Чтец Антоний Ковалевич. Бог есть любовь

Чтец Антоний Ковалевич. Бог есть любовь

«Бог есть любовь…»

Такова, братья и сестры, вершина новозаветного откровения Бога о Самом Себе, такова наиболее полная и глубокая по своему содержанию характеристика Божественной реальности. По слову свт. Григория Богослова, «мы чтим любовь» и поклоняемся ей, и именно такое наименование наиболее угодно Богу (Слово 23, О мире).

Но о какой любви говорит в своем послании св. ап. Иоанн Богослов, память которого мы сегодня празднуем?

Как известно, в древнегреческом языке существовало несколько глаголов для обозначения любви и ее различных оттенков. Но наибольший интерес для нас представляет сопоставление следующих двух понятий, имеющих значение любви — ἔρως и ἀγάπη.

Современный мир воспринимает любовь в основном именно как ἔρως – т.е. как страстное, чувственное начало, и в соответствии с этим пониманием выстраивает систему ценностей. Подобное понимание было распространено и в Древней Греции и в языческой Римской империи. Но для ап. Иоанна, благочестивого иудея и верного ученика вначале св. Иоанна Предтечи, а затем и нашего Господа Иисуса Христа, такое понимание любви было чуждо. Значимой для него была любовь, которой Бог возлюбил Израиль, возлюбил весь мир, и которая в греческом языке обозначается как ἀγάπη.

И если ἔρως ищет в других удовлетворения и исполнения своего желания, утоления своего голода и жажды за счет других, то ἀγαπᾷν (от которого произошло ἀγάπη), означающий «проявить, показать любовь» — это процесс отдачи, дарения самого себя, уступчивости, это живая любовь, деятельная по отношению к другим. Именно этот глагол (ἀγαπᾷν) означает любовь как движение Бога в мир, любовь как форму существования и реализации Богом Самого Себя в этом мире. И именно такой, жертвенной любовью Бог возлюбил мир, послав в него ради нашего спасения Своего единственного Сына, Который добровольно стал искупительной жертвой за наши грехи.

Так, ап. Иоанн говорит, что Бог «первый возлюбил нас» (1 Ин 4:19), и что нам необходимо ответить на этот акт Божественной любви своей любовью.

Но что значит – возлюбить Бога? Как можно полюбить Того, Кого «никто никогда не видел» (1 Ин 4:12)? – Апостол отвечает, что если мы любим друг друга, то Бог пребывает в нас, Он становится нам как бы видим. Именно в таком контексте прп. Симеон Новый Богослов говорит о созерцании в нашем ближнем Самого Бога.

Но этот образ Божий, сокрытый в человеке, возможно увидеть только через любовь к ближнему как к самому себе. А это значит: принимать другого человека как самого себя, сорадоваться и сопереживать ему; отрекшись себя, своего ego, служить тому величию, в которое Бог предназначил этого человека вырасти.

Ведь именно так прп. Серафим мог говорить каждому приходившему к нему: «Радость моя!» Только отрекшись от своего «я», мог последовать за Божественным Учителем к месту Его страшной казни юноша Иоанн. Только забыв себя, мог стоять он, единственный из апостолов, у подножия Креста, на котором висел Тот, Чья любовь прогоняла всякий страх. Именно так, возлюбив ближних и не захотев иметь ничего общего с миром греха, но весь свой ум вперив в Бога, простой рыбак из Галилеи стал величайшим Богословом и «зрителем небесных откровений».

Последуем же и мы, дорогие братья и сестры, примеру святого апостола и постараемся, перестав смотреть исключительно на себя, повернуться лицом и сердцем к тем, кто в нас нуждается; постараемся не пройти мимо того, кого Господь соделал здесь и сейчас моим ближним. Научимся более давать, чем требовать, и помнить всегда, что за каждого из нас Господь отдал Самого Себя, ни кого не отвергая, но всех и каждого приглашая на Божественную трапезу.

И тогда мы увидим, что сердце наше стало открытым для ипостасной Любви, и теперь оно готово с дерзновением, смело и даже с уверенностью встретить День Суда и услышать тихий голос Спасителя:

Мой друг! Войди на брачный пир, Сядь поскорей, позволь – омою твои ноги, Елеем раны уврачую, вином веселья напою тебя. Не будет более в душе твоей тревоги, Теперь ты дома, в радостном чертоге, И мы родные – раз и навсегда!

Аминь.

Проповедь магистранта I курса Библейско-богословского отделения чтеца Ковалевича Антония заБожественной литургией в домовом храме Санкт-Петербургской православной духовной академии в престольный праздник, день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, 9 октября 2013 года.


Опубликовано 09.10.2013 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter