Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Христос Воскресе!
Евангельские страницы полны описаний чудес, совершенных Христом. Большая часть чудес Иисуса – исцеление духовной и физической природы человека. В исцелении Господь не только возвращает здоровье человеку, но и восстанавливает целостность личности, поврежденную грехом. Одно из таких исцелений, повествование о котором в эту неделю предлагает нам Православная Церковь, Господь совершил в Иерусалиме.
Всем нам знакомый Евангельский отрывок: исцеление расслабленного при овчей купели. В этом месте было собрано огромное количество больных, слепых, хромых, иссушенных. Исцеление от своих недугов мог получить тот, кто первым входил в источник в тот момент, когда ангел Господень возмущал воды.
Евангелие от Иоанна повествует нам, что там «был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет»(Ин 5:5).
Представьте себе: 38 лет человек не просто болеет, а практически лежит полностью обездвиженным. Каждый раз, когда возмущается вода, он ползет к источнику, превозмогая сильнейшую боль, и каждый раз кто-то опережает его, и ему, морально подавленному, ослабшему, приходится проделывать тяжелейший путь обратно, к своей постели. И так происходит год за годом, десятилетие за десятилетием… Тридцать восемь долгих лет… И никому нет дела…
Теперь представим, что творится у него внутри. Какие мысли его посещают?
И вот подходит к нему незнакомый человек и спрашивает: «хочешь ли быть здоров» (Ин 5:6)? Человека, прикованного к постели уже много лет, такой вопрос может просто вывести из себя. Блаженный Феофилакт Болгарский, толкуя данный отрывок, говорит, что Господь «спрашивает не для того, чтобы узнать, потому что не только излишне, но и безумно спрашивать больного, хочет ли он быть здоровым. Он спрашивает для того, чтобы показать нам терпение этого человека. Что же он? Он не высказывает никакой хулы, не отвергает Христа, как предложившего неуместный вопрос, не проклинает день своего рождения, но отвечает кротко и робко»:
«… так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел» (Ин 5:7-9).
Почему Господь исцелил именно его? Ответ мы видим в поведении расслабленного – он не бунтует внутри, не осуждает никого, не сетует на судьбу, он все-таки не теряет надежды на исцеление, очевидно, осознавая себя грешником, т.к. из дальнейшего повествования видно, что недуг был следствием греховной жизни.
Дорогие братья и сестры! В эти пасхальные дни будем учиться примеру расслабленного в его терпении, ревности и надежде на исцеление как душевных, так и телесных недугов; будем помнить, что первый – это не тот, кто первым подходит к святыне, оттесняя других, а тот, кто исповедует себя первым из грешников, потому что именно с чистым сердцем и со смирением мы сможем с неподдельной радостью восклицать: «Христос Воскресе»!
Проповедь магистранта II курса библейского отделения Санкт-Петербургской православной духовной академии чтеца Кирилла Дашевского, произнесенная в академическом храме за всенощным бдениемнакануне Недели 4-ой по Пасхе, о расслабленном, 25 мая 2013 года.