В 2011 г. в Государственном музее истории религии был открыт Детский отдел «Начало начал» — особое игровое музейно-педагогическое пространство, предназначенное для интерактивных занятий. Это первый в России пример постоянной детской музейной экспозиции, посвященной представлениям человечества о возникновении мира и его устройстве.
Государственный музей истории религии — единственный в России и один из немногих музеев в мире, экспозиции которого представляют историю возникновения и развития религии. Проблематика музея достаточно сложна для детского восприятия. Перед музейными педагогами стоит непростая задача: найти такие формы работы, которые позволят заинтересовать ребенка, сформируют у него верные представления о духовных исканиях человечества, о появлении и становлении христианства и его принципиальных отличиях от язычества и других религий. Такая работа требует не только особой чуткости, но и специальных знаний по религиоведению и музейной педагогике.
Музейная педагогика — молодая дисциплина, сложившаяся на стыке с другими науками: педагогикой, музееведением, искусствоведением, психологией. Понятие «музейная педагогика» было введено в научный оборот в начале XX века в Германии.
В это же время (1899 г.) в Бруклине появился первый детский музей. Его возникновение было связано с переходом к новым идеям прогрессивной педагогики, которая базировалась на концепциях И.Г. Песталоцци, Я.А. Каменского, психологических теориях и исследованиях Ж. Пиаже и М. Монтессори[1].
Так началась история совершенно нового типа музея, чьи экспозиции спроектированы по иным — неклассическим — принципам. Он может развиваться по разным сценариям: либо экспозиция музея адаптируется для юного посетителя, предлагая ему интерактивные зрелища и приключения, либо музеем становится специальное «детское» пространство, в котором ребенок превращается в исследователя, первопроходца, экспериментатора, становится участником увлекательных действий, опытным путем «добывая» знания.
Например, в широко известном американском «эксплораториуме» (иногда в отечественной литературе эти институции называют «эксплориумами») такой принцип построения лежит в основе всей экспозиции, а сам эксплориум становится местом, «где возможно самостоятельное экспериментирование, познавательное и требующее знаний, и, что важно — в рамках свободного и интересного времяпрепровождения»[2].
При создании детского музейного пространства необходимо учитывать не только доступность и удобство размещения экспонатов, но и особенности детского восприятия. Сколько поколений малышей уходили из музея под строгий окрик смотрителя «Мальчик, не дыши на витрины!». Скорее всего, эти дети превращались со временем во взрослых, навсегда потерянных для музея. Поэтому самое главное в таком пространстве — свобода: возможность взять в руки любой интересный экспонат, оценить его поверхность, почувствовать вес, попробовать на прочность, непременно понюхать или даже лизнуть. Все предметы должны быть доступны для тактильного восприятия.
Разумеется, в таком интерактивном музее нет подлинников, он никогда не станет «святилищем науки», зато все его экспонаты являются инструментом воздействия на ребенка в целях его развития. Детский музей создает условия для «осязаемого» образования, при котором главным инструментом познания становится «думающее тело» ребенка, а обучение является результатом взаимодействия с предметной средой[3].
Разнообразные эмоции, которые дети испытывают в «своем» музее, создают условия для личностного переживания, а не простого запоминания данных, превращая ребенка из объекта музейной коммуникации в активного ее участника. «Только те знания, которые прошли через чувство ученика, могут прививаться», — полагал известный психолог Л.С. Выготский[4].
В 2011 г. в Государственном музее истории религии был открыт Детский отдел «Начало начал» — особое игровое музейно-педагогическое пространство, предназначенное для интерактивных занятий. Это первый в России пример постоянной детской музейной экспозиции, посвященной представлениям человечества о возникновении мира и его устройстве.
В отделе два помещения, имеющих анфиладное устройство: маленький уютный дом и огромный внешний мир, в центре которого находится Мировое Древо, древо жизни, «лестница в небо». Оно материально, имеет объем, шершавую поверхность, его можно потрогать, на его ветви можно что-то повесить. В то же время, оно необычно, волшебно, на нем происходят чудеса: распускаются цветы, созревают плоды, на его ветви опускаются птицы и по ним пробегают звери, поскольку реальное дерево совмещается с экраном для проецирования мультимедийных программ. Оно может быть Древом познания добра и зла, Рождественской елкой или дубом у Лукоморья!
