Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Владимиру, митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому; Его Преосвященству Преосвященному Амвросию, епископу Гатчинскому, ректору Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии; начальствующим, учащим и учащимся Санкт-Петербургских духовных школ.
Сердечно привествую всех вас по случаю памятных мероприятих, посвященных 100-летию со дня рождения замечательного иерарха Русской Православной Церкви ХХ века — архиепископа Михаила (Мудьюгина).
Насыщенная событиями и свершениями жизнь Владыки дает нам поучительный пример его ревностного служения, мужественного стояния в правде Божией, верности свему призванию. То было время нелегких испытания для архипастырей, пастырей и всей церковной Полноты.
Мое знакомство с Михаилом Николавичем Мудьюгиным, доцентом одного из ленинградских вузов, состоялось в отроческие годы. Находясь в дружественных отношениях с моим отцом, покойным протоиереем Михаилом, он часто посещал наш дом и проводил с папой долгие часы в интересных беседах.
Результатом этих бесед стало решение Михаила Николаевича Мудьюгина принять священный сан. Готовясь к рукоположению, он тайно «сдавал экзамены» за курс семинарии моему отцу. Рукоположиться в тогдашнем Ленинграде Михаил Николаевич не смог: слишком громким стало дело о его воцерковлении. Отразилось это событие и на жизни нашей семьи. Очень скоро над отцом нависла угроза лишения так называемой регистрации, которая выдавалась уполномоченным по делам религии и являлась фактически разрешением власти на священническую деятельность. По милости Божией эта страшная для каждого священнослужителя того времени участь миновала родителя, и прещения ограничились его переводом из Ленинграда. Отец Михаил Мудьюгин был рукоположен в Вологодской епархии, в которой и прошли многие годы его служения.
Мне довелось быть свидетелем того, как в октябре 1966 года протоиерей Михаил Мудьюгин стал ректором Академии, затем принял монашеский постриг и был хиротонисан приснопамятным митрополитом Ленинградскими Новгородским Никодимом (Ротовым) во епископа Тихвинского. Два года он возглавлял Ленинградские духовные школы. В 1968 году, будучи переведен на Астраханскую кафедру, епископ Михаил не оставил богословских занятий и в 1972 году защитил магистерскую диссертацию, посвященную православному учению о личном спасении. Впоследствии мне не раз доводилось общаться с архиепископом Михаилом при разных обстоятельствах, в том числе – в связи с его много летним и весьма успешным участием в богословских диалогах с инославными христианами. Работа с ним всегда была интересной.
Примечательно, что в годы его управления Астраханской и Вологодской епархиями, несмотря на тяжелые для Церкви времена, не был закрыт ни один храм. Его живая и яркая проповедь с амвона, его размышления о православной вере, его личный вклад в развитие богословской мысли, его участие в разнообразных международных и межрелигиозных встречах и собеседованиях основывались на глубокой убежденности в истине, хранимой Церковью, и подкреплялись веской компетентностью суждений.
Надеюсь, что нынешние юбилейные мероприятия, совершаемые во исполнение апостольской заповеди: «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр 13:7), послужит укреплению в сердцах учащих и учащихся ревностного стремления к свидетельству о Христе, которое было в центре жизненного пути покойного архипастыря.
Вечная память верному служителю Алтаря Господня Высокопреосвященному архиепископу Михаилу.
КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