Е.В. Корнилова. построение уклада школьной жизни на основе круга традиционных праздников

Е.В. Корнилова. построение уклада школьной жизни на основе круга традиционных праздников

Имея разнообразный опыт освоения традиций, можно сделать главный вывод о том, что народная культура — это тот корень, который питает древо жизни каждого человека и всех вместе. Воистину мы на себе это прочув­ствовали, и это дает нам силы радостно идти дальше по пути изучения, познания и освоения своей родной культуры.

С 2004 года в нашей школе реализовывалась воспитательно-образователь­ная программа «Нравственно-патриотическое воспитание учащихся на основе традиционной культуры». Ее целью было создание воспитательно-образова­тельного уклада на основе годового круга традиционных праздников (ГКК). Эта деятельность включала в себя реализацию программ дополнительного образо­вания культурологического направления («Народная традиция», «Фольклорный ансамбль», «История и культура СПб»), военно-патриотического направления (Военно-исторический клуб «Пересвет»).

В процессе создания программы мы поняли, что воспитательно-образова­тельная среда, которая создается в школе, должна называться не «системой», а укладом, т.к. мы ставим перед собой цель углубиться в смыслы и отношения, по­нять и прожить взаимосвязь традиционных народных и церковных праздников, исторических событий и быта нашего народа, вопреки бессмысловому набору занимательных действий и развлечений, на которых зачастую строится воспита­тельная деятельность школ.

ГКК — это исторически сложившийся уклад жизнедеятельности нашего на­рода, закрепленный как феномен его культуры. Он имеет свой набор обязатель­ных событий, особую структуру и свое содержание, что определяло жизнь чело­века во всех ее проявлениях на протяжении тысячелетий и определяет сейчас. Мы стараемся разумно использовать опыт предков с корректировкой на совре­менные условия. ГКК у нас в школе включает: народные праздники, школьные традиции, исторические события.

Школьный ГКК — это уже сложившиеся школьные традиции, гражданский ГКК — это празднование знаменательных дат страны и исторических событий, традиционный ГКК — это празднование и проживание церковных и связанных с ними народных праздников. Народные праздники, которые включают в себя различные фольклорные формы, являются механизмом передачи обязательных представлений о высших ценностях, о смысле бытия, о духе, о судьбе, истори­ческой роли своего народа, дают питание чувствам духовно-исторического род­ства. Дети, проживая череду событий, приобщаются к великому прошлому своей страны, присоединяются к культуре своего народа. Таким образом создается уклад школьной жизни.

На сегодняшний день в нашей школе уже закрепилась традиция праздно­вания следующих праздников: Осенины, Наум-грамотник (посвящение перво­классников в ученики), Рождество Христово и Святки, Масленица, Фестиваль сказки (период светлой седмицы). В работе мы используем различные формы ор­ганизации детей (не только традиционные), т.к. в праздники включаем всех детей независимо от того, занимаются они в коллективах, направленных на изучение народной культуры, или нет.

Например, праздник «Масленица» мы организовывали как игру по станци­ям, где дети разучивали игры, делали домашнюю масленицу, разучивали и пели масленичные песни, разыгрывали сценки в масленичном театре. В другом учеб­ном году нам удалось организовать детей в количестве 140 человек на праздно­вание Масленицы по традиционным пятачкам, где они зарабатывали жетоны и затем отоваривали их на масленичной ярмарке.

«Осенины» — это традиционный народный праздник, посвященный окон­чательному сбору урожая, завершению полевых работ. Известно, что у традици­онного праздника существует точная программа его празднования, проигранная веками. Изначально это деревенский праздник, наступающий после конкретно­го труда, связанного с полевыми работами. Мы живем в городе, овощи поку­паем в основном в магазинах, и трудовые будни в основном у нас не связаны с выращиванием и сбором урожая. Поэтому в школе изначально традиционный народно-хозяйственный праздник имеет свое преломление в современные усло­вия жизни, учения и воспитания. Мы не делаем ставку на изучение какой-либо локальной традиции, а стараемся передать детям через культурные формы, до­шедшие до нас из прошлого, те знания, которые обеспечивали самосохранение и развитие нашего народа, а именно — нравственные нормы отношения друг к другу, к миру, к природе, радостное общение, эмоциональную свободу, взаимо­помощь, единение в творчестве, т.к. это является основой развития полноцен­ной личности.

В нашей школе создан кабинет прикладного творчества «Горница», в кото­рой воплощен интерьер русской избы. Там проходят занятия коллективов «На­родная традиция» и «Фольклор», а также он выполняет функцию методического центра школы по традиционной культуре.

Педагоги и дети школы ездят в этнографические экспедиции на Белое море, в Бокситогорский район Ленинградской области. Собранный материал переда­ется в Санкт-Петербургскую консерваторию и осваивается детьми на занятиях и праздниках.

Дети и педагоги школы участвуют в фестивалях и праздниках, которые ор­ганизует общество русской традиционной культуры СПб.

В 2009 году программа «Нравственно-патриотическое воспитание на осно­ве традиционной культуры» получила диплом I степени в городском этапе Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя», а также мы стали лау­реатами по Северо-Западному региону.

