Анатолий Холодюк. Мощи под спудом в Мюнхенской резиденции. Часть 2

Анатолий Холодюк. Мощи под спудом в Мюнхенской резиденции. Часть 2

Во второй части рассказывается о Музее Резиденции, где находится «Камера реликвий», в витринах которой выставлены ценные реликварии с мощами христианских святых. В некоторых из них хранятся также и мощи католических святых, о чем важно знать российским паломникам и посетителям музея. В статье идет речь о реликвариях с 1-го по 37-й.

«Камера реликвий» в Музее Резиденции

Грандиозный дворцовый ансамбль Мюнхенской Резиденции, где жили и правили до 1918 г. баварские герцоги, курфюсты и короли, строился на протяжении более трех столетий. Самой внушительной частью ансамбля является Королевский корпус (Кенигсбау) на площади Макс-Иосиф-плац. В центре этого здания, созданного в 1826 – 1835 гг. по oбразцу флорентийских дворцов эпохи Возрождения, находится главный вход в два крупных музея. Византийские святыни, переносные алтари, древние напрестольные кресты, иконы, реликварии со святыми мощами и ценные церковно-ювелирные изделия IX–XI и XVII вв. сосредоточены в «Музее–сокровищнице» (Schatzkammer) и в «Музее Резиденции» (Residenzmuseum).

Здание Королевского корпуса Резиденции на площади Макс-Иосиф-плац. В центре здания – вход в музеи

Ценные реликвии, доставленные в баварскую столицу из Рима, хранились сначала в обыкновенных деревянных ящиках в построенной в 1607 г. по приказу герцога Максимилиана I Баварского (1573 — 1651; cына Вильгельма V Благочестивого) во дворце Резиденции «Тайной часовне–камере» ( 3, с. 143). Она находилась в так называемом «Дворе с гротами» и позднее по причине наличия в ней бесценной коллекции мощей, надежно спрятанных в дорогостоящих напрестольных и настенных реликвариях, получила другое название – «Богатая часовня».

Богатая часовня. Фото: Бернхард Граф

В годы Второй мировой войны она была сильно разрушена, однако все ее богатства были сохранены. Реставраторы в первозданном виде воссоздали стены, потолок, пол и интерьер этой «Богатой часовни».

Потолок «Богатой часовни». Фото: Бернхард Граф

Сейчас в ней находятся только имитированные реликварии, но без христианских святынь. В 1920 году в Мюнхене открылся «Музей Резиденции», куда были перенесены многие драгоценности из «Богатой часовни». Почти по соседству с ней в 1933 году появился небольшой зал «Камера реликвий», заново переоборудованный в 1958 году. Ныне эта «Камера реликвий» занимает надежно охраняемое и затемненное 95-е помещение (Raum 95) на втором этаже музейного комплекса.

Вход в «Камеру реликвий»

В ней выставлены не все реликварии и церковные сокровища из «Богатой часовни». Так, в «Музее-сокровищнице» посетителям демонстрируют «статуэтку св. Георга» ( 5, с.17), которая на самом деле зовется в справочниках «реликварием c мощами св. Георгия–Победоносца», украшавшем когда-то алтарную часть «Богатой часовни».

Реликварий с мощами св. Георгия-Победоносца.Фото: Бернхард Граф

Однако никто из чиновников администрации музеев Резиденции не может дать ответ на вопрос, имеются ли сегодня в этом реликварии святые мощи? Существует мнение, что мощи св. Георгия-Победоносца были кем-то изъяты и помещены в реликварии под номерами 52–54, которые находятся в «Музее Резиденции».

Бесценный реликварий с мощами св. Георгия изготовлен в Мюнхене между 1586 – 1597 гг. по проекту Фридриха Зустриса. Он выполнен из золота и серебра, украшен бриллиантами, рубинами, изумрудами, опалами, агатом, хальцедоном, горным хрусталем и жемчугом. Бородатое лицо святого вырезано из самшита, оно напоминает своими чертами герцога Вильгельма V Благочестивого, которому этот реликварий в качестве подарка преподнес его дядя – кельнский архиепископ Эрнст Баварский, известный в свое время меценат и ценитель искусства. Фигура св. Георгия, побеждающего змия, символизировала собою победу в Баварии апологета движения Контрреформация Вильгельма V Благочестивого над сторонниками идей протестантизма.

Баварские и итальянские церковные ювелиры в своей работе по изготовлению реликвариев для Мюнхенской Резиденции помимо золота и серебра часто использовали слоновую кость и черное эбеновое дерево, упоминаемое в Священном Писании и относящееся к одним из самых ценных древесных пород. В числе украшений использовались «12 традиционных драгоценных камней», упоминаемых в текстах Священного Писания: Исх 28:15-21 и Иез 28:12 (8, с. 184–222). Мастера–ювелиры часто украшали свои работы не граненными, a отшлифованными камнями овальной или шаровидной формы. Изумруды, сапфиры и гранаты обрабaтывалиcь способом кабошон, при котором камни, заключенные в золотую оправу имели гладко выпуклую и отполированную поверхность без граней. Широко использовали церковные мастера в украшении реликвариев и мощей (особенно – глав) натуральный жемчуг разной величины. Это можно проиллюстрировать на примере мощей святого Бенно, покровителя Мюнхена и Баварии.

Мощи св. Бенно. Фото: Бернхард Граф

Хранящиеся под спудом на витринных полках «Камеры реликвий» мощи многих христианских святых ныне трудно идентифицировать из-за отсутствия в архивах Мюнхенской Резиденции каких-либо подтверждающих документов или указаний об их принадлежности. Открытого доступа ни к одному из 75 реликвариев не имеется даже у служащих музея. На самих мощах в виде костных останков выгорели от времени или совсем отсутствуют так называемые «цедулы» – пергаментные этикетки с указанием имен святых, которым они принадлежат. Чернила на пергаментных узких полосках, прикрепленных к останкам, давно выцвели.

В «Камере реликвий». Фото: Бернхард Граф

В администрации Мюнхенской Резиденции сообщили, что в функции работников ее музеев «вообще не входит изучение, содержащихся в реликвариях мощей». Сами реликварии изучаются специалистами как уникальные произведения церковно-ювелирного искусства Южной Германии и Италии. На полках «Камеры реликвий» демонстрируются не только реликварии с мощами, но и различные церковные экспонаты, внешне напоминающие своими формами реликварии или дароносицы, в которых вообще отсутствуют какие– либо мощи. Кроме того, в отдельных реликвариях находятся останки святых Католической церкви, которые трудно различить тем паломникам и посетителям, кто не владеет латинским и немецким языками. Благодаря длительному изучению старых книг о Мюнхене и богатствах его Резиденции, а также различных архивных материалов, личной переписке с сотрудником Мюнхенской Резиденции д-ром Кристианом Квайтчем и собственным изысканиям удалось составить приблизительный перечень всех тех многочисленных святых реликвий и мощей, какие находятся в каждом реликварии.

Ниже приводится полезный справочный материал для будущих паломников и посетителей «Камеры реликвий»: порядковый номер музейного экспоната, находящиеся в нем мощи и краткое описание реликвария или церковно-ювелирного изделия, иногда ошибочно принимаемого за реликварий с мощами. Кроме того, в отдельных случаях кратко рассказывается о житии и почитании малоизвестных святых, а также о мощах некоторых католических святых, что поможет русскоязычным посетителям лучше ориентироваться в «Камере реликвий».

В «Камере реликвий». Фото: Бернхард Граф

В центре «Камеры реликвий» под стеклянным колпаком находится большой реликварий (без номера). Этот двухярусный реликварий («Kindlschrein» ) из эбенового дерева установлен на специальном столике. В нем хранятся мощи (тела) святых Вифлеемских младенцев. Изготовлен он в 1611 году, а столик–подставка к нему – ок. 1626 годa. Мастер-изготовитель не известен. В реликварии использованы cлоновая кость, золото, драгоценные камни, жемчуг, оникс, стекло, золотые украшения на шелке ( 3, c. 150).

Реликварий № 1. Он представляет собою напрестольный крест-реликварий. В ячейке под стeклом находятся маленькие частицы Животворящего Креста Господня. Реликварий изготовлен из черного эбенового дерева, украшен рубинами и жемчугом (возможно, изготовлен в 1590 г. в Мюнхене). Фигуры ангелов в основании креста выполнены в начале XV века.

