В начале 1860-х гг. по всей России, но главным образом пока в Москве и Санкт-Петербурге, учреждаются и начинают выходить новые периодические издания, отвечающие требованиям и вызовам времени. В Москве издаются «Православное обозрение» и «Душеполезное чтение», в Петербурге – «Духовная беседа» и «Странник», в Киеве – «Руководство для сельских пастырей» и «Труды Киевской духовной академии», в Казани еще с 1855 г. выпускается «Православный собеседник». Информация о религиозной жизни епархий собирается в «Епархиальных ведомостях», первые из которых вышли в Ярославле в 1860 г.
Перед издателями церковно-публицистических периодических журналов того времени стояло множество проблем. Одна из них заключалась в том, что журналы, как правило, выходили, один раз в месяц, что, конечно, было крайне редко, и церковная периодическая печать далеко не всегда могла своевременно отвечать на возникавшие в обществе вопросы. Именно этим объясняется открытие в 1875 г. при Санкт-Петербургской духовной академии (далее — СПбДА) наряду с богословским журналом «Христианское чтение» еще одного журнала «Церковный вестник», который выходил еженедельно.
Другой, гораздо более серьезной проблемой, являлась духовная цензура, которую современники считали одной из самых строгих в империи. В отличие от цензуры светской, которая руководствовалась в своей деятельности более либеральными правилами 1865 г., цензура духовная продолжала жить согласно своему уставу 1828 г. Одно из существенных отличий заключалось в том, что духовная цензура продолжала оставаться предварительной, а не карательной, как это произошло в светском ведомстве.
Решить вопрос с цензурой и организовать современный, актуальный и открытый периодический церковный орган попытался выпускник СПбДА 1849 г. Александр Иванович Поповицкий, который до этого времени нес послушание в Париже (1849-1853), работал редактором «Современного листка», издаваемого при журнале «Странник», преподавал французский язык в разных учебных заведениях Санкт-Петербурга, в том числе и в СПбДА (5, 283).
В 1872 г. А.И. Поповицкий подал заявление о намерении издавать газету под названием «Церковно-общественный вестник» (далее – «ЦОВ») в Главное управление по делам печати (далее — ГУДП) (1, Л.1, 16-17). Подчинив газету светской цензуре, Поповицкий избежал контроля за своим периодическим изданием со стороны Санкт-Петербургского духовного цензурного комитета. Кроме того, редактор и газета пользовалась покровительством со стороны председателя духовно-учебного комитета Св. Синода прот. Иосифа Васильева, который в свою очередь находился в добрых отношениях с обер-прокурором Св. Синода графом Д.А.Толстым (6, 173).
Журнал издавался с 1874 по 1886 г. По словам прот. Георгия Флоровского «ЦОВ» стал «органом либерально-обличительного направления в духовной публицистике» (9, 341). Общественное положение духовенства, социальные и экономические обстоятельства его существования стали основной темой газеты. Недостатка в материалах не было. Поповицкий позже вспоминал: «“Церковно-общественный вестник” мне не трудно было издавать, потому что добровольными сотрудниками у меня были сотни священников в разных городах и селах империи. У каждого имелось много на сердце, что сказать чрез свободный орган. Мне оставалось выбирать только лучшее из кучи корреспонденции по разным вопросам» (10, 289).
Несмотря на сильных покровителей, газета дважды получала предупреждения со стороны МВД. Первый раз в 1878 г. за статьи, опубликованные в №№ 60 и 67. Второй раз в 1879 г. за публикации, размещенные в №№43-44 (7, 146,155; 1, Л.41-48, 59-66).
С точки зрения властей предупреждения были оправданными. Так, священник Иоанн Беллюстин в статье «К вопросу о раскольниках» весьма своеобразно, в духе протестантов, отозвался о тех преобразованиях, которые произошли в церкви во времена императора Константина Великого: «С этого времени христианство и превращено в орудие политических целей и человеческих наихудших стремлений. Этот, так лживо называемый историками «мир церкви», данный Константином, и положил начало всем тем насилиям в христианстве, которые сделали из него религию неисчислимых и самых варварских кровопролитий, до каких даже языческие религии редко доходили» (3, 2-3).
В следующем 1879 г. в своей статье «По поводу “Учительного известия”» все тот Беллюстин, рассуждая о проблемах белого духовенства, совсем нелицеприятно отозвался о святителе Филарете (Дроздове), митрополите Московском (4, 3).
Подобного рода высказывания и критические замечания, публикуемые в «ЦОВ», принесли широкую известность его издателю и редактору А.И. Поповицкому. Так, один из современников писал: «Редактор… сумел как нельзя лучше со всем беспристрастием выяснить все причины униженного положения духовенства, не оставив без внимания и те, которые скрывались в архиереях и прежде всегда замалчивались. Редактор смело печатал все епархиальные корреспонденции, в которых правдиво описывались распоряжения архиереев и разные курьезные поступки с духовенством, но которые архиереи желали бы держать в безгласности. Поэтому все архиереи побаивались “΅Церковно-общественного вестника”» (6, 173).
Вместе с тем, газетные публикации вызывали все больше критики и негодования у властей. Ситуация начинает меняться после назначения на пост обер-прокурора Св. Синода К.П. Победоносцева, который крайне раздражительно вообще отзывался о прессе, в том числе и духовной: «Невозможно ничему положить доброго начала, покуда не будут обузданы газеты» (8, 204).
То, что времена изменились, понимал и сам Поповицкий, и именно поэтому он, чтобы избежать подчинения духовной цензуре, в 1883 г. обратился в ГУДП с прошением переименовать «ЦОВ» в «Общественный вестник» (1, Л.91). Однако Победоносцев, с которым по этому вопросу советовался министр МВД граф Д.А.Толстой, такую метаморфозу провести запретил (1, Л.97).
В результате, в 1883 г. «ЦОВ» был переведен под контроль духовной цензуры (2, Л.5-6). Победоносцев лично докладывал по этому делу императору Александру III, который наложил следующую резолюцию: «Совершенно одобряю эту меру» (1, Л.106).
«Эта мера» в виде подчинения «ЦОВ» под контроль духовной цензуры и предрешила судьбу газеты, последний номер которой вышел в марте 1886 г. (1, Л.126). После этого Поповицкий, неожиданно для многих, учредил новый журнал совершенно иного направления «Русский паломник». Вопросы же о церковной газете и возможности открыто обсуждать церковные проблемы были практически полностью табуированы вплоть до 1905 г.
РГИА. Ф.776. Оп.5. 1872 г. Ед. хр. 106. По изданию г. Поповицким «Церковно-общественный вестник».
РГИА. Ф.796. Оп.164. Д.2342. О подчинении газеты «Церковно-Общественный вестник» духовной цензуре.
Беллюстин. К вопросу о раскольниках // Церковно-общественный вестник. 1879. №43. С.1-3.
Беллюстин. По поводу «Учительного известия» // Церковно-общественный вестник. 1878. №67. С.2-3.
Катанский А.Л. Воспоминания старого профессора. С 1847 по 1913 год. Нижний Новгород, 2010. – 432с.
Нетужилов К.Е. История церковной журналистики в России XIX – начала XX века. – СПб.: РХГА, 2009. – 352с.
Периодическая печать и цензура Российской империи в 1865-1905 гг. Система административных взысканий: Справочное издание. – СПб.: Издательство «Нестор-История», 2011. – 412с.
Полунов А.Ю. К.П.Победоносцев в общественно-политической и духовной жизни России. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2010. – 374с.: ил. – (Люди России).
Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991. – 601с.
Ювачев И. Последнее десятилетие жизни А.И. Поповицкого // Русский Паломник. 1904. №16. С.274-275; №17. С.288-289.
// Тезисы доклада преподавателя СПбПДА Д.А. Карпука на XIX Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (секция «История», подсекция «История Церкви»), Москва, 9-13 апреля 2012 года