Сегодня в нашей школе создан проект программы развития школы «Шко­ла Человека Культуры» на период с 2010 по 2015 год для реализации новых об­разовательных стандартов. В этом проекте духовно-нравственное воспитание становится областью, пронизывающей всю деятельность школы. Программа «Нравственно-патриотическое воспитание на основе традиционной культуры» переросла в реализацию нескольких проектов:

  • «Мое изучение Родины» ставит целью ознакомление учащихся с традици­онной русской культурой, системой ценностей, которые на протяжении столетий обеспечивают самосохранение и развитие нашего народа. Данный проект вклю­чает три подпроекта, реализуемые одновременно и во всех параллелях начальной школы:
  • «Моя родословная» — изучение родословной и традиций своей семьи.
  • «Копилка мудрости» — знакомство с духовно-нравственными ценностя­ми и этическими нормами сказок народов мира.
  • «Мир, в котором я живу» — вхождение в мир традиционной культуры, знакомство с многообразием культурных традиций Санкт-Петербурга, органич­ное соединение прошлого и настоящего.

Подпроект «Моя родословная» призван дать ребенку представление о сво­ем окружении, познакомить с его родовыми корнями: социальными, историче­скими, бытовыми, религиозными. Подпроект «Копилка мудрости» — погружение в мир сказки, осознание притчевости ее смыслов, знакомство с нравственными и этическими нормами разных народов. Подпроект «Мир, в котором я живу» имеет два направления: работа с ме­тодическим комплексом «Этнокалендарь Санкт-Петербурга» и цикл праздников «Годовой календарный круг». «Этнокалендарь Санкт-Петербурга» призван познакомить младших школь­ников с праздниками и событиями разных народов, так как Россия всегда разви­валась в постоянном общении с культурами других стран и народов. «Годовой календарный круг» направлен на приобщение учащихся к куль­туре и традициям России, самоидентификацию ребенка в родной национальной среде, формирование национального менталитета, становление мировоззрения гражданина России посредством проживания детьми цикла определенных тра­диционных праздников и событий.

В начальной школе на духовно-нравственное воспитание школьников ори­ентирована деятельность Отделения Дополнительного Образования Детей. Дет­ский театр — студия «Творчество» позволяет окунуться в атмосферу русского народного театра; в фольклорной студии «Заря» школьники изучают русскую на­родную культуру через игру (танцы, народные песни, создание народного костю­ма и аксессуаров к нему); на занятиях кружка «Золотая игла» знакомятся с различными видами декоративно-прикладного искусства и народного творчества; на уроках «Народная традиция» изучают русскую народную культуру; «Основы этикета» помогают повысить уровень культуры, усвоить правила хорошего тона и применять их в повседневной жизни.

В основной и средней школе духовно-нравственное воспитание школьни­ков также осуществляется через систему проектов и имеет следующие особенно­сти: если в младшей школе духовно-нравственное воспитание детей направлено в первую очередь на понимание своего ближайшего окружения, то в основной и средней школе проблематика изучается на более широком уровне.

Проект «Традиции народов мира» направлен на создание условий для на­копления и обогащения знаний учащихся о богатстве и многообразии традиций народов мира в логике изучения как ближайшего (малая родина), так и дальнего окружения (Россия, мир). В рамках этого проекта школьники осваивают культу­ру и традиции России, знакомятся с культурой других народов. Проект позво­ляет воспитывать уважительное отношение к представителям других народов и национальностей.

Все проекты имеют воспитательную функцию и направлены на создание благоприятной духовно-нравственной атмосферы в школе, воспитание человека-созидателя и формирование таких нравственных качеств, как доброта, взаимо­помощь и умение работать в коллективе.

Через свой собственный опыт включения в традиционный круг праздников и проживание этих событий, мы пришли к следующим выводам.

Когда человек включается в традиционный народный праздник, просы­пается так называемый «архетип культуры» — это та душевная область человека, над которой нет контроля сознания. Напитываясь правильными национальны­ми образами, человек приобретает тот духовный фундамент, без которого он развиваться полноценно не может.

Любой традиционный праздник имеет сакральное значение. Праздник -это включенность человека в духовную реалию, а средства для этого — русский (церковно-славянский) язык, музыка, знаки, символы, обряды, ритуалы, костю­мы, вещи-атрибуты, игры — питательная среда родной культуры, которой мы ста­раемся напитать ребят.

Традиционный праздник — это не праздность, а празднование — отрадное ликование души.

В народный праздник нужно обязательно включаться и праздновать, и тогда приходит отдохновение и радость.

Сегодня, имея разнообразный опыт освоения традиций, можно сделать главный вывод о том, что народная культура — это тот корень, который питает древо жизни каждого человека и всех вместе. Воистину мы на себе это прочув­ствовали, и это дает нам силы радостно идти дальше по пути изучения, познания и освоения своей родной культуры.

Сборник материалов VI Тихвинских межрегиональных образовательных чтений, 2012 г.


Опубликовано 09.02.2013 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter