22 декабря 2011 г. в библейском кабинете прошло заседание секции «Богословие и библеистика» в рамках конференции молодых ученых «Бог. Человек. Мир», организованной совместными усилиями Русской христианской гуманитарной академии и СПбПДА.
В ходе конференции прозвучало несколько докладов:
Добыкин Д.Г., кандидат богословия, преподаватель академии. «Мнение свт. Феофана Затворника о Синодальном переводе Ветхого Завета».
Автор в своем докладе привел мнение авторитетного святителя по поводу Синодального перевода, в частности то, что свт. Феофан Затворник считал еврейский текст поврежденным. Он не таков, какой был первоначальный, текст был изменен масоретами. Святитель предпочитает греческую Библию, а не поврежденную еврейскую. Более всего он выделяет перевод Семидесяти, который не был подвержен изменениям, им пользовались и апостолы и святые отцы. По мнению святителя, для устранения неясностей в тексте нужно «…сесть и перетолковать всю Библию по семидесяти толковникам (LXX)».
Лозовский В.В., аспирант библейского отделения академии. «Концепция идеального государства по кумранскому Храмовому свитку».
Согласно свитку, идеальный храм представляет собой архитектурный архетип идеального государства. Храм является местом встречи Бога с человеком. Весь храмовый комплекс превращает город в святилище. Автор свитка выделяет 7 сфер освящения Израиля. Земля Израиля, как квадрат, в каждой из сторон которого колена израилевы занимают свое особое место, храм находится в центре, освящая тем самым весь народ. Такое расположение представляется как идеальное государство с центром в храме. При царе должен был быть совет из 12 князей, 12 священников и 12 левитов. Царь является гарантом справедливости, должен соблюдать Тору, и тогда с ним будет Бог.
Филонов П., аспирант богословского отделения академии. «Бог и мир в философии Льва Шестова».
Доклад посвящен одному из самых парадоксальных философов-экзистенциалистов рубежа XIX-XX веков — Льву Шестову. Философ напоминает, что научное знание, предоставляя человеку господство над окружающим миром, загоняет человека в прокрустово ложе логической непротиворечивости, лишает человека свободы и личности, низводит Бога в двумерную плоскость человеческих понятий о Нем. Лев Шестов против господства разума над человеческой природой. Он ищет такой мир, «где не нужно уже бороться против самоочевидностей и принудительных истин, ибо там истина не принуждает, а сотворенная Богом, как все в мире, и потому благостная, подчиняется, служит Богу и человеку».
Резниченко Г., студент II курса магистратуры СПбПДА богословского отделения. «Богословское осмысление научно-технического прогресса (на примере теологии Ю. Мольтмана)».
Докладчик рассказал о богословской рефлексии немецкого теолога Ю. Мольтмана на научно-технический прогресс. Он видит диалог между богословием и наукой в том, что богословие может выработать этические критерии, которые бы позволили направить науку в русло личной ответственности. Наука – не просто коллекция фактов, но это поиск мудрости в окружающем мире, обусловленный удивлением ученого перед своими открытиями.
Волков А., студент II курса магистратуры СПбПДА библейского отделения. «Дом на склоне Холма 2 в Эфесе (Terrace House 2) в свете современных археологических исследований и его значение для экзегезы Священного Писания».
В докладе прозвучала краткая история археологических раскопок в Ефесе. Главной темой доклада было детальное описание объекта “Дом на склоне Холма 2”. Автор уделил особое внимание истории раскопок этого памятника, были сделаны предположения о его датировке. Затем прозвучали выводы о значении археологии для экзегезы Священного Писания Нового Завета. Рассказ сопровождался мультимедийной презентацией, материалы которой были собраны в ходе церковно-археологической поездки по территории Малой Азии (Турция) в 2011 году.
Ротко Е., священник, студент II курса магистратуры СПбПДА библейского отделения. «Хиастическая структура книги Премудрости Соломона».
Согласно докладчику, одной из литературных форм книги Премудрости является ее хиастическая структура. Смысл хиазма: автор передает основной смысл, который находится внутри текста. Хиазм позволяет вникнуть в смысл текста, используя концентрический параллелизм. Книга Премудрости Соломона делится на 3 части: эсхатология, мудрость, история. В первой части показываются пути праведного и неправедного; во второй — мудрость, которая является посредником между Богом и его творением; в третьей — описание сущности идолослужения, идолы ничто, и служение им является концом для человека. Вывод автора доклада: хиазм интересен для изучения и полезен для экзегезы Св. Писания.
Пресс-служба СПбДА