Максим Кивелев. Логика формирования последования православного богослужения. История вопроса и проблемы современности

МАКСИМ КИВЕЛЕВ. ЛОГИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОСЛЕДОВАНИЯ ПРАВОСЛАВНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ. ИСТОРИЯ ВОПРОСА И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

Православное богослужение – одно из самых сильных средств, пробуждения веры в сердце человека. По словам А.П. Голубцова, «самая служба, всегда у нас благолепная, неспешная и «сладкопесненная», в состоянии, мне представляется, повлиять и на не очень впечатлительные, даже холодные души». Именно опыт участия в церковной службе, согласно преданию, изложенному в «Повести временных лет»[1], имел решающее значение в выборе веры князем Владимиром. Даже сегодня в Африке, где активную миссионерскую деятельность ведет Александрийская Православная Церковь, богослужение продолжает оставаться главнейшим и действенным средством евангелизации. Вождь вместе со своим племенем принимает участие в богослужении и, как правило, этот опыт приводит их к вере и принятию крещения. Этот пример также свидетельствует о богослужении, как о средстве христианской миссии.

Совершение богослужение является важнейшей частью Священного Предания, проводником церковной традиции. Православное богослужение, формировавшееся много столетий, имеет сложную структуру и массу особенностей. Богослужения Православной Церкви делятся на два вида – общественное и частное. В рамках данной темы нас интересует по большей части общественное богослужение.

Самые первые труды, касающиеся церковного богослужения, содержали не просто порядок службы, но по преимуществу разъяснения тех или иных богослужебных действий. Такова, например, апология Иустина Мученика, в которой содержится изложение чина Крещения и литургии[2]. Также в книге Правил святых Апостолов, соборные постановления заключают в себе предписания, касающиеся совершения церковной службы. В этом же ряду стоят канонические послания Святых Отцов, Дионисия Александрийского, Григория Неокессарийского, Петра Александрийского, Тимофея Александрийскогои труды по истории Церкви, в которых имеются указания на те или иные чинопоследования[3]. Особое значение для литургической науки имеет труд Дионисия Ареопагита «О небесной иерархии». В своем сочинении св. Дионисий объясняет обряды, употребляемые при совершении Таинств. Через все его сочинение красной нитью проходит мысль, что церковное богослужение устроено по образцу богослужения горних сил, что «чувственные знаки земной Церкви назнаменуют Таинства пренебесной»[4]. Кирилл Иерусалимский в своих тайноводственных беседах истолковывает священнодействия Таинства Крещения, Миропомазания и Причащения. Также в IV столетии появляются труды составителей церковных служб, Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Эти Святые Отцы привели в порядок и определнность богослужебные последования. Также особое значение в составлении богослужебных чинопоследований имеют труды Иоанна Дамаскина, перу которого принадлежат большинство песнопений Октоиха, а также система осмогласия.

Первоначально изложение богослужебных последований в литературе шло нераздельно с разъяснением смысла совершаемых священнодействий. Но позднее, с окончательным утверждением церковного устава, выделились два направления исследований, составляющих два больших раздела литургической науки, это изучения логики формирования церковных чинопоследований и толкование символического смысла совершаемых за богослужением священнодействий.

Все тонкости связанные с богослужебным уставом и совершением церковных служб содержаться в Типиконе. Типикон (греч. Typikon — устав) – это церковно-богослужебная книга, содержащая систематическое указание порядка и образа совершения православных церковных служб. Содержание Типикона – это итог продолжительного процесса формирования церковного устава. Сегодня эта богослужебная книга используется повсеместно и является неким стандартом для совершения церковных чинопоследований. Но составление Типикона в его сегодняшнем виде датируются лишь IX-X веком. До этого момента для совершения церковной службы использовались различные уставы. Причем в более ранних уставах, как правило, предпочтение отдается именно регламентации духовной жизни. Такие уставы писал основатель первого общежительного монастыря прп. Пахомий Великий, Иоанн Кассиан Римлянин, Василий Великий, Бенедикт Нурсийский. Позже, сформировались и выделились из общего числа 3 самых влиятельных – это устав монастыря святого Саввы Освященного, во многом повлиявший на Иерусалимский типикон, Студийский устав и устав Великой церкви, отражавший особенности соборного богослужения, основной чертой которого является т.н. «песенное последование». Большее распространение получил Иерусалимский Типикон, хотя Студийский устав тоже долгое время находился в широком употреблении, например на Руси этот устав просуществовал до середины XIV в. Также до появления окончательной редакции Типикона использовались т.н. лекционары, в которых указывались чтения Священного Писания и некоторые краткие церковные песнопения. Таковы, например Иерусалимский лекционарий 417-439 гг. и Иерусалимский канонарь VII в.

