Вечером 16 марта 2011 года, в среду второй седмицы Великого поста, ректор СПбПДА епископ Гатчинский Амвросийсовершил Литургию Преждеосвященных Даров в академическом храме Санкт-Петербургских духовных школ.
Его Преосвященству сослужили протоиерей Димитрий Юревич, иеромонахи Геннадий (Поляков), Амвросий (Хородизис) и Серафим (Бубнов), священники Андрей Парафенюк, Кирилл Мелконян и Сергий Петров, диаконы Кирилл Журавлев, Глеб Санюк, Александр Кузнецов, Андрей Резцов и Константин Мальцев, иеродиакон Николай (Дроздов).
На богослужение собрались все студенты академии, семинарии, регентского и иконописного отделений, прихожане академического храма. Многие причащались Святых Христовых Таин. По запричастном стихе студент 3 курса семинарии диакон Константин Мальцев произнес проповедь.
По окончании литургии ректор епископ Гатчинский Амвросий поздравил молящихся с возрождением древней традиции служения Литургии Преждеосвященных Даров в свое время и обратился c словом, в котором, в частности, отметил, что в 70-80-е годы XX столетия в академическом храме это богослужение совершалось по уставу, в вечернее время.
Справка
Постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 ноября 1968 г. было решено вернуться к древней практике совершения Литургии Преждеосвященных Даров, как того требует Устав, в вечернее время.
В Постановлении, в частности, говорилось:
«1. Благословить в храмах Московского Патриархата совершение вечером Божественной литургии Преждеосвященных Даров там, где правящий архиерей сочтет это полезным;
2. При совершении Божественной литургии Преждеосвященных Даров в вечерние часы воздержание для причащающихся от принятия пищи и пития должно быть не менее шести часов; однако, воздержание перед причащением с полуночи до начала данных суток весьма похвально, и его могут держаться имеющие физическую крепость».
Известный литургист и богослов протопресвитер Александр Шмеман также считал целесообразным совершение Литургии Преждеосвященных Даров в вечернее время: «Первая и главная характеристика Литургии Преждеосвященных Даров — это вечернее богослужение. Выражаясь точнее, — это Причащение после вечерни. В ранние времена церковной жизни это богослужение было лишено теперешней его торжественности и тогда его связь с вечерней была еще более очевидна… Евхаристия всегда бывает завершением приготовления к ней, как исполнение ожидания, и потому час ее совершения соотносителен с постом, приготовляющим к ней. Этот пост либо отождествляется с всенощным бдением, либо же должен быть исполнен индивидуально. А т.к. Великим Постом среда и пятница суть дни совершенного воздержания, то причащение, как завершение поста, совершается за вечерним богослужением.
Великим Постом, следуя церковному Уставу, по средам и пятницам полагается полное воздержание от пищи до захода солнца. Поэтому именно эти дни Великого Поста выбраны для Причащения, которое, как мы уже сказали, является главным оружием в великопостной духовной борьбе. Эти дни особенно напряженного физического и духовного подвига освящены ожиданием Причащения Тела и Крови Христовых, и это ожидание поддерживает нас в нашем подвиге, как духовном, так и физическом; цель этого подвига становится радостью ожидания вечернего Причащения. «Возведу очи мои к горам, откуда придет помощь» (псалом 120)».
Пресс-служба СПбПДА