3-4 мая 2014 года богослужения третьей Недели по Пасхе, святых Жен-мироносиц, прошли в двух академических храмах. В этот день Святая Церковь воспоминает благородный и смелый поступок тайных учеников Спасителя – Иосифа Аримафейского и Никодима, а также бесстрашие, веру и любовь тех женщин, которые до самого конца не оставили Божественного Учителя.
Всенощное бдение в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова совершил архиепископ Амвросий. Владыке сослужили архимандрит Софроний (Смук), проректор по воспитательной работе протоиерей Виталий Грищук, духовенство академического храма.
После пения тропарей на «Бог Господь» студент 3 курса бакалавриата Владислав Мельник произнес проповедь.
По традиции, Русская Православная Церковь, вспоминая подвиг святых жен-мироносиц, отмечает этот день, как день особенного праздника всех женщин-христианок. Во время помазания освященным елеем владыка Амвросий поздравил сотрудниц академии, воспитанниц регентского и иконописного отделений, прихожанок академического храма с праздником христианского женского дня, вручив подарки.
После богослужения владыка обратился к молящимся с архипастырским словом, еще раз поздравив всех женщин и девушек с их праздником – днем святых жен-мироносиц, и пожелав им всегда следовать примеру тех, кто, невзирая на собственную слабость и страх, до самого конца последовали Христу, сподобившись стать первыми свидетельницами Воскресения. Говоря о подвигах жен-христианок в служении Богу, владыка рассказал об удивительном, печальном и прекрасном жизненном пути одной из самых знаменитых женщин в истории Христианской Церкви – монахини Кассии. Песнопения, написанные ее рукой, уже на протяжении многих столетий звучат под сводами наших храмов в дни самых великие праздников.
В воскресенье в академических храмах была совершена Божественная литургия и пасхальный крестный ход.
В храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова богослужение совершил архимандрит Софроний (Смук). Ему сослужили: протоиерей Александр Глебов, преподаватель Духовной академии, архимандрит Григорий (Нанокудис), священник Андрей Парафенюк, иеромонах Виталий Морозов; архидиакон Тимофей (Цисмалидис) и диакон Александр Хорошилов.
За Литургией духовенство, студенты и прихожане молились о прекращении вражды и ненависти в Украине, о здравии раненых и упокоении погибших – людей, заживо сожженных радикалами в Одессе и всех убитых в боях под Славянском, в Краматорске и других населенных пунктах Юго-востока.
После чтения Евангелия протоиерей Александр Глебов произнес проповедь.
Божественную литургию в храме Двенадцати апостолов совершили иеромонахи Сергий (Иванов) и Афанасий (Букин) в сослужении дикона Владимира Первушина-фон-Дитц.
В третью Неделю по Пасхе Святая Церковь празднует память женщин – учениц Христа, которые в тяжелую минуту, в отличие от ближайших апостолов, не оставили Божественного Учителя, сопровождали Его до самой крестной смерти и приняли участие в Его погребении. В евангельскую историю святые жены вошли как мироносицы. В обряд погребения у иудеев входило помазание тела усопшего благовонным миром. Глубокой ночью, в канун иудейской Пасхи, когда совершалось погребение Христа, женщины не успели совершить обряд помазания в необходимой мере. И ранним утром воскресного дня, не страшась ничего, они отправились ко гробу Спасителя, чтобы окончить погребение, тем самым засвидетельствовав свою величайшую любовь и преданность Христу.
Мужчины апостолы, не раз заявлявшие о своей вере в Иисуса как Сыны Божия, получившие от Него дары творить чудеса, в страхе бежали, в решающий час оставив своего Учителя. Им не хватило мужества пойти вслед за женщинами, которых не смогла остановить ни угроза быть арестованными и осмеянными, ни стража, охранявшая гроб. Лишь об одном думали и рассуждали они между собой по дороге к погребальной пещере: кто отвалит камень, заграждающий вход?..
И эта любовь не осталась без награды. Жены-мироносицы стали самыми первыми на земле свидетельницами Воскресения Христа, Его победы над смертью, избавления человечества от проклятия первородного греха. Они первыми явили нам пример подлинной христианской любви, которая, по словам апостола Иоанна Богослова, единственного из 12 апостолов, кто вместе с мироносицами не оставил Христа во время страданий, одна способна до конца победить весь страх и все сомнения.
День памяти жен-мироносиц по праву можно считать христианским международным женским днем. Подвиг святых жен в полной мере подтвердил достоинство женщины, некогда первой нарушившей Божественную заповедь и склонившей к грехопадению своего мужа. И та высочайшая честь и радость, которой Спаситель удостоил жен-мироносиц – стать первыми проповедниками Торжества Жизни, ясно свидетельствует, что в Новом Законе учение Спасителя восстанавливает равенство мужчины и женщины перед лицом Бога, возвращает их отношения в гармонию первозданной красоты.
Из богослужебных особенностей этой и последующих Недель можно отметить следующее: в отличие от праздничного чина Антипасхи, начиная с третьей Недели попразднства Воскресения Христова, с субботы на воскресенье совершается обычное воскресное всенощное бдение с особенностями, сохраняющимися до отдания праздника Пасхи: пения тропаря «Христос Воскресе», троекратного пения «Воскресение Христово видевше…». На стиховне вечерни поются стихиры Пасхи «Да воскреснет Бог», а на утрени – пасхальный канон «Воскресения день» с богородичными тропарями.
Пресс-служба СПбПДА