  Витрины на левой стороне «Камеры реликвий», где находятся реликварии с 1 по 37-й. Фото: Бернхард Граф

Реликварий № 2. Мощи католического святого – кардинала Карло Борромео (нем. – Hl. Borromäus, итал. – Carlo Borromeo; 1538–1584). Кардинал был одним из видных деятелей Контрреформации, инициатором реформы монашеских орденов. В реликварии–шкатулке, изготовленной, вероятно, в 1750 г. в Германии, использованы позолоченное серебро и горный хрусталь.

Реликварий № 3. Реликвии, представляющие собою несколько фрагментов тканых материалов, из которых якобы были сшиты одеяния и мафорий Пресвятой Богородицы. Реликварий из позолоченного серебра, украшенный драгоценными камнями и жемчугом, изготовлен в форме панели ок. 1590 г. в Аугсбурге. Его нижняя часть выполнена ок. 1625 г. мастером Матэусом Вальбаумом.

Фото: Бернхард Граф

Экспонат № 4. Корона, предназначавшаяся, вероятно, для статуи Пресвятой Богородицы, изготовлена ок. 1630/40 гг. мюнхенским мастером Стефаном Хоетцером. Золото, позолоченное серебро, эмaль, горный хрусталь, рубины, бриллианты.

Фото: Бернхард Граф

Реликварий № 5. Мощи святого Католической церкви – кардинала Карло Борромео и cвятого Православной и Католической церквей – блаженного Августина, Иппонийского (Augustinus; 354 – 430).  Маленький по размеру реликварий представляeт собой овальную рамку или медальон из позолоченного серебра. Итальянская работа, ок. 1800 – 1810 гг. Августин (Аврелий) — один из знаменитых и влиятельных отцов христианской церкви, родоначальник христианской философии истории. Христианский неоплатонизм Августина господствовал в западноевропейской философии и католической теологии до XIII века. Августин скончался 28 августа 430 г., во время первой осады Гиппона вандалами. C целью спасения останков Августина от поругания ариан-вандалов они были перенесены его приверженцами в Сардинию.Когда этот остров попал в руки сарацин, мощи выкуплены Лиутпрандом, королём лангобардов и погребены в Павии, в церкви св. Петра. В 1842 г., с согласия папы, они опять перевезены в Алжир и сохраняются там подле памятника Августину, воздвигнутого ему на развалинах Гиппона французскими епископами. Память святого отмечается Русской Православной Церковью — 15 июня, Католической церковью — 28 августа.

Реликварий № 6. Мощи свв. апостолов Петра и Павла (Petrus,Paulus). Этот маленький по размеру реликварий представляeт собою овальную рамку или медальон из позолоченного серебра. Итальянская работа, ок. 1800 –1810 гг.

Реликварий № 7. Мощи неизвестного святого. Реликварий-дароносица немецкой работы (начало XVII–го в.). Горный хрусталь, агат, хальцедон, жeмчуг, позолоченноe серебро.

Реликварий № 8. Распятие, в котором находится реликвия, связанная с воспоминаниями о Страстях Господних (фрагмент набедренной повязки Спасителя). Изготовлено распятие в Мюнхене в 1610 –1620 гг. Эбеновое дерево, воск, позолоченное серебро (литье), драгоценные камни, эмаль, слоновая кость

Экспонат № 9. Распятие. Изготовлено в Мюнхене в 1590 – 1600 гг. Эбеновое дерево, воск, драгоценные камни, эмаль, слоновая кость.

Экспонат № 10. Небольшой алтарь–ниша с «Мадонной из Лорето». Изготовлен алтарь, вероятно, в Риме во второй пoловине XVII в. Эбеновое дерево, аметист, агат и другие драгоценные камни, жемчуг, эмаль, позолоченное серебро (литье). Лорето — город в итальянской провинции Анкона, где находится «Базилика Святого дома» (Santuario della Santa Casa). Этот «Святой дом» (Санта-Каза, Святая хижина) в Лорето — одна из величайших святынь католиков и одно из самых популярных паломнических центров католической Европы.

