Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
«Ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное. Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте. Даром получили, даром давайте» (Мф 10:7-8), – такими словами наставляет Христос Своих учеников на проповедь. Такими же словами, 2000 лет спустя, со страниц Евангелия Он обращается и к нам. Но как тогда, так и особенно сейчас, у Его учеников не всегда получается то, к чему Он призывает. И, так же как и раньше, мы задаемся вопросом – почему мы не можем исполнить это: больных исцелить, прокаженных очистить, мертвых воскресить и, по словам Христа, делать все то, что и Он делал на земле (Ин 14:12)? Ответ на этот вопрос нам дает Евангельский отрывок сегодняшнего дня.
Спустившись с вершины горы Фавор после Преображения, Христос находит Своих учеников и собравшихся вокруг них людей в смятении. Причина спора была в том, что апостолы не смогли исцелить бесноватого отрока и тем самым, не без помощи книжников, вызвали недоверие, как по отношению к себе, так и, возможно, по отношению к Своему Учителю. Исцелив мальчика, Христос указывает на главную причину их неудачи – отсутствие веры. Он говорит им: «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк 9: 29). Что это означает?
Насчет первого все предельно ясно. Молитва и вера неотделимы друг от друга. Если нет веры, то молитва будет лишь пустыми словами, если же вера в Бога и помощь Божия велика, то тогда, как говорит Христос, «все возможно верующему» (Мк 9:23).
Что же касается поста, то здесь существуют разные мнения. По мнению одних толкователей, пост имеет такое же важно значение, что и молитва. По мнению других, пост следует понимать не более чем инструмент, с помощью которого молитва становится более совершенной. Есть и еще один, очень интересный взгляд. По мнению некоторых исследователей, в частности архим. Ианнуария (Ивлиева), слово «пост» было добавлено переписчиками в более поздних рукописях и в первоначальных текстах отсутствует. Причиной этого он называет постепенно меняющееся отношение к молитве, которая со временем, к сожалению, все более формализируется. Видя, что очень часто молитва не достигает своей цели, переписчики добавляют к ней «пост», подчеркивая необходимость еще больших личных аскетических усилий человека.
Однако это прибавление довольно значительно меняло первоначальный смысл слов Христа, добавляя в дело борьбы со злом, помимо Божественной помощи свыше, личные аскетические заслуги самого человека. Но Христос подчеркивал: от человека требуется сила его веры, все остальное – уже действие и заслуга Божия. «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы» (Мк 9:29), т.е. от совершенного упования на помощь Божию. Такое понимание подтверждает и параллельная цитата из Евангелия от Матфея, где на вопрос апостолов: «Почему мы не могли изгнать его?», Христос прямо говорит: «По неверию вашему. Ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет. И ничего не будет невозможного для вас» (Мф 17:20).
Мы видим, что основной проблемой на пути к исполнению слов Христа является только одно – степень нашей веры. Не той веры, которая позволяет нам знать о существовании Бога, а той, про которую Христос говорит: «все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф 21:22). Именно такой веры всегда не хватало последователям Христа, но именно к такой вере призывает Евангелие. Как же возможно приблизиться к ней?
Св. преп. Иоанн Лествичник, память которого сегодня совершается, ставит добродетель веры на самую вершину. Путь к этой вершине – это путь последовательного исцеления человека из состояния глубокой духовной поврежденности и болезни.
Первый шаг на этом пути — отказ от любви к внешнему и материальному, ведь любая привязанность к земному отдаляет человека от небесного и от Бога. «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1Иоан 2:15), — учит св. ап. Иоанн Богослов. Святитель Тихон Задонский прямо говорил священникам: «Служащие маммоне уже не служат Богу. Богу и маммоне вместе служить невозможно. А не служа Богу и веры не имеют, ибо без веры работать Богу невозможно». «Мамона» — божество богатства, под которым одновременно понимаются все житейские блага: деньги, имения, слава, почести, удовольствия, наслаждения. Все то, что так прельщает человека, сердце которого привязано к земному. Господь убеждает, что невозможно совместить веру в Бога, служение Ему и любовь к маммоне. «Живая вера — это шествие в мир духовный, в Мир Божий, — пишет свт. Игнатий Брянчанинов. — Не может пребывать она в том, кто пригвожден к миру дольнему».
Освободившись от привязанности к внешнему и материальному, человек далее должен много потрудиться, очищая свое сердце покаянием от страстей и освобождая в нем место для любви и веры, которые даруются Богом. Самым же главным препятствием на этом пути является человеческая гордость. Мы видим, как сильна и непоколебима вера в человеке с простым, детским и кротким сердцем и как слаба она у человека внутренне гордого, который более верит в себя, свои силы, знания, способности, свои связи, материальные блага, деньги. Свт. Феофан Затворник пишет: «чтобы в сердце зачалась евангельская вера, необходимо предварительно познать свою немощь». Чтобы Господь открыл веру в сердце, человек должен — в положительном смысле — разочароваться в самом себе, в своем «я», познать свою немощь и беспомощность без Бога. «Сила Моя в немощи совершается» (2Кор 12:9), — говорит Христос ап. Павлу. Только отчаявшийся в самом себе человек находит Бога, и только в детской простоте и доверии рождается великая сила веры Божией.
Путь к вере – это путь отвержения себя, своих страстей, желаний и гордости, путь полного, совершенного доверия к Богу, с уверенностью, что Господь желает нам блага намного более, чем мы сами себе можем пожелать. Путь веры — это путь креста. Поэтому, наверное, так слаба она сейчас в нашем обществе и, к сожалению, в нашей Церкви, где очень часто жизнь и поступки тех, кто называется себя верующими, очень часто мало отличаются от жизни и поступков тех, кто по вере не живет. Чем все более и более мир в человеке становится сильнее, тем все более и более оскудевает его вера. Поэтому и говорит Христос с печалью: «Когда вернется Сын Человеческий, найдет ли Он веру на земле?» (Лк 18:8).
Сам же Христос после Своего Преображения на горе Фавор, исцеления бесноватого отрока и наставлений в вере апостолов, покидает северную часть страны и делает первые шаги на пути к Иерусалиму, на пути к Своим Крестным страданиям и смерти. В Самом Себе Он указывает нам на единственно возможный путь веры – это путь креста: «Кто хочет идти за Мною, — призывает Христос, — отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк 8:34-35).
Аминь.
Проповедь магистранта II курса церковно-исторического отделения академии Иоанна Крутенко, произнесенная на Божественной литургии в Неделю 4-ю Великого поста.