Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодняшний день наполнил наш соборный разум, дорогие братья и сестры, воспоминаниями о подвиге верности, подвиге любви и подвиге самозабвения, которые были столь самоотверженно явлены Иоанном Крестителем, как повествуют нам об этом сегодняшние строки Благой Вести.
Все мы прекрасно знаем, что по свидетельству Господню никто рожденный на земле не был так велик, как святой Иоанн Предтеча. И величие его поистине было многогранным: это и строгость нравов, стяжавшаяся и закаленная в непрестанных аскетических упражнениях пустынножителя, и непоколебимость нравственных принципов, верность которым позволила великому пророку не отступить от правды Божией даже перед лицом собственной смерти, это и неустанная проповедь в среде израильского народа, подогреваемая верой пророка в то, что точка духовного невозврата еще не пройдена для Израиля, и что все то лучшее, что когда-то пестовали великие цари, судии и пророки древности, еще может одержать верх над тьмой химер народного разума и принести достойные плоды покаяния. Но сегодняшний евангельский отрывок открывает перед нами еще одну, быть может, самую яркую из всех граней величия Иоанна Крестителя – это его удивительная скромность.
Апостол и евангелист Иоанн Богослов описывает нам в этом отрывке одну очень жизненную ситуацию: ученики Иоанна Предтечи были исполнены волнения и тревоги, видя, что их учитель, некогда являвшийся абсолютным властителем дум израильского народа и эталоном, как бы мы сейчас сказали, модуса вивенди и модуса оранди – образа жизни и образа молитвы, ныне остается покинутым большей частью своих последователей, с радостью перешедших слушать проповеди нового проповедника Иисуса из Назарета. И что же отвечает им Иоанн? Реагирует ли он как оскорбленный и неправедно забытый? – Отнюдь. Но сверх того, в своем ответе он задает нам ту поведенческую максиму, которой в своей жизни должен следовать каждый христианин и через призму которой должен оценивать свою жизнь и свои поступки.
Фактически Иоанн Креститель говорит своим ученикам, что подобное развитие событий, когда он сам уходит во тьму общественного забвения, а Иисус, некогда принявший от него крещение, возрастает, является для него, Иоанна, не только предполагаемым, но и желаемым. Ведь всю свою сознательную жизнь: и годы одиночества и лишения в пустыни, и годы общественной проповеди и всенародного почтения он ни на мгновение не забывал, что в этой удивительной пьесе жизни, которая пишется рукой Великого Драматурга, ему принадлежит роль глашатая, предшественника и предтечи, подготавливающего путь Великому, грядущему за ним. И приняв эту волю Небесного Отца, святой Иоанн всю свою жизнь положил на то, чтобы с честью перед Небом и пред собою до конца исполнить свою миссию на земле, исполнить все то, чего так ждал от него Бог.
Если помните, у Гете в «Фаусте» есть интересные строки: «В уме как на мануфактуре есть ниточки и узелки, посылка не по той фигуре грозит запутать челноки». И действительно, очень часто мы можем судить и по опыту своей жизни, о том, сколь важной добродетелью для стяжания внутреннего мира и для построения правильного миросозерцания является осознание границ собственной компетенции. Фактически двумя главными пунктами в стяжании этой добродетели являются: 1) понимание и постижение того, к чему ведет нас в этой жизни воля Всемогущего, каков Его промысел о каждом из нас и 2) способность до конца следовать этому промыслу, со всей возможной самоотдачей реализуя в конкретных ежедневных действиях то, к чему ведет нас благословляющая десница Небес.
И ныне, вспоминая жизнь великого пророка и говоря о нем, хотелось бы пожелать всем нам, чтобы и мы в своей жизни смогли бы стяжать эту удивительную добродетель понимания Божественного промысла о нас и духовную и нравственную стойкость следовать этому промыслу до конца. Пусть все те незримые одежды нашей души, которые мы шьем для себя во время нашего земного странствия и которые единственные перейдут с нами в вечность, будут пошиты нам по размеру наших способностей, талантов и возможностей. Пусть во все периоды сомнений, сотрясающих наш внутренний мир, сотканный порой из призрачного и обманчивого самоуспокоения, мы, обратив свои взоры к несокрушимому колоссу жизни и веры Иоанна Предтечи, смогли бы с честью пред Небом и пред собой ответить, что тот жизненный выбор, который мы совершаем ежедневно и ежечасно, да и вся наша жизнь не являются внутренним самообманом, а являются правдой, ниспосланной Самим Солнцем Правды, о чем будем сегодня и впредь просить несокрушимого в своей вере и верности пророка Божия Иоанна. Аминь.
Проповедь магистранта СПбПДА иеромонаха Амвросия (Мацегоры), произнесенная на Божественной литургии в храме святой великомученицы Екатерины в Риме 21 апреля 2012 года.