Во второй части рассказывается о Музее Резиденции, где находится «Камера реликвий», в витринах которой выставлены ценные реликварии с мощами христианских святых. В некоторых из них хранятся также и мощи католических святых, о чем важно знать российским паломникам и посетителям музея. В статье идет речь о реликвариях с 1-го по 37-й.
«Камера реликвий» в Музее Резиденции
Грандиозный дворцовый ансамбль Мюнхенской Резиденции, где жили и правили до 1918 г. баварские герцоги, курфюсты и короли, строился на протяжении более трех столетий. Самой внушительной частью ансамбля является Королевский корпус (Кенигсбау) на площади Макс-Иосиф-плац. В центре этого здания, созданного в 1826 – 1835 гг. по oбразцу флорентийских дворцов эпохи Возрождения, находится главный вход в два крупных музея. Византийские святыни, переносные алтари, древние напрестольные кресты, иконы, реликварии со святыми мощами и ценные церковно-ювелирные изделия IX–XI и XVII вв. сосредоточены в «Музее–сокровищнице» (Schatzkammer) и в «Музее Резиденции» (Residenzmuseum).
Здание Королевского корпуса Резиденции на площади Макс-Иосиф-плац. В центре здания – вход в музеи
Ценные реликвии, доставленные в баварскую столицу из Рима, хранились сначала в обыкновенных деревянных ящиках в построенной в 1607 г. по приказу герцога Максимилиана I Баварского (1573 — 1651; cына Вильгельма V Благочестивого) во дворце Резиденции «Тайной часовне–камере» ( 3, с. 143). Она находилась в так называемом «Дворе с гротами» и позднее по причине наличия в ней бесценной коллекции мощей, надежно спрятанных в дорогостоящих напрестольных и настенных реликвариях, получила другое название – «Богатая часовня».
Богатая часовня. Фото: Бернхард Граф
В годы Второй мировой войны она была сильно разрушена, однако все ее богатства были сохранены. Реставраторы в первозданном виде воссоздали стены, потолок, пол и интерьер этой «Богатой часовни».
Потолок «Богатой часовни». Фото: Бернхард Граф
Сейчас в ней находятся только имитированные реликварии, но без христианских святынь. В 1920 году в Мюнхене открылся «Музей Резиденции», куда были перенесены многие драгоценности из «Богатой часовни». Почти по соседству с ней в 1933 году появился небольшой зал «Камера реликвий», заново переоборудованный в 1958 году. Ныне эта «Камера реликвий» занимает надежно охраняемое и затемненное 95-е помещение (Raum 95) на втором этаже музейного комплекса.
Вход в «Камеру реликвий»
В ней выставлены не все реликварии и церковные сокровища из «Богатой часовни». Так, в «Музее-сокровищнице» посетителям демонстрируют «статуэтку св. Георга» ( 5, с.17), которая на самом деле зовется в справочниках «реликварием c мощами св. Георгия–Победоносца», украшавшем когда-то алтарную часть «Богатой часовни».
Реликварий с мощами св. Георгия-Победоносца.Фото: Бернхард Граф
Однако никто из чиновников администрации музеев Резиденции не может дать ответ на вопрос, имеются ли сегодня в этом реликварии святые мощи? Существует мнение, что мощи св. Георгия-Победоносца были кем-то изъяты и помещены в реликварии под номерами 52–54, которые находятся в «Музее Резиденции».
Бесценный реликварий с мощами св. Георгия изготовлен в Мюнхене между 1586 – 1597 гг. по проекту Фридриха Зустриса. Он выполнен из золота и серебра, украшен бриллиантами, рубинами, изумрудами, опалами, агатом, хальцедоном, горным хрусталем и жемчугом. Бородатое лицо святого вырезано из самшита, оно напоминает своими чертами герцога Вильгельма V Благочестивого, которому этот реликварий в качестве подарка преподнес его дядя – кельнский архиепископ Эрнст Баварский, известный в свое время меценат и ценитель искусства. Фигура св. Георгия, побеждающего змия, символизировала собою победу в Баварии апологета движения Контрреформация Вильгельма V Благочестивого над сторонниками идей протестантизма.
Баварские и итальянские церковные ювелиры в своей работе по изготовлению реликвариев для Мюнхенской Резиденции помимо золота и серебра часто использовали слоновую кость и черное эбеновое дерево, упоминаемое в Священном Писании и относящееся к одним из самых ценных древесных пород. В числе украшений использовались «12 традиционных драгоценных камней», упоминаемых в текстах Священного Писания: Исх 28:15-21 и Иез 28:12 (8, с. 184–222). Мастера–ювелиры часто украшали свои работы не граненными, a отшлифованными камнями овальной или шаровидной формы. Изумруды, сапфиры и гранаты обрабaтывалиcь способом кабошон, при котором камни, заключенные в золотую оправу имели гладко выпуклую и отполированную поверхность без граней. Широко использовали церковные мастера в украшении реликвариев и мощей (особенно – глав) натуральный жемчуг разной величины. Это можно проиллюстрировать на примере мощей святого Бенно, покровителя Мюнхена и Баварии.
Мощи св. Бенно. Фото: Бернхард Граф
Хранящиеся под спудом на витринных полках «Камеры реликвий» мощи многих христианских святых ныне трудно идентифицировать из-за отсутствия в архивах Мюнхенской Резиденции каких-либо подтверждающих документов или указаний об их принадлежности. Открытого доступа ни к одному из 75 реликвариев не имеется даже у служащих музея. На самих мощах в виде костных останков выгорели от времени или совсем отсутствуют так называемые «цедулы» – пергаментные этикетки с указанием имен святых, которым они принадлежат. Чернила на пергаментных узких полосках, прикрепленных к останкам, давно выцвели.
В «Камере реликвий». Фото: Бернхард Граф
В администрации Мюнхенской Резиденции сообщили, что в функции работников ее музеев «вообще не входит изучение, содержащихся в реликвариях мощей». Сами реликварии изучаются специалистами как уникальные произведения церковно-ювелирного искусства Южной Германии и Италии. На полках «Камеры реликвий» демонстрируются не только реликварии с мощами, но и различные церковные экспонаты, внешне напоминающие своими формами реликварии или дароносицы, в которых вообще отсутствуют какие– либо мощи. Кроме того, в отдельных реликвариях находятся останки святых Католической церкви, которые трудно различить тем паломникам и посетителям, кто не владеет латинским и немецким языками. Благодаря длительному изучению старых книг о Мюнхене и богатствах его Резиденции, а также различных архивных материалов, личной переписке с сотрудником Мюнхенской Резиденции д-ром Кристианом Квайтчем и собственным изысканиям удалось составить приблизительный перечень всех тех многочисленных святых реликвий и мощей, какие находятся в каждом реликварии.
Ниже приводится полезный справочный материал для будущих паломников и посетителей «Камеры реликвий»: порядковый номер музейного экспоната, находящиеся в нем мощи и краткое описание реликвария или церковно-ювелирного изделия, иногда ошибочно принимаемого за реликварий с мощами. Кроме того, в отдельных случаях кратко рассказывается о житии и почитании малоизвестных святых, а также о мощах некоторых католических святых, что поможет русскоязычным посетителям лучше ориентироваться в «Камере реликвий».
В «Камере реликвий». Фото: Бернхард Граф
В центре «Камеры реликвий» под стеклянным колпаком находится большой реликварий (без номера). Этот двухярусный реликварий («Kindlschrein» ) из эбенового дерева установлен на специальном столике. В нем хранятся мощи (тела) святых Вифлеемских младенцев. Изготовлен он в 1611 году, а столик–подставка к нему – ок. 1626 годa. Мастер-изготовитель не известен. В реликварии использованы cлоновая кость, золото, драгоценные камни, жемчуг, оникс, стекло, золотые украшения на шелке ( 3, c. 150).
Реликварий № 1. Он представляет собою напрестольный крест-реликварий. В ячейке под стeклом находятся маленькие частицы Животворящего Креста Господня. Реликварий изготовлен из черного эбенового дерева, украшен рубинами и жемчугом (возможно, изготовлен в 1590 г. в Мюнхене). Фигуры ангелов в основании креста выполнены в начале XV века.
Витрины на левой стороне «Камеры реликвий», где находятся реликварии с 1 по 37-й. Фото: Бернхард Граф
Реликварий № 2. Мощи католического святого – кардинала Карло Борромео (нем. – Hl. Borromäus, итал. – Carlo Borromeo; 1538–1584). Кардинал был одним из видных деятелей Контрреформации, инициатором реформы монашеских орденов. В реликварии–шкатулке, изготовленной, вероятно, в 1750 г. в Германии, использованы позолоченное серебро и горный хрусталь.
Реликварий № 3. Реликвии, представляющие собою несколько фрагментов тканых материалов, из которых якобы были сшиты одеяния и мафорий Пресвятой Богородицы. Реликварий из позолоченного серебра, украшенный драгоценными камнями и жемчугом, изготовлен в форме панели ок. 1590 г. в Аугсбурге. Его нижняя часть выполнена ок. 1625 г. мастером Матэусом Вальбаумом.
Фото: Бернхард Граф
Экспонат № 4. Корона, предназначавшаяся, вероятно, для статуи Пресвятой Богородицы, изготовлена ок. 1630/40 гг. мюнхенским мастером Стефаном Хоетцером. Золото, позолоченное серебро, эмaль, горный хрусталь, рубины, бриллианты.
Фото: Бернхард Граф
Реликварий № 5. Мощи святого Католической церкви – кардинала Карло Борромео и cвятого Православной и Католической церквей – блаженного Августина, Иппонийского (Augustinus; 354 – 430). Маленький по размеру реликварий представляeт собой овальную рамку или медальон из позолоченного серебра. Итальянская работа, ок. 1800 – 1810 гг. Августин (Аврелий) — один из знаменитых и влиятельных отцов христианской церкви, родоначальник христианской философии истории. Христианский неоплатонизм Августина господствовал в западноевропейской философии и католической теологии до XIII века. Августин скончался 28 августа 430 г., во время первой осады Гиппона вандалами. C целью спасения останков Августина от поругания ариан-вандалов они были перенесены его приверженцами в Сардинию.Когда этот остров попал в руки сарацин, мощи выкуплены Лиутпрандом, королём лангобардов и погребены в Павии, в церкви св. Петра. В 1842 г., с согласия папы, они опять перевезены в Алжир и сохраняются там подле памятника Августину, воздвигнутого ему на развалинах Гиппона французскими епископами. Память святого отмечается Русской Православной Церковью — 15 июня, Католической церковью — 28 августа.
Реликварий № 6. Мощи свв. апостолов Петра и Павла (Petrus,Paulus). Этот маленький по размеру реликварий представляeт собою овальную рамку или медальон из позолоченного серебра. Итальянская работа, ок. 1800 –1810 гг.
Реликварий № 7. Мощи неизвестного святого. Реликварий-дароносица немецкой работы (начало XVII–го в.). Горный хрусталь, агат, хальцедон, жeмчуг, позолоченноe серебро.
Реликварий № 8. Распятие, в котором находится реликвия, связанная с воспоминаниями о Страстях Господних (фрагмент набедренной повязки Спасителя). Изготовлено распятие в Мюнхене в 1610 –1620 гг. Эбеновое дерево, воск, позолоченное серебро (литье), драгоценные камни, эмаль, слоновая кость
Экспонат № 9. Распятие. Изготовлено в Мюнхене в 1590 – 1600 гг. Эбеновое дерево, воск, драгоценные камни, эмаль, слоновая кость.
Экспонат № 10. Небольшой алтарь–ниша с «Мадонной из Лорето». Изготовлен алтарь, вероятно, в Риме во второй пoловине XVII в. Эбеновое дерево, аметист, агат и другие драгоценные камни, жемчуг, эмаль, позолоченное серебро (литье). Лорето — город в итальянской провинции Анкона, где находится «Базилика Святого дома» (Santuario della Santa Casa). Этот «Святой дом» (Санта-Каза, Святая хижина) в Лорето — одна из величайших святынь католиков и одно из самых популярных паломнических центров католической Европы.
Реликварий № 11. Реликварий в форме маленького медальона мюнхенской работы (ок. 1600 г.). Горный хрусталь, эбеновое дерево, эмаль, драгоценные камни, жемчуг.
Реликварий № 12. Мощи разных святых. Доступа к ним нет и идентифицировать их не предоставляется возможным. Каждый фрагмент мощей завернут в ткань бордового цвета и имеет цедулу, на которой тушью и мелким шрифтом начертано имя того или иного святого, кому принадлежат эти мощи. Изготовлен, вероятно, в Германии ок. 1620 г. Горный хрусталь, позолоченное серебро, рисованные изображения.
Реликварий № 13. Мощи св. Севастиана (Hl. Sebastian; †oк. 288 – 300). Реликварий изготовлен ок. 1590 — 1600 гг. в Мюнхене. Эбеновое дерево, эмаль, золото, драгоценные камни, жемчуг, резное стекло. Отдельные его части выполнены из древесины груши, ореха и дуба. Реликварий (55 х 20 х 12 см) находился прежде в Богатой часовне Резиденции. Впервые он упоминается в инвентарной книге, датированной 1707 г. и хранящейся ныне в отделе рукописей Баварской Государственной библиотеки в Мюнхене. Реликварий подробно исследован и описан научными специалистами Резиденции только в 1959 г., однако в документах не сообщается о происхождении мюнхенской части мощей св. Севастиана. По одной из распространенных на Западе версий, мощи св. Севастиана были переданы Папой Евгением II аббату Гильдвину из Сен-Дени и 9 декабря 926 г. вместе с мощами св. Григория были захоронены в Сен Медарде в Суассоне. В 1564 г. эта святыня была захвачена гугенотами и выброшена в канаву с водой. Мощи были обнаружены только в 1578 г., но они были перемешаны с частями мощей св. Григория. Считается, что глава св. Севастиана находится в Эхтернахе (Люксембург). Она была передана Папой Сергием св. Уиллиброрду. Другие части мощей этого святого были рассеяны по всему миру. Св. Севастиана, одного из самых почитаемых в средние века на Западе святых, считающегося покровителем кузнецов и специалистов других ремесел, западные христиане призывали во время заболевания чумы, эпилепсии и болезни скота, а также в борьбе с врагами религии.
Реликварий № 14. Мощи католического святого Яна Непомуцкого ( Иоанн Непомук; Hl. Johannes Nepomuk; ок. 1350 – 1393) – чешского святого мученика, священника. Реликварий-дароносица мюнхенской работы 1740 г. Золото, эмаль, бриллианты.
Реликварий № 15. Мощи равноапостольной Марии Магдалины, св. великомученицы Варвары, св. императрицы-монахини Кунигунды Люксембургской (ок. 980 – 1033 или 1039); (Hll. Magdalena, Barbara, Kunigunde). Реликварий в форме пирамиды, состоящий из трех частей, (29,5 х 17, 5 х 12,5 см) изготовлен в 1580 – 1590 гг. в Аугсбурге или Мюнхене. Эбеновое дерево, отдельные части реликвария выполнены из дерева груши, ореха и дуба. Золото, эмаль, рубины, жемчуг, гравированное стекло.
Мощи св. равноапостольной Марии Магдалины – в стеклянном корпусе, св. великомученицы Варвары – в основании, а мощи католической святой Кунигунды Люксембургской – в центре.
По преданию, св. Мария Магдалина преставилась и была погребена в Ефесе (Малая Азия). В IX веке при императоре Льве VI Философе (886–912) нетленные мощи св. Марии Магдалины были перенесены в Константинополь. Полагают, что во время крестовых походов они были увезены в Рим, где и покоились в храме во имя святого Иоанна Латеранского. Папа Римский Гонорий III (1216 –1227) освятил этот храм во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. Часть ее мощей находится во Франции, в Проваже близ Марселя. Части святых мощей cв. Марии Магдалины хранятся в различных монастырях Святой Горы Афон и в Иерусалиме. Католическая церковь считает местонахождением мощей Марии Магдалины Латеранскую базилику, где они были положены под алтарём, освящённым Папой Римским Гонорием III в её честь. Также местонахождением мощей с 1280 года считается церкви Сент-Баум и Сен-Максимин в Провансе, где, в частности, хранится её глава.
Св. Кунигунда (ок. 980 — 1033 или 1039) была супругой императора Генриха II и дочерью графа Зигфрида Люксембургского. Она вышла замуж за герцога Баварского Генриха IV (973 или 978 – 1024), который в 1002 г. стал королём Германии, а ровно через два года – императором Священной Римской империи. Их брак был бездетным. В день свадьбы, подражая Пресвятой Деве Марии и святому Иосифу, Кунигунда дала обет вечного целомудрия. Существует также и другое мнение: брак Кунигунды и Генриха был основан на взаимной любви, а в его бездетности виноваты хронические болезни супругов. Кунигунда имела влияние в решении некоторых государственных дел. Супруг официально утвердил Кунигунду в качестве равноправного соправителя «consors regnii». В 1012 г. она командовала армией, разгромившей в сражении поляков. После смерти супруга в июле 1024 г. завладела королевскими знаками отличия и до сентября 1024 г. управляла делами в Германии вместе со своими братьями — епископом Дитрихом из Меца и герцогом Генрихом Баварским. Впоследствии передала власть новоизбранному королю Германии Конраду II. В 1025 г. удалилась в основанный ею бенедиктинский монастырь Кауфунген, где в том же году была пострижена в монахини. Скончалась 3 марта 1033 г. или в 1039 г. и была похоронена в Бамбергском соборе рядом с супругом. Причислена к лику святых 29 марта 1200 года. В Бамберге имеются реликвии, связанные с ее именем: так называемый «пояс св. Кунигунды» и ее «отпечаток стопы».
В Баварском Национальном музее в Мюнхне хранится так называемая «Шкатулка св. Кунигунды» из Бамбергского собора. Изготовлена ок. 1000 г. в Скандинавии.
Экспонат № 16. Рельеф из слоновой кости «Воскресение Иисуса Христа», изготовлен ок. 1700 г. в Мюнхене. В нижней части под стеклом находятся мощи неизвестных святых. Слоновая кость, протравленное дерево черного цвета , серебро, драгоценные камни. Рама выполнена мюнхенским ювелиром Иоанном Русеном.
Экспонат № 17. Часть реликвария Святого Креста Господня с серебряными и позолоченными украшениями (ок. 1716, Рим). Представляет собой деревянное основание под Святой Крест.
Реликварий № 18. Реликвии, связанные с воспоминаниями о Тайной Вечере, Пресвятой Богородице и разных святых (Abendmahlsreliquie, Reliquien der Madonna u. verschiedener Heiliger). Здесь находится также часть волос св. апостола Петра, св. апостола и евангелиста Ионна Богослова. Изготовлен реликварий в Мюнхене ок. 1580 – 1590 гг. Эбеновое дерево, эмаль, золото, жемчуг.
Реликварий № 19. Мощи св. Елевферия, епископа Рима (Hl. Eleutherius; † ок. 175 – 189 ). Реликварий с тиарами изготовлен в 1754 г. мюнхенским мастером Максимилианом – Ульрихом Дауманном и его коллегой Францем Йозефом Антони Янсенсом (работа с жемчугом ок. 1754 –1756 гг.).
На фото этот реликварий – первый слева.
Св. Елевферий ( Eleutherius) был греком из города Никополис в Эпире, что на северо-западе Греции. Елевферий был одним из дьяконов римской церкви при Аникете и Сотере, а после смерти последнего был избран епископом. В годы понтификата Елевферия были гонения на христиан, вдохновителем которых был Марк Аврелий. Елевферий продолжил борьбу против гностиков, марционитов и ересью монтанизма. Поздние источники утверждают, что Елевферий умер 24 мая и был похоронен недалеко от места захоронения св. Петра на Ватиканском холме. День памяти святого в Католической церкви – 26 мая. В Православии его имя имеется в святцах Элладской Церкви (26 мая).
Реликварий № 20. Мощи св. Луция I, епископа Рима (Hl. Lucius; ? – 254 г.). Реликварий с тиарами изготовлен в 1754 г. мюнхенскими мастерами Максимилианом–Ульрихом Дауманном и Францем Йозефом Антони Янсенсом (работа с жемчугом выполнена в 1754 –1756 гг.).
На предыдущем фото этот реликварий – третий справа.
Луций (? – 5 марта 254) происходил из Рима. Годы его правления: 25 июня 253 – 5 марта 254 гг. Избранный епископом после смерти Корнелия, Луций вскоре сам пострадал от гонений императора Галла и был выслан из Рима. Однако вскоре Галл умер, и новый император Валериан позволил епископу вернуться в Вечный Город. С временем правления Луция связана «проблема лапси», т.е. христиан, отпавших во времена преследований Деция (249 – 251 гг.) и желавших снова примириться с христианской церковью. Луций известен своим позитивным отношением в вопросе относительно прощения грешников среди «лапси». Одна поздних и оспариваемых легенд утверждает, что св. Луций умер мученической смертью. Похоронен в катакомбах Каликста в Риме.
Реликварий № 21. Серебряный реликварий (высота – 115 см), украшенный жемчугом, драгоценными камнями и эмалью. В нем находятся реликвии, связанные с воспоминаниями о Страстях Господних:
Фото: Бернхард Граф
фрагмент Креста Господня, Kровь Спасителя, часть губки, использованной во время Распятия Иисуса Христа, шип с тернового венца Спасителя, гвоздь с Креста Господня, земля из Голгофы. Реликварий изготовлен предположительно в 1590 г. в аугсбургской мастерской ювелира Абрахама Лотера.
Реликварии №№ 22 и 23. Реликварии – рамки с неизвестными фрагментами красной и желтой материи. Изготовлены реликварии, вероятно, в Мюнхене ок. 1600 г. Эбеновое дерево, золото, эмаль, жемчуг, оникс.
Реликварии №№ 24 и 25. Мощи католического святогo Франциска Ассизского (лат. – Franciscus Assisiensis, итал. – Francesco d’Assisi; нем. – Hl. Franziskus; 1182 – 1226) – учредителя названного его именем нищенствующего ордена. Реликварии в форме дароносиц изготовлены ок. 1610 г. неизвестными мюнхенскими или аугсбургскими ювелирами. Эбеновое дерево, золото, эмаль, жемчуг.
Реликварий № 26. Мощи святителя Василия Великого (Hl. Basillius) и мощи св. Марии Египетской ( Hl. Maria Aegytica). Реликварий изготовлен ок. 1600 г., предположительно аугсбургским мастером Матфием Вальбаумом. Эбеновое дерево, позолоченноe серебро, жемчуг.
Реликварий № 27. Mощи св. Аманда, епископа Страсбурга (Hl. Amandus; ок. 290 – ок. 355), св. Амвросия Медиоланского ( Hl. Ambrosius; † 397 ), св. Франциска (Hl.Franziskus; 1182 –1226) и др. неизвестных святых. Реликварий изготовлен ок. 1600 г., предположительно аугсбургским мастером Матфием Вальбаумом. Эбеновое дерево, позолоченноe серебро, жемчуг.
Св. Аманд начал проповедовать Евангелие в Страсбурге ок. 340 года. Как епископа Страсбурга он фигурирует среди участников Сардийского собора (344 г.) и Кельнского собора (346 г.). Подробной информации об этом епископе не имеется. Его мощи были положены в соборе святого Петра, на месте которого ранее находился первый христианский храм Страсбурга.
Реликварий № 28. Реликвии, связанные с воспоминаниями о Страстях Господних и о Пресвятой Богородицe (Passionsreliquien, Reliquie der Madonna). Реликварий изготовлен в 1580 г. в Аугсбурге. Горный хрусталь, золото, позолоченное серебро, жемчуг, карнеол.
Реликварий № 29. Мощи католического святого Доминика (1170 – 1221) – (лат. Sanctus Dominicus, исп. Santo Domingo; нем. Hl. Dominikus), – монаха, проповедника, основателя Ордена доминиканцев (или проповедников). Реликварий изготовлен в Мюнхене ок. 1590 г. Мастер не известен. Золото, рубины, жемчуг, эмаль.
Экспонат № 30. Бюст св. Маврикия работы мюнхенского мaстера Христофора Ангермаира (ок. 1630 г.). Мощи св. Маврикия (Hl. Mauritius; † ок. 290). Слоновая кость, зеленый яспис, эбеновое дерево, серебро, позолота.
Св. Маврикий († ок. 290) прославен как мученик в IV веке. По преданию, он был предводителем состоящего из христиан Фиванского легиона, направленного из Фив в Галлию в помощь Максимиану. В период антихристианских гонений легион был уничтожен карательными войсками . Оставшиеся в живых 6600 солдат по приказу Максимиана были казнены в Швейцарии. Первое упоминание о св. Маврикии относится к VI—VII векам.
Реликварий № 31. Реликварий, где хранится фрагмент скатерти, якобы покрывавшей стол во время Тайной Вечери. В нем находятся и другие неизвестные реликвии, две из них из дерева. Изготовлен в Мюнхене ок. 1580-1590 гг. Слоновая кость, золото, эмаль, жемчуг.
Реликварий № 32. Реликварий-капсула. Неизвестная реликвия. Изготовлен реликварий в Италии ок. 1720 –1730 гг. Золото, бриллианты.
Экспонат № 33. Рельеф «Успение Пресвятой Богородицы» изготовлен из слоновой кости в 1700 г. неизвестным мюнхенским мастером. В нижней части под стеклом находятся мощи свв. апостолов Петра и Павла. Слоновая кость, дерево, серебро, драгоценные камни. Рамка рельефа изготовлена ок. 1770 г. мюнхенским ювелиром Иоанном Русеном.
Реликварий № 34. Мощи св. апостола Матфия ( Hl. Matthias). Реликварий изготовлен в 1622 –1626 гг. в Мюнхене мастером Стефаном Хотцером по проекту Ханса Крумпера. Позолоченное серебро, литье, драгоценные камни, части конфискованного турецкого изделия.
Экспонат № 35. Распятие из золота (литье), украшенноe драгоценными камнями и стеклом. Изготовленo ок. 1610 г. в Аугсбурге ювелиром Иоханесом (Первым) Ленкером.
Реликварии №№ 36 и 37. Мощи св. апостола Петра, cв. апостола Матфия, св. Андрея Первозванного, апостола и евангелиста Луки, св. Иакова Алфеева, апостола из 12-ти, св. апостола Варфоломея (Hll. Petrus, Matthias, Andreas, Lukas, Jakobus Minor, Bartholomäus). Реликварии-дароносицы, состоящие из трех частей, выполнены мастером Готфридом Лангом по проекту Ханса Крумпера (Мюнхен, 1626). Позолоченное серебро, золото, эмаль, резное стекло.
Литература
- Pfister P. Leben aus dem Glauben. Das Bistum Freising.1.Anfange, Korbinian, Bistumorganisation. – Lingolsheim-Strasbourg: Editions du Signe,1989.
- Райан Д. Загадки Библии.- М.: Астрель, 2011
- Rezidenz München. Amtlicher Führer. – München. Bayerische Vervaltung der staatlichen Schlösser, Garten und Seen. – München, 1966.
- Холодюк А. Мюнхен. В поисках мощей святых бессребреников Кира и Иоанна. – Мюнхен, 2011.
- Schatzkammer der Residenz München. Amtlicher Führer. – München,1992.
- Neumann H. Die Münchener Residenz. – München – London– New-York: Prestel, 2012
- Erichsen J. und andere. Die Münchener Residenz. Geschichte–Zerstörung-Wiederaufbau. – Ostfidern: Thorbeck, 2006.
- Graf B. In Gold gefasst. Edelsteine des Glaubens und der Kirche, in : Munich Show, Mineralientage München. Messekatalog. – Neumünster/Hamburg: Wachholtz Verlag, 2013.
- Melchers E. und H. Bearbeitung C. Melchers. Das große Buch der Heiligen. Geschichte und Legende im Jahreslauf. – München: Südwest Verlag, 1979.
- Giorgi R. Die Heiligen. Geschichte und Legende. Bildlexicon der Kunst. Band 2. – Berlin: Parhthas Verlag.
(окончание следует)
Часть 1. Мюнхен по числу реликвий – «Баварский Рим»