Дорогие отцы, братья и сестры, наши выпускники, родители и гости!
На исходе очередного учебного года, а для многих из вас – на исходе обучения и пребывания в стенах духовных школ, я вновь и вновь сорадуюсь вашей радости и наполняюсь теми же переживаниями, которыми в эти мгновения наполнены ваши сердца!
Но самую полную и глубокую радость, затрагивающую поистине самые глубины человеческого существа, дарует всем нам в этот день Христос – наш Господь Учитель, с Которым каждого из нас связывает своя собственная, личная история, полная поисков и ожиданий, радости и преображения, надежды и Любви. История, которую более правильно было бы назвать пятым Евангелием, поскольку наряду с четырьмя признанными церковной традицией Евангелиями каждый из нас призван написать свое собственное, пятое Евангелие – лично прожитую историю жизни рядом с Сыном Божиим; историю, написанную на скрижалях сердца.
И как минимум одна глава вашего личного благовестия написана под титулом Санкт-Петербургской духовной академии – того самого места, куда Господь привел каждого из вас, каждого из нас поодиночке, Своими неисповедимыми путями, дабы, собрав воедино, дать нам возможность рука об руку пережить тот самый опыт, который некогда пережили и сами апостолы – опыт общины верных, общины святых, общины последователей Иисуса Христа, каждый день и каждое мгновение переживающих фактическое единство со своим Великим Учителем, а через Него, с Ним и в Нем – и с Самим Небесным Отцом.
И то, в какой степени каждый из нас и все мы вместе оказались способны реализовать за эти годы данную нам Богом возможность, – вопрос к нашей совести, подобно нелицеприятному стражу с огненным мечом стерегущей вложенные в наше сердце сокровища Святого Духа.
Но подобный коснувшийся всех нас призыв божественного гласа к жизни в апостольской общине нужно воспринимать не только как избранничество, не только как честь и радость, но и как великую ответственность.
Из книги Деяний апостольских мы прекрасно знаем, какими нестроениями, спорами и конфликтами, свойственными человеческому естеству, была наполнена жизнь первых христиан.
Пусть же сегодня каждый из нас сам себе задаст этот вопрос: «А чем была наполнена моя жизнь в этой общине, куда рука Всемогущего направила меня? Были ли эти годы для меня действительно временем, проведенным со Христом, временем, наполненным Его присутствием, Его близостью? Повествует ли эта глава моей жизни о моем путешествии в Эммаус, путешествии, во время которого мои глаза раскрылись навстречу Истине и я смог более близко и более глубоко почувствовать и понять присутствие Бога на моем жизненном пути, а почувствовав, воскликнуть: «Не горело ли во мне мое сердце»?!
Или же эта глава оказалась окутана гефсиманским сном – сном сердца и разума, сквозь который оказались неспособны пробиться никакие призывы Христа, желающего в совместной молитве соединить нас с Небесным Отцом; Христа, ищущего среди нас, подобно философу, Человека с большой буквы, призванного парить над обыденностью, но находящего лишь слабаков, влачащих за собой по земле данные им крылья, привыкших мелко чувствовать, мелко мыслить, мелко воспринимать суть вещей?
Так или иначе, сегодня для каждого из вас – день подведения определенных итогов в главе жизни, написанной вами на полях Вечности: и для тех, кто сегодня ставит в конце этой главы точку, завершая тем самым свое обучение, становление и формирование в духовных школах; и для тех, кто выбирает для себя запятую, желая продолжить и углубить свои знания и таланты, дабы потом с еще большей отдачей и энтузиазмом приступить к нелегкому возделыванию необъятного виноградника, вверенного нам нашим Господином; и для тех, кто уверенной рукой ставит сегодня восклицательный знак, свидетельствуя тем самым, что он нашел за эти годы ответы на те вопросы, которые некогда привели его в эти стены.
Но ставящие этот знак должны быть предельно честны и правдивы сами с собой, ибо он может свидетельствовать как о безапелляционной решимости последовать странствиям Владычним, так и о безапелляционном разочаровании в людях, Церкви и Боге, что является, безусловно, глубочайшей драмой в жизни человека, особенно молодого человека.
И если есть среди нас братья или сестры, фундамент чьей веры пошатнулся, а огонек надежды угас, к таковым я обращаюсь с особой заботой и тревогой: не закрывайтесь в своей проблеме от мира, не прячьте ее в дальний чулан сердца, где она на время забудется, но вскоре вырвется оттуда в образе чудовища, разрывающего ваш внутренний мир на части. Поделитесь своими мыслями, заботами и переживаниями с вашими старшими братьями, поговорите с поистине светлыми и духовными людьми, которые есть как среди учащих, так и среди учащихся.
Но особое внимание я бы хотел уделить тем, кто заканчивает сегодня очередную главу своего жизненного пути знаком вопроса. Хотелось бы надеяться, что таковых меньшинство, но они, возможно, есть. Будучи зримым символом незримых ни для кого кроме Бога внутренних поисков, противоречий и вопросов, этот коварный знак может принимать самые различные формы и оттенки. Для одних это знак определенного духовного кризиса: «Зачем я пришел в семинарию? Что я делал здесь все эти годы? Таков ли мой жизненный путь? Не лучше ли мне было пойти вслед за моими товарищами в светский ВУЗ и иметь обычную для современной молодежи, «человеческую» жизнь?» Иные, склонные к более интеллектуальным переживаниям своих внутренних противоречий, задаются извечным тертуллиановым вопросом: «Что общего между философом и христианином? Между учеником Греции и учеником Неба? Между искателем истины и искателем вечной жизни? Что общего между Афинами и Иерусалимом, между Академией и Церковью?».
Третьи же ставят знак вопроса напротив своей совести, сомневаясь в возможности и/или необходимости принятия ими священного сана. Есть еще и такая разновидность этого знака вопроса, которая вызвана многими страхами перед суровыми знамениям нашей эпохи, отчасти обрушивающимися на Церковь со стороны все более удаляющегося от Бога общества, отчасти наносимыми на белое и чистое одеяние Церкви самими ее служителями.
Много и прочих других вопросов встает сегодня перед молодыми людьми, желающими связать свою жизнь со служением Алтарю Истины и Любви. Можно ли в нескольких словах ответить на них? – Конечно же нет. Но я бы не хотел оставлять вас наедине с этими поистине темными вопросами, опасными в первую очередь тем, что основываются они зачастую на правде, которую мы видим вокруг себя, но на правде человеческой. Правда же Божия, являясь молнией Нетварного Света в этом царстве сотворенной человеческими руками тьмы, говорит каждому из вас, как некогда говорила и одному из двенадцати наших далеких предшественников: «Что тебе до того? Ты следуй за Мною» (Ин 21:22).
На примере того малого общества избранных Богом в Свою общину людей, которое представляет из себя наша академия, вы могли, вполне вероятно, за годы своего обучения увидеть, что, к великому сожалению, и среди нас зачастую находят себе пристанище стихии этого мира. Их вы могли встретить, как могли встретить все то же самое и другие с вашей стороны. Но поистине скорбью наполняется сердце, когда видишь человека, который, не найдя понимания, или натолкнувшись на трудности на одном маленьком (и далеко не самом сложном!) участке виноградника, оставляет весь этот огромный вертоград, куда он был призван на служение своим Небесным Отцом.
Как же часто всем нам не хватает доверия по отношению к Тому, Кто практически безгранично доверяет нам, столь же безгранично, как безгранична и Его Любовь, собравшая некогда в горнице за одним столом того, кто продаст Ее за серебряники, и того, кто предаст Ее из-за страха, лишь только трижды пропоет аллектор, тех двух, что будут спорить о месте в Царстве Любви, и того, кто до последнего будет хранить в сердце недоверие … Двенадцать человек, двенадцать судеб, двенадцать жизненных историй.
Сколь же велико и необъятно это таинство бессмертной трапезы Господней, повторяющееся из века в век! Меняются горницы и меняются ученики, но одно остается неизменным: какими бы разными мы ни были, каким бы тяжким ни был груз нашей прошлой жизни или жизни предстоящей – Божественный Учитель вновь и вновь призывает нас в ту самую горницу, где для каждого из тех, кто грядет во имя Господне, всегда найдется лучшее место.
Так и сегодня наше заключительное собрание представляется мне некоторым духовным подобием Тайной вечери, где Господь собрал Своих учеников, дабы разделить с ними радость Воскресения. Видя всех вас, собранных здесь во имя Христа, я, вы — вся наша академическая семья, — вновь убеждаемся, что Господь продолжает призывать Своих молодых учеников к совсем нелегкому, но благороднейшему из всех служений – служению апостольскому, дабы через это жила и наполнялась новыми силами миссия Церкви в проповеди Евангелия этому миру. Будьте достойны этого призвания и этого служения, требующего нечеловеческих сил. Именно эти сверхчеловеческие силы – благодать Святого Духа – вы и призваны стяжать в вашей жизни, а через вас сообщить и всем вверенным вам людям.
Не ищите легких путей в исполнении вашего призвания, ибо не обещал их и Сам Христос. Но, посвятив себя однажды Богу, всегда помните, что отныне вас связывают столь серьезные и страшные обязательства, не оставляющие места для недоверия и предательства. Не старайтесь программировать вашу жизнь, но оставьте в парусах вашего корабля пространство для дыхания Святого Духа, тогда никакие житейские трудности, проблемы и неудачи не смогут потопить вашу неустанную надежду – которая единственная на своих хрупких плечах поддерживает этот мир, не давая ему скатиться в пропасть отчаяния.
Потому сегодня, в столь значимый для вас день, я призываю всех нас вознести сугубую молитву, дабы благодать Христова, обещанная Им Своим ученикам, коснулась сердца всех тех, кто сегодня завершает свое поприще в стенах духовных школ. Пусть же благословение Божие соделает вас причастниками той далекой Тайной вечери, сообщая вам не харизму Иудову, харизму алчности и погони за благами земными, но харизму Иоаннову и Павлову, харизму сынов грома, дабы в вашем лице Церковь не оскудела бы на сильных не столько словом, сколько примером жизни своей, проповедников, добрых пастырей, мудрых наставников и смиренных монахов, объединенных неизменно пламенной верой, неустанной надеждой и исцеляющей Любовью.
И да поможет вам в этом Благодать Господа нашего Иисуса Христа, Любовь Бога и Отца и причастие Святого Духа.
Аминь.
Слово ректора Санкт-Петербургской духовной академии епископа Петергофского Амвросия к выпускникам духовных школ 2013 года, сказанное на Торжественной акте 15 июня сего года.