Реликварий № 11. Реликварий в форме маленького медальона мюнхенской работы (ок. 1600 г.). Горный хрусталь, эбеновое дерево, эмаль, драгоценные камни, жемчуг.

Реликварий № 12. Мощи разных святых. Доступа к ним нет и идентифицировать их не предоставляется возможным. Каждый фрагмент мощей завернут в ткань бордового цвета и имеет цедулу, на которой тушью и мелким шрифтом начертано имя того или иного святого, кому принадлежат эти мощи. Изготовлен, вероятно, в Германии ок. 1620 г. Горный хрусталь, позолоченное серебро, рисованные изображения.

Реликварий № 13. Мощи св. Севастиана (Hl. Sebastian; †oк. 288 – 300). Реликварий изготовлен ок. 1590 — 1600 гг. в Мюнхене. Эбеновое дерево, эмаль, золото, драгоценные камни, жемчуг, резное стекло. Отдельные его части выполнены из древесины груши, ореха и дуба. Реликварий (55 х 20 х 12 см) находился прежде в Богатой часовне Резиденции. Впервые он упоминается в инвентарной книге, датированной 1707 г. и хранящейся ныне в отделе рукописей Баварской Государственной библиотеки в Мюнхене. Реликварий подробно исследован и описан научными специалистами Резиденции только в 1959 г., однако в документах не сообщается о происхождении мюнхенской части мощей св. Севастиана. По одной из распространенных на Западе версий, мощи св. Севастиана были переданы Папой Евгением II аббату Гильдвину из Сен-Дени и 9 декабря 926 г. вместе с мощами св. Григория были захоронены в Сен Медарде в Суассоне. В 1564 г. эта святыня была захвачена гугенотами и выброшена в канаву с водой. Мощи были обнаружены только в 1578 г., но они были перемешаны с частями мощей св. Григория. Считается, что глава св. Севастиана находится в Эхтернахе (Люксембург). Она была передана Папой Сергием св. Уиллиброрду. Другие части мощей этого святого были рассеяны по всему миру. Св. Севастиана, одного из самых почитаемых в средние века на Западе святых, считающегося покровителем кузнецов и специалистов других ремесел, западные христиане призывали во время заболевания чумы, эпилепсии и болезни скота, а также в борьбе с врагами религии.

Реликварий № 14. Мощи католического святого Яна Непомуцкого ( Иоанн Непомук; Hl. Johannes Nepomuk; ок. 1350 – 1393) – чешского святого мученика, священника. Реликварий-дароносица мюнхенской работы 1740 г. Золото, эмаль, бриллианты.

Реликварий № 15. Мощи равноапостольной Марии Магдалины, св. великомученицы Варвары, св. императрицы-монахини Кунигунды Люксембургской (ок. 980 – 1033 или 1039); (Hll. Magdalena, Barbara, Kunigunde). Реликварий в форме пирамиды, состоящий из трех частей, (29,5 х 17, 5 х 12,5 см) изготовлен в 1580 – 1590 гг. в Аугсбурге или Мюнхене. Эбеновое дерево, отдельные части реликвария выполнены из дерева груши, ореха и дуба. Золото, эмаль, рубины, жемчуг, гравированное стекло.

Мощи св. равноапостольной Марии Магдалины – в стеклянном корпусе, св. великомученицы Варвары – в основании, а мощи католической святой Кунигунды Люксембургской – в центре.

По преданию, св. Мария Магдалина преставилась и была погребена в Ефесе (Малая Азия). В IX веке при императоре Льве VI Философе (886–912) нетленные мощи св. Марии Магдалины были перенесены в Константинополь. Полагают, что во время крестовых походов они были увезены в Рим, где и покоились в храме во имя святого Иоанна Латеранского. Папа Римский Гонорий III (1216 –1227) освятил этот храм во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. Часть ее мощей находится во Франции, в Проваже близ Марселя. Части святых мощей cв. Марии Магдалины хранятся в различных монастырях Святой Горы Афон и в Иерусалиме. Католическая церковь считает местонахождением мощей Марии Магдалины Латеранскую базилику, где они были положены под алтарём, освящённым Папой Римским Гонорием III в её честь. Также местонахождением мощей с 1280 года считается церкви Сент-Баум и Сен-Максимин в Провансе, где, в частности, хранится её глава.

Св. Кунигунда (ок. 980 — 1033 или 1039) была супругой императора Генриха II и дочерью графа Зигфрида Люксембургского. Она вышла замуж за герцога Баварского Генриха IV (973 или 978 – 1024), который в 1002 г. стал королём Германии, а ровно через два года – императором Священной Римской империи. Их брак был бездетным. В день свадьбы, подражая Пресвятой Деве Марии и святому Иосифу, Кунигунда дала обет вечного целомудрия. Существует также и другое мнение: брак Кунигунды и Генриха был основан на взаимной любви, а в его бездетности виноваты хронические болезни супругов. Кунигунда имела влияние в решении некоторых государственных дел. Супруг официально утвердил Кунигунду в качестве равноправного соправителя «consors regnii». В 1012 г. она командовала армией, разгромившей в сражении поляков. После смерти супруга в июле 1024 г. завладела королевскими знаками отличия и до сентября 1024 г. управляла делами в Германии вместе со своими братьями — епископом Дитрихом из Меца и герцогом Генрихом Баварским. Впоследствии передала власть новоизбранному королю Германии Конраду II. В 1025 г. удалилась в основанный ею бенедиктинский монастырь Кауфунген, где в том же году была пострижена в монахини. Скончалась 3 марта 1033 г. или в 1039 г. и была похоронена в Бамбергском соборе рядом с супругом. Причислена к лику святых 29 марта 1200 года. В Бамберге имеются реликвии, связанные с ее именем: так называемый «пояс св. Кунигунды» и ее «отпечаток стопы».

В Баварском Национальном музее в Мюнхне хранится так называемая «Шкатулка св. Кунигунды» из Бамбергского собора. Изготовлена ок. 1000 г. в Скандинавии.

Экспонат № 16. Рельеф из слоновой кости «Воскресение Иисуса Христа», изготовлен ок. 1700 г. в Мюнхене. В нижней части под стеклом находятся мощи неизвестных святых. Слоновая кость, протравленное дерево черного цвета , серебро, драгоценные камни. Рама выполнена мюнхенским ювелиром Иоанном Русеном.

Экспонат № 17. Часть реликвария Святого Креста Господня с серебряными и позолоченными украшениями (ок. 1716, Рим). Представляет собой деревянное основание под Святой Крест.

 Реликварий № 18. Реликвии, связанные с воспоминаниями о Тайной Вечере, Пресвятой Богородице и разных святых (Abendmahlsreliquie, Reliquien der Madonna u. verschiedener Heiliger). Здесь находится также часть волос св. апостола Петра, св. апостола и евангелиста Ионна Богослова. Изготовлен реликварий в Мюнхене ок. 1580 – 1590 гг. Эбеновое дерево, эмаль, золото, жемчуг.

Реликварий № 19. Мощи св. Елевферия, епископа Рима (Hl. Eleutherius; † ок. 175 – 189 ). Реликварий с тиарами изготовлен в 1754 г. мюнхенским мастером Максимилианом – Ульрихом Дауманном и его коллегой Францем Йозефом Антони Янсенсом (работа с жемчугом ок. 1754 –1756 гг.).

На фото этот реликварий – первый слева.

Св. Елевферий ( Eleutherius) был греком из города Никополис в Эпире, что на северо-западе Греции. Елевферий был одним из дьяконов римской церкви при Аникете и Сотере, а после смерти последнего был избран епископом. В годы понтификата Елевферия были гонения на христиан, вдохновителем которых был Марк Аврелий. Елевферий продолжил борьбу против гностиков, марционитов и ересью монтанизма. Поздние источники утверждают, что Елевферий умер 24 мая и был похоронен недалеко от места захоронения св. Петра на Ватиканском холме. День памяти святого в Католической церкви – 26 мая. В Православии его имя имеется в святцах Элладской Церкви (26 мая).

Реликварий № 20. Мощи св. Луция I, епископа Рима (Hl. Lucius; ? – 254 г.). Реликварий с тиарами изготовлен в 1754 г. мюнхенскими мастерами Максимилианом–Ульрихом Дауманном и Францем Йозефом Антони Янсенсом (работа с жемчугом выполнена в 1754 –1756 гг.).

На предыдущем фото этот реликварий – третий справа.

Луций (? – 5 марта 254) происходил из Рима. Годы его правления: 25 июня 253 – 5 марта 254 гг. Избранный епископом после смерти Корнелия, Луций вскоре сам пострадал от гонений императора Галла и был выслан из Рима. Однако вскоре Галл умер, и новый император Валериан позволил епископу вернуться в Вечный Город. С временем правления Луция связана «проблема лапси», т.е. христиан, отпавших во времена преследований Деция (249 – 251 гг.) и желавших снова примириться с христианской церковью. Луций известен своим позитивным отношением в вопросе относительно прощения грешников среди «лапси». Одна поздних и оспариваемых легенд утверждает, что св. Луций умер мученической смертью. Похоронен в катакомбах Каликста в Риме.

Реликварий № 21. Серебряный реликварий (высота – 115 см), украшенный жемчугом, драгоценными камнями и эмалью. В нем находятся реликвии, связанные с воспоминаниями о Страстях Господних:

Фото: Бернхард Граф

фрагмент Креста Господня, Kровь Спасителя, часть губки, использованной во время Распятия Иисуса Христа, шип с тернового венца Спасителя, гвоздь с Креста Господня, земля из Голгофы. Реликварий изготовлен предположительно в 1590 г. в аугсбургской мастерской ювелира Абрахама Лотера.

Реликварии №№ 22 и 23. Реликварии – рамки с неизвестными фрагментами красной и желтой материи. Изготовлены реликварии, вероятно, в Мюнхене ок. 1600 г. Эбеновое дерево, золото, эмаль, жемчуг, оникс.

Реликварии №№ 24 и 25. Мощи католического святогo Франциска Ассизского (лат. – Franciscus Assisiensis, итал. – Francesco d’Assisi; нем. – Hl. Franziskus; 1182 – 1226) – учредителя названного его именем нищенствующего ордена. Реликварии в форме дароносиц изготовлены ок. 1610 г. неизвестными мюнхенскими или аугсбургскими ювелирами. Эбеновое дерево, золото, эмаль, жемчуг.

Реликварий № 26. Мощи святителя Василия Великого (Hl. Basillius) и мощи св. Марии Египетской ( Hl. Maria Aegytica). Реликварий изготовлен ок. 1600 г., предположительно аугсбургским мастером Матфием Вальбаумом. Эбеновое дерево, позолоченноe серебро, жемчуг.

Реликварий № 27. Mощи св. Аманда, епископа Страсбурга (Hl. Amandus; ок. 290 – ок. 355), св. Амвросия Медиоланского ( Hl. Ambrosius; † 397 ), св. Франциска (Hl.Franziskus; 1182 –1226) и др. неизвестных святых. Реликварий изготовлен ок. 1600 г., предположительно аугсбургским мастером Матфием Вальбаумом. Эбеновое дерево, позолоченноe серебро, жемчуг.

Св. Аманд начал проповедовать Евангелие в Страсбурге ок. 340 года. Как епископа Страсбурга он фигурирует среди участников Сардийского собора (344 г.) и Кельнского собора (346 г.). Подробной информации об этом епископе не имеется. Его мощи были положены в соборе святого Петра, на месте которого ранее находился первый христианский храм Страсбурга.

Реликварий № 28. Реликвии, связанные с воспоминаниями о Страстях Господних и о Пресвятой Богородицe (Passionsreliquien, Reliquie der Madonna). Реликварий изготовлен в 1580 г. в Аугсбурге. Горный хрусталь, золото, позолоченное серебро, жемчуг, карнеол.

Реликварий № 29. Мощи католического святого Доминика (1170 – 1221) – (лат. Sanctus Dominicus, исп. Santo Domingo; нем. Hl. Dominikus), – монаха, проповедника, основателя Ордена доминиканцев (или проповедников). Реликварий изготовлен в Мюнхене ок. 1590 г. Мастер не известен. Золото, рубины, жемчуг, эмаль.

Экспонат № 30. Бюст св. Маврикия работы мюнхенского мaстера Христофора Ангермаира (ок. 1630 г.). Мощи св. Маврикия (Hl. Mauritius; † ок. 290). Слоновая кость, зеленый яспис, эбеновое дерево, серебро, позолота.

Св. Маврикий († ок. 290) прославен как мученик в IV веке. По преданию, он был предводителем состоящего из христиан Фиванского легиона, направленного из Фив в Галлию в помощь Максимиану. В период антихристианских гонений легион был уничтожен карательными войсками . Оставшиеся в живых 6600 солдат по приказу Максимиана были казнены в Швейцарии. Первое упоминание о св. Маврикии относится к VI—VII векам.

Реликварий № 31. Реликварий, где хранится фрагмент скатерти, якобы покрывавшей стол во время Тайной Вечери. В нем находятся и другие неизвестные реликвии, две из них из дерева. Изготовлен в Мюнхене ок. 1580-1590 гг. Слоновая кость, золото, эмаль, жемчуг.

Реликварий № 32. Реликварий-капсула. Неизвестная реликвия. Изготовлен реликварий в Италии ок. 1720 –1730 гг. Золото, бриллианты.

Экспонат № 33. Рельеф «Успение Пресвятой Богородицы» изготовлен из слоновой кости в 1700 г. неизвестным мюнхенским мастером. В нижней части под стеклом находятся мощи свв. апостолов Петра и Павла. Слоновая кость, дерево, серебро, драгоценные камни. Рамка рельефа изготовлена ок. 1770 г. мюнхенским ювелиром Иоанном Русеном.

Реликварий № 34. Мощи св. апостола Матфия ( Hl. Matthias). Реликварий изготовлен в 1622 –1626 гг. в Мюнхене мастером Стефаном Хотцером по проекту Ханса Крумпера. Позолоченное серебро, литье, драгоценные камни, части конфискованного турецкого изделия.

Экспонат № 35. Распятие из золота (литье), украшенноe драгоценными камнями и стеклом. Изготовленo ок. 1610 г. в Аугсбурге ювелиром Иоханесом (Первым) Ленкером.

Реликварии №№ 36 и 37. Мощи св. апостола Петра, cв. апостола Матфия, св. Андрея Первозванного, апостола и евангелиста Луки, св. Иакова Алфеева, апостола из 12-ти, св. апостола Варфоломея (Hll. Petrus, Matthias, Andreas, Lukas, Jakobus Minor, Bartholomäus). Реликварии-дароносицы, состоящие из трех частей, выполнены мастером Готфридом Лангом по проекту Ханса Крумпера (Мюнхен, 1626). Позолоченное серебро, золото, эмаль, резное стекло.

Литература

  1. Pfister P. Leben aus dem Glauben. Das Bistum Freising.1.Anfange, Korbinian, Bistumorganisation. – Lingolsheim-Strasbourg: Editions du Signe,1989.
  2. Райан Д. Загадки Библии.- М.: Астрель, 2011
  3. Rezidenz München. Amtlicher Führer. – München. Bayerische Vervaltung der staatlichen Schlösser, Garten und Seen. – München, 1966.
  4. Холодюк А. Мюнхен. В поисках мощей святых бессребреников Кира и Иоанна. – Мюнхен, 2011.
  5. Schatzkammer der Residenz München. Amtlicher Führer. – München,1992.
  6. Neumann H. Die Münchener Residenz. – München – London– New-York: Prestel, 2012
  7. Erichsen J. und andere. Die Münchener Residenz. Geschichte–Zerstörung-Wiederaufbau. – Ostfidern: Thorbeck, 2006.
  8. Graf B. In Gold gefasst. Edelsteine des Glaubens und der Kirche, in : Munich Show, Mineralientage München. Messekatalog. – Neumünster/Hamburg: Wachholtz Verlag, 2013.
  9. Melchers E. und H. Bearbeitung C. Melchers. Das große Buch der Heiligen. Geschichte und Legende im Jahreslauf. – München: Südwest Verlag, 1979.
  10. Giorgi R. Die Heiligen. Geschichte und Legende. Bildlexicon der Kunst. Band 2. – Berlin: Parhthas Verlag.

(окончание следует)

 Часть 1. Мюнхен по числу реликвий – «Баварский Рим»


Опубликовано 08.11.2013 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter