Христос – Церковь – Christus Totus. Одним из важнейших тем богословского творчества блаж. Августина, епископа Иппонского, является тема мистического (таинственного) союза Богочеловека Иисуса Христа и Его Церкви. С одной стороны, это обусловлено обстоятельствами деятельности св. Августина, как иерарха и учителя Церкви. Св. Августин вел непримиримую борьбу с еретиками и раскольниками – манихеями, пелагианами, арианами, донатистами. Поэтому эта тема была для него особенно актуальна. С другой стороны, личный опыт многолетних духовных исканий побуждал св. Августина искать общения и единства с Богом только в лоне основанной Им Церкви. «Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе» – обращался св. Августин к Богу в своей «Исповеди». В 390-е годы св. Августин углубленно изучал послания св. ап. Павла. В основу своей доктрины о Церкви блаж. Августин положил идею «Церкви как Тела Христова», сформулированную св. ап. Павлом в своих посланиях.
Понятие «Церковь», согласно св. Августину, имеет два измерения. Внешняя, или видимая Церковь – это основанное Христом и Его апостолами общество, имеющее иерархическую структуру и объединяющее всех христиан единой верой и таинствами. Как Христос един, как едина провозглашенная Им истина, так и Церковь должна быть единой.
По своему внутреннему, духовному содержанию «Церковь» – это мистический (таинственный) союз Богочеловека Христа и уверовавших в Него людей. Этот союз осуществляется через действительное, реальное приобщение человека к Плоти и Крови Христа, то есть человеческую природу, которую Сын Божий воспринял, воплотившись от Девы Марии, и которую Он вознес на Крест как искупительную жертву за весь человеческий род. Поэтому Церковь именуется Телом Христовым. Блаж. Августин сформулировал понятие, обозначающее этот мистический союз – «Сhristus Totus» и, в то же время, богословскую концепцию, раскрывающую его значение. «Слово стало плотью и обитало среди нас, с этой плотью соединена Церковь, и сделался всецелый Христос (et fit Christus totus), Глава и Тело».
Церковь – это Тело Христово (Corpus Christi). Слово «Corpus» в латинском языке имеет много значений. Это может означать «тело, плоть человека»; «живое существо, личность»; или «общественная организация, община» или же «единое целое, стройная система» – (например — Rerum naturae corpus – мироздание, вселенная); «собрание, свод законов» и т. д. На богословском языке блаж. Августина выражение «Corpus Christi» означает духовное единство со Христом и во Христе.
Христос – глава Церкви. В единстве с ней – Он «Christus Totus» то есть полный, совершенный Христос. «Это значит не то, что Он неполон (non est integer) без тела, но то, что Он восхотел быть полным и целым вместе с нами. Хотя и без нас Он был полным и целым не только как Слово Божие, Единородный Сын Божий, но и в человеческой природе, в которую Он облекся и в которой Он пребывает – истинный Бог и истинный Человек». Св. Августин ярко подчеркивал тождество личности Богочеловека Иисуса Христа и Его Тела – Церкви. Он применял выражения «totus Christus», «unus ille» (один и тот же), «unus vir» (единый муж), «vir integer» (полный муж), «perfectus vir» (совершенный муж), «una persona» – как синонимы и к личности Христа и к Церкви. «Итак, возрадуемся, возблагодарим Бога – восклицает св. Августин в одном из своих поучений – потому что мы стали не только христианами, но Христом. Разумеем ли и постигаем, какая благодать Божия на нас? Восхищайтесь, будьте счастливы, что мы соделались Христом! Ибо если Он – Глава, мы – члены, всецелый человек — Он и мы».
