Протоиерей Александр Ранне. Апостол и евангелист Иоанн Богослов – апостол любви

Это он стоял у Креста Христова. Это ему Господь вручил Свою Мать, которая стала жить в его доме. Это он вместе со своим братом просил Христа огонь с небес на город, который не принял его Божественного Учителя и услышал в ответ «не знаете какова вы духа» (Лк 9:55). И вот в конце своей жизни, уже будучи глубоким старцем, он должен был пережить гонения на христианскую Церковь, когда убивали и мучили уже его любимых учеников.

И в то же самое время, несмотря на все пережитое, он оставался апостолом любви. Он проповедовал для тех, кто не видел, не осязал, не слышал его Господа. Но тот, кто хотел и искал, мог услышать из его уст, из его слов все, что некогда он услышал и уразумел, а потом осознал в своей долгой жизни. Его возвещение истины все было как бы исполнено в двух образах – образах света и тьмы. Так начинается его Евангелие, об этом мы читаем в его посланиях, об этом же, об этой борьбе Истины и зла, Света и тьмы читаем и в последней, страшной, но великой книге Откровения Иоанна Богослова.

Эта борьба продолжалась после Христа в мире, она была возвещена всем его ученикам. И он — этот апостол любви — призывает всех ходить во свете Христовом, ибо Бог есть дух и поклоняющиеся Ему должны поклоняться «в духе и истине» (Ин 4:23). Но Истина есть сам Христос, Истина есть воплощенная Любовь. Истина живет в сердце каждого человека, если человек родился «от воды и Духа» (Ин 3:5).

И эта проповедь заставляет нас подумать о том, каким же на самом деле мог выглядеть Господь наш Иисус Христос. Ведь мы видим на иконах такие разные Его лики. В зависимости от того какую жизнь, какое переживание ощущал тот или иной иконописец, что он читал, что в жизни его было самым главным, он изображал Спасителя или благостным, простым, или внутренне сосредоточенным и даже иногда гневным.

В ту страшную ночь в Гефсиманском саду, когда пришли арестовывать Христа, эти люди с факелам и дрекольями, увидев Его, пали перед Ним на колени. Вот этот образ величия, внутренней сосредоточенности, может быть, даже огненного взгляда на этот несовершенный мир, погрязший в грехах — это воплощенная Любовь, которая страдает, уже сейчас понимая, почему Он пришел на землю, и что должно Ему умереть, и что поэтому пути должны будут пройти Его ученики и все те, кто будет искать именно истину жизни. Ибо эта истина в том, чтобы любить, даже страдая, а не в том, чтобы благополучно переживать свои короткие дни, забыв о любви, не пережив самое главное — эти муки ради других. Ведь любовь на самом деле есть очень простое чувство — чувство стремления жить в Божественной Истине. Чувство и мужество переживания верности по отношению к этой истине, и всегдашнее несение креста, готовности к жертвенности. Все это говорит нам о том, что есть Слово Божие, обращенное к миру, и в этом сложном мире, исполненном различных искушений, развлечений, блесткости внешней, на самом деле светит свет Любви, свет воскресшего Христа.

Христос Воскресе!

Проповедь доцента СПбПДА протоиерея Александра Ранне, произнесенная в домовом храме СПбПДА на Божественной литургии в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова 21 мая 2012 года.


Опубликовано 08.10.2013 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter