Вечером 20 апреля и утром 21 апреля 2011 г. ректор СПбПДА
епископ Гатчинский Амвросий совершил уставные богослужения Великого Четверга Страстной седмицы, а также возвел проректора по учебной работе священника Владимира Хулапа в сан протоиерея. (
видео)
В среду вечером в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова были совершены малое повечерие, утреня и присоединенный к ней первый час, также были прочитаны каноны ко причащению.
После чтения канона диаконы Кирилл Журавлев, Глеб Санюк, монах Матфей (Шаров) в сопровождении смешанного хора исполнили светилен
«Чертог Твой».
На малом повечерии Трипеснец Триоди творения прп. Андрея Критского и канон на утрени прочитал епископ Амвросий.
В Великий Четверг, после чтения 3-го, 6-го и 9-го часа и изобразительных началась вечерня с Литургией Василия Великого.
Его Преосвященству сослужили преподаватели и студенты в священном сане: проректор по учебной работе
протоиерей Владимир Хулап,
архимандрит Софроний (Смук), и.о. секретаря Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата священник Димитрий Сизоненко, иеромонахи
Кирилл и
Мефодий (Зинковские), Геннадий (Поляков), Амвросий (Хорозидис) и Серафим (Бубнов), священники Максим Квасов,
Андрей Парафенюк, Сергий Петров, Александр Кузнецов, Алексий Раздоров, диаконы
Кирилл Журавлев, Глеб Санюк и Василий Соколов, иеродиакон Николай (Дроздов).
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на малом входе священник Владимир Хулап епископом Гатчинским Амвросием был возведен в сан протоиерея.
После чтения Евангелия протоиерей Владимир Хулап обратился к молящимся с проповедью (
аудио).
За богослужением пели мужской хор под управлением монаха Матфея (Шарова), женский хор под управлением монахини Ксении (Каньшиной),
смешанный хор под управлением И.Ю. Хмелевской.
После чтения 33-го псалма к молящимся с
проповедью обратился священник Алексий Раздоров.
По окончании чтения заамвонной молитвы епископ Гатчинский Амвросий совершил
чин умовения ног.
По окончании богослужения Его Преосвященство поздравил молящихся с принятием Святых Христовых Таин.
Пресс-служба СПбПДА
О чине омовения ног
Чин омовения ног — редко встречающийся чин, когда в Страстной Четверг архиерей, по образу Христа, умывшего ноги своим ученикам за Тайной Вечерей, омывает в храме ноги сидящим священнослужителям, в знак глубокого смирения и служения народу Божию.
В настоящее время этот чин вошел в богослужебную практику некоторых Поместных Православных Церквей, он совершается также в отдельных епархиях Русской Православной Церкви.
По православной богослужебной традиции, зафиксированной в третьей части «Архиерейского чиновника», Чин омовения ног совершается после заамвонной молитвы в Великий Четверг.
После пения «Буди имя Господне» архиерей садится в кресло на горнем месте, вокруг него с двух сторон садятся 12 священников по числу апостолов, бывших в Сионской горнице. Затем духовенство, находящееся в алтаре, запевает 50-й псалом, во время пения которого диаконы выносят на солею сосуд с водой для омовения. Следом выходит архиерей и садится в кресло, стоящее на солее лицом к алтарю.
Затем диаконы выводят под руки на солею священнослужителей, принимающих участие в чине. В это время хор поет умилительную стихиру «Союзом любве» и другие песнопения Великого Четверга.
После того, как на солее сядут все 12 священников, диакон возглашает мирную ектению с особыми прошениями: «о еже освятитися умовению сему». После ектении архиерей читает молитву, в которой просит Господа через это символическое омовение омыть грехи людей. Затем наступает ключевой момент чинопоследования. Диакон начинает чтение отрывка из Евангелия, в котором описывается омовение ног Спасителем Своим ученикам. Во время чтения слов «и положи ризы своя» предстоятель снимает с себя облачение и остается в подсаккоснике, епитрахили и поручах, а затем при соответствующих словах Евангелия он берет лентион (широкое и длинное полотенце) и вливает воду в умывальницу крестообразно.
Далее в Евангелии содержатся слова: «и начат умывати ноги учеником и отирати лентием, имже бе препоясан»; в этот момент архиерей поливает водой на ноги священников и вытирает их лентионом, которым он, как и Спаситель на Тайной вечери, опоясывается.
Когда же он доходит до старшего из священников, диакон читает следующий отрывок: «прииде же к Симону Петру и глагола ему той», после чего старший священник говорит Патриарху слова апостола Петра: «Господи, Ты ли мои умыеши нозе?», на что предстоятель отвечает ему словами Спасителя: «Еже Аз творю ты не веси ныне, разумееши же по сих».
Старший священник отвечает: «Не умыеши ноги моей во век» и получает ответ от Патриарха: «аще не умыю тебе, не имаши части со Мною». В ответ на эти слова священник указует на свои руки и голову, говоря: «Господи, не нозе мой токмо, но и руце и главу», после чего архиерей говорит: «измовенный не требует токмо нозе умыти, есть бо весь чист и вы чисти есте, но не вси» и умывает ноги старшему священнику.
После омовения священники садятся на свои места, а предстоятель облачается в священные одежды и читает отрывок из Евангелия, в котором Спаситель объясняет Своим ученикам смысл сотворенного умовения.