Христос пришел в этот мир, чтобы не только уничтожить преграду между Богом и людьми, положенную грехопадением, но и чтобы соединить Божество и человечество в союзе единства и любви, более того сделать человека сопричастным Богу. Восприняв человеческую природу, Христос стал посредником между Богом-Отцом и людьми. «Когда Он изрек “Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас” (Ин 15:9), Он показывает не равенство между нашей природой и Его, как между Ним и Отцом, но благодать, по которой Он – посредник между Богом и людьми, человек Иисус Христос. Ибо Он показан как посредник, когда говорит: “Отец – Меня, Я – вас”. Ибо Отец, действительно, также любит нас, но в Нем». Человеческая плоть Христа, с которой Он пострадал, умер, воскрес и вознесся на небеса, прославленная и освященная ипостасным соединением с Божественной природой есть то связующее звено, благодаря которому каждый член Церкви становится сопричастным Богу. «Держите и закрепите это в вашей памяти, как дети учения Церкви и кафолической веры. Знайте, что Христос есть Глава и Тело, что Тот же Христос есть Слово Божие, Единородный Сын Отца и равный Ему. Поэтому рассмотрите, по какой превосходному благоволению вы соединены с Богом через Него, Который един с Отцом, но восхотел также быть единым с нами».
Также как и св. Киприан Карфагенский, св. Августин считал, что вне Церкви – Тела Христова – не может быть спасения. Он показал личный пример неустанной борьбы за единство и мир Церкви. В одном из своих слов он обличал раскольников-донатистов: «Он (Христос) пришел, чтобы соединить воедино, вы пришли, чтобы разрушить. Вы разорвали Христовы члены на части. Что можно сказать, как не то, что вы отвергаете Христа, пришедшего во плоти? Вы, раздирающие на части Церковь Божию, которую Он собрал вкупе, вы разрушаете (дело) Христа и отрицаете, что Он пришел во плоти. Потому вы против Христа, вы – антихристы».
Всецелый Христос и таинства Церкви. Члены Тела Христова связаны с Главой и друг с другом посредством «всяких взаимно скрепляющих связей» (Еф 4:16), то есть церковными таинствами.
«Христиане Карфагена – учит св. Августин – имеют превосходные наименования для таинств, когда они говорят, что Крещение есть ни что иное, как спасение, и таинство Тела и Крови Христовых ничто иное как жизнь. Откуда это, однако, происходит, как не от древнего, и, как я предполагаю, апостольского предания, по которому Церковь Христова утверждает,… что без Крещения и участия в Вечери Господней невозможно никому достичь Царствия Божия, ни спасения и вечной жизни?» Однако, спасительное действие таинств для каждого человека будет зависеть от того, с каким духовным расположением он приступает к таинствам. «Если вы добродетельны, … вы имеете Христа ныне и в будущем. Ныне посредством веры, посредством знаков, посредством Таинства Крещения, Хлеба и Вина Алтаря вы имеете Христа. И будете иметь Его всегда, ибо, когда вы прейдете отсюда (из земной жизни), вы всегда будете с Тем, кто сказал разбойнику: «Ныне будешь со Мной в раю» (Лк 23:42). Но если вы живете нечестиво, вам может казаться, что вы имеете Христа, поскольку вы входите в Церковь, знаменуете себя знамением Христа, креститесь крещением Христовым, смешиваете себя с членами Христовыми и приближаетесь к алтарю. В настоящее время вы имеете Христа через веру, через знаки, но, живя нечестиво, вы не будете с Ним всегда».
«Не имеет Божией любви тот, кто не любит единства церкви, из этого видно и с полным правом можно сказать, что лишь в кафолической церкви человек принимает Святого Духа».
Таинство Единства. Св. Августин видел в Таинстве Святой Евхаристии многогранное значение. В Евхаристии реально присутствует Сам Господь Иисус Христос, и евхаристические дары – это подлинные Тело и Кровь Христовы, воспринятые им от Пресвятой Девы Марии с которыми он страдал на Голгофе: «Хлеб, который мы видим на алтаре, есть Тело Христово, Чаша же, или то что она содержит, освященное словом Божиим, есть кровь Христова. Через это Господь восхотел завещать нам его тело и Его кровь, которую Он пролил за нас из за наших грехов». Евхаристия – духовная пища, которая питает душу человека: «Ваш Бог хочет быть полностью вашим! Вы будете есть Его, так что не будете больше голодать. Да это так! Пейте от Него, так, что вы не будете жаждать!» Не думайте, что вы могли бы быть на Тайной вечере без … веры, Поскольку не то видимо, что питает вас, но то, во что веруют».
Евхаристия есть также и таинство единства Церкви и Хлеб и Вино Евхаристии символизируют единство Церкви Христовой: «Что такое Единый Хлеб? “Мы многие, – говорит апостол, – Одно тело во Христе”, он говорит также мы многие один хлеб и одно тело (1Кор 10:17). Если все тело Христово есть один Хлеб, то члены Христа – малые куски этого Хлеба». «То, что вы видите на Божьем престоле, видели вы и в прошедшую ночь. Но о том вы не слышали, что это, что означает, и сколь великого дела таинство (magnae rei sacramentum) в себе заключает … И что есть этот Хлеб? Одно же есть тело – мы многие. Подумай о том, что хлеб приготовлен не из одного, но множества зерен … И то же с вином. Братья, подумайте, откуда берется вино. Множество ягод на грозди, и сок их в единство смешаем. Так Господь наш Христос отобразил нас, желая, чтоб Ему мы принадлежали. И таинство мира и единения нашего в трапезе Своей Он благословил. Но тот, кто тайну единства в себя принимает, единства же не сохраняет, тот тайну приемлет в свидетельство против себя … Те, кто вкушает тот хлеб, не спорьте друг с другом, потому что мы, хотя и многие, – один хлеб и одно тело. Сила, которую дает евхаристия — есть единство. Это означает, что вы принимаете Тело Христово и становитесь Его членами, вы то, что вы приняли».
Евхаристия, как учил св. Августин, есть также и жертва Церкви, которая приносится за живых и за усопших ее чад: «И не следует отрицать, что души почивших получают облегчение по любви остающихся в живых родственников, когда за них приносится жертва Ходатая или совершаются милостыни в церкви. Но эти жертвы и милостыни приносят пользу тем, которые при жизни заслужили того, чтобы они потом могли быть им полезны… Следовательно, если приносятся жертвы алтаря или какие-либо милостыни за всех крещенных усопших, то за вполне добрых они служат выражением благодарения, за не совсем худых – умилостивлением, за совершенно худых, хотя нисколько не помогают усопшим, – некоторым утешением живым. Тем же, кому они приносят пользу, они способствуют или полному помилованию, или более снисходительному осуждению».
Св. Августин призывал свою паству причащаться св. тела и Крови Христовых как можно чаще. «Хлеб Евхаристии должен стать для нас ежедневным хлебом, который мы вкушаем, чтобы жить…»
«Кто-то может сказать, что не следует причащаться Евхаристии каждый день. Ты спросишь, на каком основании? Он ответит, что для того, чтобы человек мог приступить достойно к такому великому таинству, он должен выбрать время, которое он проведет больше в чистоте и воздержании, “Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем” (1Кор 11:29). Другой скажет, действительно, если рана причиненная грехом и жестокостью духовной болезни такова, что применение лекарства должно быть отложено на время, тогда человеку должно быть воспрещено властью епископа приближаться к алтарю и выполнить епитимию. И тогда он должен быть восстановлен в своем праве той же властью, поскольку в этом нельзя участвовать недостойно. Если его грехи не столь велики, чтобы справедливо попасть под приговор отлучения, он не должен себя отлучать от ежедневного причащения Тела Господня ради исцеления своей души». В наше время оживленно дискутируются в Русской Православной Церкви вопросы о подготовке и частоте причащения мирян Святых Тайн. Для поиска решений этих вопросов необходимо всегда обращаться к опыту святых отцов Церкви. В данном случае мы находим ясный ответ у блаж. Августина, который учил, что верующим следует причащаться Святых Тела и Крови Христовых как можно чаще, кроме тех, кто состоит за тяжелые прегрешения под епитимией.