В подростковом возрасте возникает потребность в общении со значимым и авторитетным взрослым человеком, в ориентации на лидера. Но этот взрослый – уже не родитель, а кто-то другой. Поэтому большую роль здесь сможет сыграть священник, который должен переживать то, что чувствует подросток, должен жить «вместе».
В настоящее время в Православной Церкви осуществляется молодежное служение. Об этом говорит тот факт, что Архиерейские Соборы принимают документы, которые определяют направление этого служения. Например, в 2013 году был утвержден документ «Об организации молодежной работы в Русской Православной Церкви» [1]. Подростковый возраст предшествует молодежному. По своим психологическим особенностям подростки стремятся быть взрослыми, они хотят быть самостоятельными, как молодежь. Поэтому следует молодежное служение в Православной Церкви отнести и к подросткам.
Согласно проводимому нами исследованию в конце 2010 — начале 2011 гг., среди студентов Владимирской духовной семинарии и Владимирского епархиального женского училища было выявлено, что многие из них пришли в Церковь в подростковом возрасте. А те учащиеся, которые ходили с родителями в храм с детства, в подростковом возрасте испытывали кризисные явления, метания, связанные с процессом социализации, выстраиванием отношений со сверстниками, с одноклассниками. Но, как пишут эти студенты, воскресная школа, в которой были их друзья, прекрасные преподаватели, интересные мероприятия, заинтересовали их, и они остались в Церкви, пережили этот кризисный возраст.
Поэтому мы пришли к выводу, что подросткам для жизни в Церкви необходимы формы организации воспитания. С их помощью подростки могут остаться в Церкви.
Рассмотрим формы организации воспитания, которые в светской педагогике делятся по количеству участников на индивидуальные, групповые и массовые; в зависимости от метода воздействия – на словесные (собрания, сборы, лекции, конференции, встречи, устные газеты); практические (походы, экскурсии, олимпиады, конкурсы, субботники); наглядные (музеи, выставки, стенды, стенгазеты). [2]
Эти формы можно применить и в организации служения Церкви среди подростков.
- По количеству участников:
- индивидуальные (исповедь, беседа со священником);
- групповые (кружковая деятельность, социальная работа, например, уход за престарелыми людьми);
- массовые (участие в богослужениях, организация праздников, паломнические поездки, экскурсии).
- По методу воздействия:
- словесные (исповедь, проповедь, беседа со священником, чтение книг);
- практические (участие в богослужениях, паломнические поездки, походы, экскурсии, конкурсы, помощь в уборке храма);
- наглядные (просмотр кинофильмов, музеи, выставки).
Подростки привлекаются к этому, и у них появляется интерес. Они становятся занятыми в Церкви. Эти формы помогают подросткам удовлетворить свои новообразовавшиеся психологические потребности в общении со сверстниками.
Также следует затронуть вопрос, как подростки приходят в Церковь. Существует два варианта: те, кто ходил с родителями с детства, и те, кто пришел сам в подростковом возрасте. Это два разных контингента подростков. Те, кто в Церкви с детства, в подростковом возрасте испытывают желание уйти из нее. Еще возникает привыкание к Церкви, нет благоговения. Например, об этом пишет протоиерей Владимир Воробьев в своей книге «Покаяние, исповедь, духовное руководство» [3]. Поэтому задача священника и приходского педагога помочь такому подростку остаться в Церкви, осознать необходимость веры в Бога, молитвы, участия в исповеди и причащении. [4] Те, кто сам пришел в Церковь в подростковом возрасте, нуждаются в сопровождении и поддержке. Если им не помочь адаптироваться в Церкви, тогда они из нее уйдут.
В подростковом возрасте возникает потребность в общении со значимым и авторитетным взрослым человеком, в ориентации на лидера. Но этот взрослый – уже не родитель, а кто-то другой. Поэтому большую роль здесь сможет сыграть священник, который должен переживать то, что чувствует подросток, должен жить «вместе» [5]. Безусловно, не каждый пастырь в силу глубины стоящих перед ним задач может себе это позволить. Но все-таки священник должен стать лидером, настоящим духовным отцом. Педагоги, собирающиеся что-то преподавать в воскресной школе подросткам, должны ставить для себя глубокое личностное общение как первоочередную задачу.
По определению Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, состоявшегося в 2011 году, необходимо активизировать «работы по введению на приходах Русской Православной Церкви штатных оплачиваемых должностей педагога, социального работника и ответственного за работу с молодежью» [6]. Поэтому должность педагога и ответственного за работу с молодежью предполагает помощь священнику в этом церковном служении.
В завершении следует ответить на вопрос, зачем подросткам нужно быть в Церкви? Можно привести много причин. Но мы отметим только две. Первая причина – религиозная: задача Церкви заключается в том, чтобы помочь человеку достичь Царствия Небесного. Вторая причина – этическая: помочь подростку в современном мире сохранить и укрепить нравственность, которую проповедует и которой придерживается Православная Церковь.
[1] Постановления Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви // Официальный сайт Московского Патриархата. – 2013. – 5 февраля [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/2777929.html (Дата обращения: 07.03.2013)
[2] См.: Педагогика: учеб. / Л.П. Крившенко и др.; под ред. Л.П. Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. — С. 144
[3] Воробьев В., прот. Дети из верующих семей — самая трудная проблема для священника / Покаяние, исповедь, духовное руководство // Православие и мир. – 2013. – 26 февраля [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravmir.ru/deti-iz-veruyushhix-semej-samaya-trudnaya-problema-dlya-svyashhennika/ (Дата обращения: 09.03.2013)
[4] Там же
[5] Склярова Т.В., Янушкявичене О.Л. Возрастная педагогика и психология: Учебное пособие для студентов педагогических и гуманитарных вузов, преподавателей школ. — М.: ИЭОПГКО, 2006. — С. 78
[6] О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви // Журнал Московской Патриархии. 2011 год. Март. № 3. Специальный выпуск. — С. 66