25 января 1721 года Петр I издал манифест об учреждении «Духовной коллегии, то есть Духовного соборного правительства». 14 февраля того же года отслужили молебен в Троицком соборе Александро-Невской лавры, после которого состоялось открытие новой коллегии.
В 1700 году умер патриарх Адриан, который был сторонником русских традиций и неохотно отзывался о реформах Петра I. Уже в начале патриаршества, Адриан столкнулся с прозападными взглядами русского царя. Он сделал замечание, на что царь резко одернул святейшего и отстранил от участия во всех государственных делах. У Царя с патриархом позже произошло еще несколько столкновений взглядов, но кроткий первоиерарх церкви не смог аргументировано обосновать свою точку зрения. Так Святейший Адриан потерял свой авторитет в глазах царя и всего народа. Он не только перестал участвовать в государственных делах, но и полностью соглашался с царем в делах церковных. Патриарх перестал писать свои обращения к народу, а со второй половины патриаршества он не пишет ни окружных грамот, ни поучений, ни посланий, ни наставлений.
После смерти патриарха Адриана, Петр I не спешит избирать нового, а всего лишь назначает местоблюстителя митрополита Рязанского Стефана (Иворского). Изначально у царя не было планов создать Синод, он просто боялся ошибиться в своем выборе. Ведь если бы Церковь избрала на патриаршество сильную личность, которая могла бы противостоять молодому царю и его реформам, то Петру I бы в своем царствовании пришлось тяжело проводить преобразования. Поэтому русский царь решил повременить с этим.
В 1718 году митрополит Стефан просит перевести его из Петербурга в Москву, откуда бы было легче управлять Московской и Рязанской епархиями. Царь же ответил резолюцией на прошении: «А для лучшего впредь управления мнится быть Духовной коллегии, дабы удобнее такие великие дела исправлять было возможно».
Епископу Псковскому Феофану (Прокоповичу) было поручено составление проекта учреждения Духовной коллегии. К февралю 1720 года проект под названием «Духовный регламент» был готов. Царь просмотрел «Регламент» и внес в него исправления. «Регламент» разделен на три части:
- «Описание и важные вины такового управления»;
- «Дела, управлению сему подлежащие»;
- «Самих управителей должность, действо и сила».
По этому поводу хорошо высказался протоиерей Георгий Флоровский: «рассуждение, а не уложение… Это скорее объяснительная записка к закону, нежели самый закон… В нем больше обличений старины, чем прямых положительных постановлений»[1]. В этом регламенте говорилось о том, чтобы учредить Духовную коллегию вместо одного Патриарха. Конечно же, это объяснялось благородными целями, что коллегия может быстрее и беспристрастней решить дело, что в нее будут входить люди, которые будут иметь высокий авторитет, и, следовательно, она более авторитетна, нежели патриарх. И, как ни странно, указана здесь главная причина упразднения патриаршества – эта коллегия не опасна для самодержавия: «Простой народ не ведает, како разнствует власть духовная от Самодержавной, но великою Высочайшего пастыря честию и славою удивляемый, помышляет, что таковый правитель есть то вторый Государь, Самодержцу равносильный, или и больши его и что духовный чин есть другое и лучшее Государство»[2]. 23февраля 1720 года документ был вначале отправлен на обсуждение и доработку в сенат, а только после показан освященному собору из шести архиереев: митр. Рязанского Стефана (Яворского), митр. Смоленского Сильвестра (Холмского), архиеп. Нижегородского Питирима (Потемкина), еп. Тверского Варлаама (Коссовского), еп. Карельского Аарона (Еропкина), еп. Псковского Феофана (Прокоповича), и трех архимандритов. Затем под давлением власти Собор подписал этот документ, а те, кто не был на соборе, подписались позднее. 87 подписей стояло под этим документом. 25 января 1721 года Петр I издал манифест об учреждении «Духовной коллегии, то есть Духовного соборного правительства». 14 февраля того же года отслужили молебен в Троицком соборе Александро-Невской лавры, после которого состоялось открытие новой коллегии. Тут же поднялся вопрос, как молитвенно возглашать этот церковный и государственный орган? Ведь слово «Святейший коллегиум» звучал бы неблагозвучно. Здесь предлагались разные варианты, и все же остановились на греческом слове «синод» — Святейший Правительствующий Синод. Изначально главой синода был президент, которым стал митр. Стефан. Но спустя год указом император учредил должность обер-прокурора, должность которого должен был занимать военный человек, и о деятельности духовной коллегии докладывать лично императору. Президент уже никак не влиял на деятельность данного института. После смерти митрополита Стефана Иворского в 1722 году эту должность устранили.
В 1721 году, осенью, император Российской Империи обратился к Константинопольскому патриарху Иеремии III, чтобы тот признал Синод Русской Церкви. Ответ пришел через два года. В нем вселенский Патриарх признает Святейший Синод своим братом во Христе, который имеет власть: «творити и совершати елико четыре апостольские Святейшие Патриаршие Престолы»[3]. Такие грамоты были получены и от других поместных церквей. Так Синод получил Высшую власть в Церкви, но эту власть он мог совершать только с благословения и разрешения государя. Вплоть до 1917 года все постановления начинались следующими словами: «По указу Его Императорского Величества».
Так начался почти двухсотлетний Синодальный период Русской Православной Церкви. Период, когда Церковь лишилась своей независимости, полностью подчинившись государству, ставши одним из его аппаратов. Это период церковной несвободы, когда проповеди подвергались жестокой цензуре, а порой и запрещались. Это период, когда на управление Церкви влиял обер-прокурор – светский человек, порой не знакомый или даже чуждый православным традициям. Но в то же самое время это период расцвета духовного образования в России. Уже в XVIII веке в Российской Империи насчитывалось четыре духовные академии, 46 семинарий. Одно из главных направлений церковной деятельности этого периода было миссионерство. Оно развивалось необычайно быстро, а подвигами и самоотверженностью проповедников-миссионеров стоит только восхищаться. К России присоединялись новые земли, и число паствы росло и приумножалось благодаря именно этим проповедникам и их деятельности. Именно в этот период – в синодальную эпоху – явилось великое множество святых, монашество возродилось, и приумножились угодники Божии такие как: святители Тихон Задонский, Филарет и Иннокентий Московские, Феофан Затворник, преподобные Паисий (Величковский) и Амвросий Оптинский, святой праведный Иоанн Кронштадтский, святая блаженная Ксения Петербургская.
[1] Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия. Париж, 1937, стр. 84 [2] Духовный регламент 1721 года. Е-mail: http://www.krotov.info/acts/18/1/1721regl.html [3] Царская и патриаршие грамоты об учреждении Святейшего Синода. СПб., 1900. С. 3