Специфика детского отдела «Начало начал» заключается в том, чтобы дать ребенку возможность удивиться, «погрузив» его в необычную ситуацию, предложив ему свободу и нетрадиционный способ подачи знаний. Современный ребенок постоянно получает задания, которые заставляют его искать сведения и мотивированно применять их на практике. Основной принцип такого обучения состоит в том, что дети проявляют «ответную активность», инициированную взрослым. В «детском мире» Музея истории религии общение с ребенком построено на других принципах. Пространство «Начало начал» апеллирует к уникальности каждого ребенка, его уже имеющимся знаниям, личным особенностям, индивидуальным способностям. Занятие здесь не напоминает урок или лекцию, и причиной детского интереса к экспонатам становится естественная мотивация, усиливающая концентрацию внимания. Получив уникальные впечатления, ребенок, возможно, не в состоянии будет сразу рационально осмыслить новый материал, однако это даст ему стимул для поиска новых знаний по интересной ему тематике.
Такое музейное пространство, открывающее маленькому посетителю тайны мироздания, призвано стать для ребёнка праздником, источником вдохновения, помогая через соприкосновение с «воссозданной реальностью» ощутить свою причастность к собственной истории и культуре.
Интерактивное занятие «Собака по имени Тигр», которое проводится в отделе «Начало начал», посвящено архаике, духовному «детству человечества». Чем же может быть полезно для ребенка путешествие в мир традиционной культуры?
Давайте подумаем, так ли хорошо, правильно устроены наши семьи, большинство из которых живут и действуют по правилам детоцентризма? Мы отдаем ребенку самое лучшее, самое дорогое, мы всегда жертвуем своими интересами ради чада и… иногда даже гордимся таким самоотречением. Но всегда ли полезна такая тактика нашим детям? Умеют ли они ценить то, что достается им так легко и постоянно? Давайте посмотрим, как обстоят дела в традиционной (архаичной) семье. Ее отличает, прежде всего, почтение к предкам, то есть обращенность к своим собственным корням — истории семьи, рода, чувство уважения и благодарности к родителям.
Возможно, и современному ребенку стоит чаще задумываться о тех, кто дал ему жизнь… и еще о многих, многих поколениях русских людей, когда-то создавших нашу великую страну. Осознание собственной связи с многими поколениями предков, почтительное к ним отношение, — все это активизирует в человеке мощный жизненный потенциал, помогает ему чувствовать под ногами «твердую почву». Поэтому на занятии ребенку предлагается начать составление своего генеалогического древа и закончить эту работу дома, с помощью бабушек и дедушек.
Детям полезно будет узнать, что тысячелетиями семья строилась по определенному традиционному принципу, когда обязанности делились на мужские, женские и детские, и никому не приходило в голову ими пренебрегать — просто потому, что они являлись условием физического выживания. Жаль, что наши дети так часто усваивают установку «учеба — твой главный труд», позволяющую им игнорировать другие обязанности.
Восстановление отношений в семье, сохраняющей духовную культуру народа, — путь к восстановлению прерванных и утраченных отечественных традиций. Разговор о семейных ценностях на экспозиции «Начало начал» может стать началом комплексной работы по настройке детской души на самопознание и самоопределение, сострадание, умение понимать и прощать, принимать решения и совершать ответственный выбор.
Научные знания, полученные в музее, помогут ребенку составить представление о других культурах, научиться ориентироваться в них и отстаивать свой собственный взгляд на мир, а также — понимать и уважать другого, иного и находить возможность с ним общаться, сохраняя собственные принципы.
[1] Шляхтина Л.М., Мастеница Е.Н. Музейно-педагогическая мысль в России: Исторические очерки. СПб., 2006. С. 26.
[2] Артамонов А. Научные музеи: не отстать навсегда// Троицкий вариант. 2010. 30 марта. № 50. С. 3, «Бытие науки»
[3] См.: Макарова-Таман Н.Г., Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Детские музеи в России и за рубежом. М.,2001.
[4] Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Астрель. 2005. С. 128.
И.Н. Донина, заведующая отделом образовательных программ и музейной педагогики Государственного музея истории религии Санкт-Петербурга
Сборник материалов VI Тихвинских межрегиональных образовательных чтений, 2012 г.