Имея разнообразный опыт освоения традиций, можно сделать главный вывод о том, что народная культура — это тот корень, который питает древо жизни каждого человека и всех вместе. Воистину мы на себе это прочувствовали, и это дает нам силы радостно идти дальше по пути изучения, познания и освоения своей родной культуры.
С 2004 года в нашей школе реализовывалась воспитательно-образовательная программа «Нравственно-патриотическое воспитание учащихся на основе традиционной культуры». Ее целью было создание воспитательно-образовательного уклада на основе годового круга традиционных праздников (ГКК). Эта деятельность включала в себя реализацию программ дополнительного образования культурологического направления («Народная традиция», «Фольклорный ансамбль», «История и культура СПб»), военно-патриотического направления (Военно-исторический клуб «Пересвет»).
В процессе создания программы мы поняли, что воспитательно-образовательная среда, которая создается в школе, должна называться не «системой», а укладом, т.к. мы ставим перед собой цель углубиться в смыслы и отношения, понять и прожить взаимосвязь традиционных народных и церковных праздников, исторических событий и быта нашего народа, вопреки бессмысловому набору занимательных действий и развлечений, на которых зачастую строится воспитательная деятельность школ.
ГКК — это исторически сложившийся уклад жизнедеятельности нашего народа, закрепленный как феномен его культуры. Он имеет свой набор обязательных событий, особую структуру и свое содержание, что определяло жизнь человека во всех ее проявлениях на протяжении тысячелетий и определяет сейчас. Мы стараемся разумно использовать опыт предков с корректировкой на современные условия. ГКК у нас в школе включает: народные праздники, школьные традиции, исторические события.
Школьный ГКК — это уже сложившиеся школьные традиции, гражданский ГКК — это празднование знаменательных дат страны и исторических событий, традиционный ГКК — это празднование и проживание церковных и связанных с ними народных праздников. Народные праздники, которые включают в себя различные фольклорные формы, являются механизмом передачи обязательных представлений о высших ценностях, о смысле бытия, о духе, о судьбе, исторической роли своего народа, дают питание чувствам духовно-исторического родства. Дети, проживая череду событий, приобщаются к великому прошлому своей страны, присоединяются к культуре своего народа. Таким образом создается уклад школьной жизни.
На сегодняшний день в нашей школе уже закрепилась традиция празднования следующих праздников: Осенины, Наум-грамотник (посвящение первоклассников в ученики), Рождество Христово и Святки, Масленица, Фестиваль сказки (период светлой седмицы). В работе мы используем различные формы организации детей (не только традиционные), т.к. в праздники включаем всех детей независимо от того, занимаются они в коллективах, направленных на изучение народной культуры, или нет.
Например, праздник «Масленица» мы организовывали как игру по станциям, где дети разучивали игры, делали домашнюю масленицу, разучивали и пели масленичные песни, разыгрывали сценки в масленичном театре. В другом учебном году нам удалось организовать детей в количестве 140 человек на празднование Масленицы по традиционным пятачкам, где они зарабатывали жетоны и затем отоваривали их на масленичной ярмарке.
«Осенины» — это традиционный народный праздник, посвященный окончательному сбору урожая, завершению полевых работ. Известно, что у традиционного праздника существует точная программа его празднования, проигранная веками. Изначально это деревенский праздник, наступающий после конкретного труда, связанного с полевыми работами. Мы живем в городе, овощи покупаем в основном в магазинах, и трудовые будни в основном у нас не связаны с выращиванием и сбором урожая. Поэтому в школе изначально традиционный народно-хозяйственный праздник имеет свое преломление в современные условия жизни, учения и воспитания. Мы не делаем ставку на изучение какой-либо локальной традиции, а стараемся передать детям через культурные формы, дошедшие до нас из прошлого, те знания, которые обеспечивали самосохранение и развитие нашего народа, а именно — нравственные нормы отношения друг к другу, к миру, к природе, радостное общение, эмоциональную свободу, взаимопомощь, единение в творчестве, т.к. это является основой развития полноценной личности.
В нашей школе создан кабинет прикладного творчества «Горница», в которой воплощен интерьер русской избы. Там проходят занятия коллективов «Народная традиция» и «Фольклор», а также он выполняет функцию методического центра школы по традиционной культуре.
Педагоги и дети школы ездят в этнографические экспедиции на Белое море, в Бокситогорский район Ленинградской области. Собранный материал передается в Санкт-Петербургскую консерваторию и осваивается детьми на занятиях и праздниках.
Дети и педагоги школы участвуют в фестивалях и праздниках, которые организует общество русской традиционной культуры СПб.
В 2009 году программа «Нравственно-патриотическое воспитание на основе традиционной культуры» получила диплом I степени в городском этапе Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя», а также мы стали лауреатами по Северо-Западному региону.
Сегодня в нашей школе создан проект программы развития школы «Школа Человека Культуры» на период с 2010 по 2015 год для реализации новых образовательных стандартов. В этом проекте духовно-нравственное воспитание становится областью, пронизывающей всю деятельность школы. Программа «Нравственно-патриотическое воспитание на основе традиционной культуры» переросла в реализацию нескольких проектов:
- «Мое изучение Родины» ставит целью ознакомление учащихся с традиционной русской культурой, системой ценностей, которые на протяжении столетий обеспечивают самосохранение и развитие нашего народа. Данный проект включает три подпроекта, реализуемые одновременно и во всех параллелях начальной школы:
- «Моя родословная» — изучение родословной и традиций своей семьи.
- «Копилка мудрости» — знакомство с духовно-нравственными ценностями и этическими нормами сказок народов мира.
- «Мир, в котором я живу» — вхождение в мир традиционной культуры, знакомство с многообразием культурных традиций Санкт-Петербурга, органичное соединение прошлого и настоящего.
Подпроект «Моя родословная» призван дать ребенку представление о своем окружении, познакомить с его родовыми корнями: социальными, историческими, бытовыми, религиозными. Подпроект «Копилка мудрости» — погружение в мир сказки, осознание притчевости ее смыслов, знакомство с нравственными и этическими нормами разных народов. Подпроект «Мир, в котором я живу» имеет два направления: работа с методическим комплексом «Этнокалендарь Санкт-Петербурга» и цикл праздников «Годовой календарный круг». «Этнокалендарь Санкт-Петербурга» призван познакомить младших школьников с праздниками и событиями разных народов, так как Россия всегда развивалась в постоянном общении с культурами других стран и народов. «Годовой календарный круг» направлен на приобщение учащихся к культуре и традициям России, самоидентификацию ребенка в родной национальной среде, формирование национального менталитета, становление мировоззрения гражданина России посредством проживания детьми цикла определенных традиционных праздников и событий.
В начальной школе на духовно-нравственное воспитание школьников ориентирована деятельность Отделения Дополнительного Образования Детей. Детский театр — студия «Творчество» позволяет окунуться в атмосферу русского народного театра; в фольклорной студии «Заря» школьники изучают русскую народную культуру через игру (танцы, народные песни, создание народного костюма и аксессуаров к нему); на занятиях кружка «Золотая игла» знакомятся с различными видами декоративно-прикладного искусства и народного творчества; на уроках «Народная традиция» изучают русскую народную культуру; «Основы этикета» помогают повысить уровень культуры, усвоить правила хорошего тона и применять их в повседневной жизни.
В основной и средней школе духовно-нравственное воспитание школьников также осуществляется через систему проектов и имеет следующие особенности: если в младшей школе духовно-нравственное воспитание детей направлено в первую очередь на понимание своего ближайшего окружения, то в основной и средней школе проблематика изучается на более широком уровне.
Проект «Традиции народов мира» направлен на создание условий для накопления и обогащения знаний учащихся о богатстве и многообразии традиций народов мира в логике изучения как ближайшего (малая родина), так и дальнего окружения (Россия, мир). В рамках этого проекта школьники осваивают культуру и традиции России, знакомятся с культурой других народов. Проект позволяет воспитывать уважительное отношение к представителям других народов и национальностей.
Все проекты имеют воспитательную функцию и направлены на создание благоприятной духовно-нравственной атмосферы в школе, воспитание человека-созидателя и формирование таких нравственных качеств, как доброта, взаимопомощь и умение работать в коллективе.
Через свой собственный опыт включения в традиционный круг праздников и проживание этих событий, мы пришли к следующим выводам.
Когда человек включается в традиционный народный праздник, просыпается так называемый «архетип культуры» — это та душевная область человека, над которой нет контроля сознания. Напитываясь правильными национальными образами, человек приобретает тот духовный фундамент, без которого он развиваться полноценно не может.
Любой традиционный праздник имеет сакральное значение. Праздник -это включенность человека в духовную реалию, а средства для этого — русский (церковно-славянский) язык, музыка, знаки, символы, обряды, ритуалы, костюмы, вещи-атрибуты, игры — питательная среда родной культуры, которой мы стараемся напитать ребят.
Традиционный праздник — это не праздность, а празднование — отрадное ликование души.
В народный праздник нужно обязательно включаться и праздновать, и тогда приходит отдохновение и радость.
Сегодня, имея разнообразный опыт освоения традиций, можно сделать главный вывод о том, что народная культура — это тот корень, который питает древо жизни каждого человека и всех вместе. Воистину мы на себе это прочувствовали, и это дает нам силы радостно идти дальше по пути изучения, познания и освоения своей родной культуры.
Сборник материалов VI Тихвинских межрегиональных образовательных чтений, 2012 г.