Царствии Твоем». Это же песнопение поется на месте запричастного стиха и многократно повторяется во время причащения народа.
После заамвонной молитвы владыка ректор совершил чин омовения ног. Во время него в Страстной Четверг архиерей, по образу Христа, умывшего ноги своим ученикам за Тайной Вечерей, омывает в храме ноги сидящим священнослужителям в знак глубокого смирения и служения народу Божию.
По окончании богослужения владыка ректор обратился к присутствующим с архипастырским словом:
«Дорогие отцы, братия и сестры, сердечно поздравляю вас с Великим Четвергом и с причастием Святых Тела и Крови Господа и Спасителя нашего на Тайной Вечери, которая в нынешний день была установлена нашим Спасителем и Господом.
Сегодняшний день, как и прошедший только что чин, указывает нам на смысл нашей жизни, заключающийся в служении. Какое бы место, какое бы положение мы не занимали бы в Церкви, мы всегда должны помнить о том, что это не дает нам права на славу, почести и превозношение; не дает права требовать или ожидать от других какого-либо поклонения или слепого восхищения. Наше служение — это служение страдания, трудов и жертвы, ради которых мы пошли, взяв свой крест, за Тем, Кто был распят на Кресте нашего ради спасения.
Поэтому всякий раз, когда я совершаю Таинство хиротонии, и особенно, когда поставляю священника, я напоминаю ему о смысле его служения. Принимая все то благоговение, почести, и уважение, которые относятся не к его личности, а к сану, восходящему к Его Подателю, пастырь должен не обладать стадом, но служить ему. Необходимо служить молитвой, словом и терпением, своими знаниями и талантами тем людям, которые в священный и трепетный момент Таинства священства возглашали «Достоин» и молились за хиротонией.
Сегодня Сам Господь сказал те слова, выше и больше которых сказать уже нечего: “Если Я, Господь ваш и Учитель, умыл вам ноги, то и вы должны умывать ноги друг другу. Если Я, Господь ваш и Учитель, пришел в этот мир, чтобы послужить вам, то и вы, будучи моими последователями, должны служить друг другу и этому миру для того, чтобы он спасен был”. Пусть Господь дает нам в этом силы, терпение и кротость духа. Да хранит вас всех Христос, Истинный Бог наш, Который уже грядет на вольную страсть нашего ради спасения». Аминь.
Богослужения Великого Четверга
Богослужения Великого Четверга уникальны. В этот день, когда Святая Церковь воспоминает установление Таинства Евхаристии, служится самый торжественный чин Божественной литургии – святителя Василия Великого, а все верующие стараются приступить к Таинству Причащения. Тема богослужения проникнута воспоминаниями Тайной вечери, предательства Иуды и начала Крестного пути Господа и Спасителя нашего.
Грядущий на вольную страсть нашего ради спасения Господь Иисус Христос дает своим апостолом, а через них будущей Вселенской Церкви, величайшее Таинство. Из евангельского повествования нам известно, что на пасхальной вечере Спаситель преломил хлеб, говоря: «Примите, вкусите. Сие есть Тело мое». Потом же, благословив чашу с вином, произнес: «Пейте от ней все. Сие есть Кровь моя, Нового Завета, которая за Вас и за многих изливается во оставление грехов». (Мф 26:26-27). Прежде крестной смерти, еще до того, как падшая человеческая природа, будет уврачевана через страдания воплотившегося Бога, Господь совершил величайшее чудо – Истинными Телом и Кровью приобщив Своих учеников, установив тем самым Таинство Евхаристии, как центральный момент литургической жизни будущей Церкви. Общая трапеза, где никто из приходящих не может быть отвергнут, но в равном достоинстве разделяет ее с Самим Христом, явилась прообразом будущей единой Вселенской Церкви, скрепленной Кровью Нового Завета. И это евхаристическое общение возможно только в единстве с Церковью.
Но что же значит для нас сама страшная и непостижимая тайна? В чем заключается глубокий смысл приобщения Евхаристической трапезе?
Господь Иисус Христос, воплотившись в падшую, смертную человеческую природу, пострадав и воскреснув в ней, восстановил, оживотворил ее, сделав это возможным и для каждого из нас. «Причащаясь, – замечает митрополит Иларион (Алфеев), – мы принимаем в себя Тело и Кровь Бога, ставшего Человеком. Иными словами, происходит наше сущностное, онтологическое соединение с Божеством. Мы не просто общаемся с Богом, но Бог входит внутрь нашего естества, причем, это вхождение Бога в нас происходит не каким-то символическим или духовным способом, но абсолютно реально – Тело Христово становится нашим телом и Кровь Христова начинает течь в наших жилах… Христос становится для человека не только учителем, не только нравственным идеалом, Он становится для него пищей, и человек вкушает Бога, соединяясь с Ним духовно и телесно». Подобно тому, как мы вкушаем пищу земную, поддерживающую наши телесные силы, приобщаясь Небесной трапезе – Телу и Крови Господа нашего – мы укрепляем наши духовные силы для того, чтобы пройти многотрудное поприще земного бытия, преодолеть все препятствия, греховные пороки и сделаться участниками вечной радости в обителях Небесного Отца. Но если вкушение земной пищи все равно, рано или поздно, приводит нас к смерти, то причастие Евхаристической трапезе подает истинное бессмертие…
Через причащение обоготворенной человеческой природе Христа, мы получаем силу и способность возвращения к первозданному состоянию, вхождения в новую реальность иного мира, очищенного и преображенного, причем уже здесь, в нынешней земной жизни. «В ночи падшего, греху и смерти порабощенного мира Тайная Вечерь явила неотмирный, Божественный свет Царства Божьего: вот вечный смысл и вечная реальность этого единственного, ни с каким другим несравнимого, ни к какому другому несводимого события» – замечательно писал о Таинстве Евхаристии протопресвитер Александр Шмеман.
Даруя нам свою неизреченную милость в виде Таинства святой Евхаристии Господь, по словам святителя Иннокентия Херсонского «позаботился и о нашей слабости» – дал нам возможность принимать Истинные Тело и Кровь Свою под видом хлеба и вина. Эта великая тайна, которая не может быть постигнута усилиями человеческого разума, участниками которой мы становимся через веру.
В каноне утрени Великого Четверга есть удивительные слова, которые обращены к каждому истинно верующему христианину: «Странствия (гостеприимства) Владычня и безсмертныя трапезы на горнем месте высокими умы, вернии, приидите насладимся» (ирмос 9 песни). Эти строчки литургической поэзии говорят о Таинстве Евхаристии – единственной истинно-бессмертной Трапезе. «Высоким умом», призывает нас Святая Церковь приобщиться Таинству Жизни. Только отрешившись приземленного материализма, оставив тщетные и горделивые попытки логического объяснения, подлинно «высоким» умом, способным в благоговейном молчании созерцать иррациональную реальность иного порядка, в смирении и с благодарностью мы должны приступать к Источнику вечной жизни. «Подлинно, не низкий ум надобно иметь, дабы насладиться сей трапезы. – Пишет Иннокентий Херсонский. – Надобно сим умом возлететь на высоту любви Спасителя к нам, полагающего за нас душу Свою. Но этот высокий ум – на сей случай – дает не ученость, а вера».
Кроме того мы все должны помнить о том, что приступать к Святой Чаше мы можем только с чистым сердцем. Нет, никто не требует от нас кристальной чистоты от пороков и страстей – только один Христос абсолютно безгрешен, и только Он один силен полностью очистить от греха наше порочное сердце. Но, подходя к Святой Трапезе, мы должны иметь чистый помысел, сокрушение сердечное, твердую решимость к исправлению, искреннее раскаяние и примирение со всеми.
«Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя прими. Не бо врагом Твоим Тайну повем, не лобзание Тебе дам, яко Иуда…» Этими словами учит нас сегодня Святая церковь приступать к Божественному Огню Евхаристии, напоминая о страшном злодеянии одного их ближайших учеников Христа. Он был на Тайной Вечере и уже тогда вынашивал свой злобный замысел о предательстве. Он слышал все слова Спасителя. Но не усрамился, не убоялся окаянный и дерзостно приступил к Причащению Святых Тела и Крови Христовой. Чаша Бессмертия сделалась для него источником вечного осуждения. «И по хлебе тогда вниде в онь сатана» (Ин 13:27).
Мы должны непрестанно помнить об этом трагическом примере, и подходя к Чаше, раскаиваясь и плача о своих собственных пороках, мысленно произносить:
«Се приступаю к Божественному Причащению. Содетелю, да не опалиши мя Приобщением. Огнь бо есть, недостойных попаляяй. Но убо очисти мя от всякия скверны…»
Пресс-служба СПбПДА