В России Типикон под именем «Око Церковное» был введен основателем Высоцкого монастыря преподобным Афанасием в начале XV века, а издан печатью в дополненном многими виде впервые в 1610 году. С тех пор Типикон несколько раз перепечатывался: при патриархе Иоакиме в 1682 году, при патриархе Адриане в 1695 году и, наконец, в последний раз издан в 1877 году. На Поместном Соборе 1917-1918 обсуждался вопрос о новой редакции Типикон, но он остаётся нерешённым.

Книга Типикон в ее сегодняшнем виде охватывает две обширные тематики, литургическую и дисциплинарную. Причем каждая из этих частей в полной степени на практике не используется. В частности, богослужебные последования, изложенные в Типиконе, если следовать им буквально, по словам Михаила Сабаллановича, «могут показаться решительно не осуществимыми»[5]. Но в виде эксперимента такая «идеальная служба» была однажды совершена в Киевской Духовной академии. Описание этого случая приводит автор книги «Толковый Типикон». Эта служба потребовала от ее участников 3-х месячной подготовки и продолжалась с 6 часов вечера до 2 часов ночи, т.е. около 9 часов[6]. Конечно, такое уникальное богослужение произвело неизгладимое впечатление на непосредственных участников, но совершение такой службы хотя бы с самой незначительной регулярностью вряд ли может быть возможным. Потому для приходской практики всегда делались попытки сократить время проведения богослужения. Например, на Руси считалось обязательным, чтобы за богослужением непременно прозвучали все положенные тексты, поэтому в обычай вошло т.н. многоголосье, т.е. когда одновременно совершались разные части службы. Иногда число голосов доходило до 5-6, что, конечно, лишало службу всякого благолепия. Пение службы в несколько голосов осуждал еще Стоглавый собор 1551 года, предписывавший совершать богослужение не более чем в 2 голоса[7]. Однако многоголосье удалось искоренить из церковной практики спустя еще много десятилетий. В середине XVII века оно все еще процветало. На смену многоголосью вошла в употребление практика сокращать количество чтений и песнопений. Такие сокращения делаются до сих пор, в зависимости от особенностей того или иного прихода, однако касаются они, как правило, изменяемых частей богослужения, таких как стихиры, каноны и кафизмы. Cтали появляться различные руководства для совершения богослужения, которые упростили труд регента и уставщика, а также способствовали унификации порядка совершения церковной службы. На этой почве потрудились многие ученые-литургисты. Результатом их работы стали не только литургические исследования, но и комментарии к богослужебному уставу, наглядные схемы церковных служб.

К числу таких трудов можно отнести книгу «Пособие к изучению устава Богослужения Православной Церкви» протоиерея Константина Никольского, содержащую наглядные таблицы изменяемых и неизменяемых частей богослужения, удобных для использования в приходской практике. Также в этом отношении отличается удобством и полнотой работа Розанова В. «Богослужебный устав православной Церкви». В этой книге содержится, пожалуй, наиболее полное, систематическое изложения устава церковной службы с учетом всевозможных особенностей. Эта книга долгое время, до начала регулярного издания богослужебных указаний, использовалась повсеместно в качестве руководства для совершения церковных служб. И сейчас в спорных вопросах принято обращаться к ней практически наравне с Типиконом. Еще одним часто используемым руководством для совершения церковной службы является 1 том «Настольной книги священно- церковно служителя» С.В. Булгакова. Можно продолжить этот список, но названные труды являются на сегодняшний день, пожалуй, самыми популярными и часто издаваемыми.

С началом регулярного издания «Богослужебных указаний» (а произошло это сравнительно недавно, первые такие указания издавались с 1949 по 1958 год, и спустя несколько десятилетий, стали снова регулярно выходить в печать) труд церковнослужителей значительно упростился, т.к. в этом ежегоднике содержится схема всех богослужений на каждый день года, а сложные и вариативные случаи комментируются и поясняются[8].

С развитием интернет-технологий стали появляться сайты, посвященный литургической тематике. На таких ресурсах можно найти и интерактивный богослужебный календарь, и богослужебные указания, и все богослужебные книги в электронном виде и разнообразные удобные схемы, подборку литературы по литургике и т.д.

Однако даже такие удобные вспомогательные инструменты не избавляет от необходимости иметь полный набор богослужебных книг, перечень которой в общей сложности составляет порядка 50 книг, а может быть и больше, в зависимости от усердия регента. Это конечно не всегда удобно, особенно для малоимущих приходов, где не всегда есть возможность приобрести полный набор необходимой богослужебной литературы, что конечно, не лучшим образом сказывается на церковном благолепии. Тем более полноценное использование богослужебной литературы совсем не удобно для совершения службы в «полевых условиях», например в миссионерской поездке.

Кроме того, последование ежедневной церковной службы включает в себя фрагменты из разных богослужбеных книг. Это приводит к тому, что, например канон приходится читать по 2 или 3 книгам сразу или из разных частей одной книги, что, конечно, абсолютно неудобно и требует от клирошан не только красивых голосов и слаженного исполнения, но и немалой ловкости. Задача усложняется, если за богослужением участвует большой хор в несколько десятков человек. У каждого хориста перед глазами должны быть тексты всех исполняемых за богослужением песнопений, которые разбросаны по нескольким книгам. Поэтому совершение такой службы требует еще и предварительной подготовки, чтобы сделать для каждого певца подборку стихир, тропарей и других песнопений. Это только несколько примеров, иллюстрирующих насколько трудна техническая сторона совершения богослужения.

Неоднократно озвучивались разнообразные мнения по поводу решения этой, безусловно, насущной задачи. По большей части такие высказывания сводятся к идее создания ресурса, включающего в себя всю необходимую информацию для совершения богослужения. Сегодня мы, возможно, впервые в истории Церкви, находимся в ситуации, когда эта идея осуществима. Благодаря многочисленным теоретическим наработкам, которые очень наглядно иллюстрируют логику формирования последования церковной службы, и развитию информационных технологий возможно создать ресурс, который позволил бы не только объединить всю информацию, необходимую для составления богослужения, а это тексты богослужебных книг, руководства, схемы, нотные тексты песнопений, переводы богослужения и т.п., но и создать алгоритм для автоматического составления последования богослужения для любого выбранного дня.

Для реализации этого непростого проекта уже сделано много предварительных наработок, переведены в цифровой вариант все богослужебные книги, даже создан специальный стандарт HIP, который позволяет передать все тонкости и особенности славянской орфографии, существуют обширные библиотеки нотных текстов, в сети Интернет можно найти несколько вариантов богослужебных календарей с удобным интерфейсом и приложением жизнеописаний святых и некоторых изменяемых фрагментов богослужения для каждого дня. На некоторых сайтах даже размещаются готовые последования для некоторых служб, по схеме, данной в «Богослужебных указаниях». Правда, последования эти составляются вручную и не для каждого дня. Кроме того православное богослужение сегодня переводится на разные языки, в т.ч. и на наречия коренных малых народов. Общий ресурс позволил бы сделать эти переводы более доступными для общего пользования и централизовать работу над ними.

Поэтому, наверное, не будет слишком смелым сказать, что реализация такого проекта требует особенного внимания и принесет немалую пользу для самых разных сфер церковной жизни.


[1] Повесть временных лет. – М., 2003 – С. 28 [2] Лебедев П. Наука о богослужении Православной Церкви. – М, 1895. [3] Гавриил, архим.. Руководство по литургике или наука о православном богослужении. – Тверь, 1886. – С. 22. [4] Там же. [5] Скабалланович М. Толковый Типикон. – М: Издательство Сретенского монастыря, 2008 – С. 616. [6] Там же. – С. 621. [7] Зенковский С.В. Русское старообрядчество. – М: Квадрига. – С. 110. [8] История Издательского Совета Русской Православной Церкви. – [Электронный ресурс] – URL: http: //izdatsovet.ru/council/naprav_rabot PHP.


Опубликовано 09.08.2013 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter