«Всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6:12)
1.
Диалектика сильна вывести нас за пределы логики!
А вместе с тем, диалектика способна быть инструментом логики.
Движение способно привести к неподвижному; и при этом, само став неподвижным, остаться движением.
Диалектика есть то, что в конце концов не может удержаться в пределах логики.
Диалектика апофатична!
А логика являет нам образ Самого Логоса – Бога Слова!
Логика очевидна, катафатична, открыта, блистательна.
Божественная логика, Божественный алогизм, Божественная диалектика, Божественная неподвижность, Божественное простирание, Божественная очевидность, Божественная тайна! – как это всё удивительно и близко, и недосягаемо одновременно.
Однако всё это – лишь слова, слова… Что же наполняет «пространство» — то, которое пребывает за пределами громких слов?..
Диалектика человеческого сердца и человеческой жизни – вот предмет, достойный во всех отношениях нашего внимания.
Если мы скажем: «Логика человеческого сердца и человеческой жизни…» — то, не правда ли, выйдет абсурд и недоразумение?!
Какая уж тут логика!
То ли дело – диалектика!
Она-то и есть истинная хозяйка в нашем доме, во всех наших внутренностях, в наших отношениях – к себе, близким, дальним, миру, Богу…
2.
Вот… Человек начинает свой путь по жизни; совершается какое-то неуловимо первое, второе… чувство, желание, наконец, слово… И всё это происходит среди невидимого, но сложнейшего процесса внутренних нам, разнонаправленных, действующих по непонятным законам, неуловимых движений, как бы испытывающих на прочность самих себя; стремящихся, ни то поработить свою природу, ни то освободить её от этого рабства.
Человек хочет закричать – и молчит. Хочет молчать – говорит без умолку. В одиночестве устаёт, а среди людей испытывает одиночество – и опять устаёт. Хочет пойти направо – а получается налево. Хочет прямо – катится вспять. Хочет вспять – как бы растворяется в воздухе. Хочет раствориться – на него весь мир наваливается многотомной тяжестью земного шара и всех планет, звёзд и галактик.
Он ничего не знает!
Или он знает очень немногое.
А иногда знает, что он ничего не знает.
Или только подозревает об этом.
Или, чаще, не знает и этого, и тогда миражи обступают его со всех сторон. Миражи, образы, слова, мысли… А быть может, дела, поступки – не совершённые, не открытые в себе, не проговорённые, не живые… Или зияющая пустота – этот мираж неподвижности и покоя, что приходит на смену миражей образов и дел…
Всё это – не Божественная диалектика!
Всё это – трагическая аномалия жизни!
Такая странная вещь, но вместе с тем, нечто неизбежное. Или почти неизбежное. Или совсем не неизбежное, но такое, чего избежать трудно, но в принципе возможно. Возможно ли?.. Полагаете, что возможно?.. Но как?!
3.
Человек трудится – и не устаёт. Не устаёт?.. Устаёт – но продолжает трудиться. И живёт – и умирает – и вновь живёт… Он борется – и побеждает – и не побеждает – и вновь побеждает. И тратит силы – а они прибавляются. И восстанавливает силы – а они убывают.
Всё нелогично в его жизни, хотя и пронизано логикой – поступков, дел, рассудка, чувств.
Человек свободен – и этой свободой неизменно и почти бесконечно преодолевает гнетущую его несвободу. И не остаётся на месте, с трудом продвигается вперёд, хотя, казалось бы, движется вспять! Делается лучше – и становится хуже. Делается прекраснее – и становится отвратительнее. Делается чище – и становится грязнее.
Человек был и остаётся рабом – рабом греха, рабом Божиим, рабом самого себя, рабом необходимости… рабом Свободы…
Рабом Свободы?!
Это какой-то неимоверный парадокс человеческой жизни, желающей выпрыгнуть из реальности нереального бытия, из несущественного – в сияние лучей Сверхсущности; из рабства – в свободу; из унижения – в славу.
Человек был и остаётся сыном, братом, другом…
4.
Логика слов способна настолько утратить свою силу, что приобретает силу невидимого!
И нимало не смущается такой несообразностью!
Так и человек!
Идёт по воде – и не тонет. Говорит – и звуки его слов погружают в молчание. Молчит – и ты ощущаешь себя собеседником. В тесном склепе он не чувствует себя одиноким; а среди толпы остаётся один, но и в этом одиночестве он способен объять весь мир. Отдаёт своё – и к нему утраченное возвращается несметным богатством. Живёт – и не насыщается жизнью. Хочет отдать себя всему миру, и отдаёт, и жизнь кажется ему прекрасной…
Он, несомненно, знает очень многое!
Или даже всё, по слову одного древнего оратора .
Или, по крайней мере, он знает самого себя. А это, согласитесь, совсем не мало.
Впрочем, способен, ли хоть какой-либо человек знать себя до конца?! Наверное, не способен; но и старание будет вменено в заслугу, если жажда самопознания поселилась в сердце человека.
Такова диалектика человеческого сердца.
Но и это – ещё не Божественная диалектика, которая поистине несообразна ни с чем!
Диалектика неподвижности.
Диалектика непоколебимости.
Неизменное движение Божества.
5.
Что же сказать нам о том, что столь таинственно само по себе, что едва допускает прикосновение – да и то – прикосновение не грубых слов и дел, не пера и бумаги – но таинственного и уподобившегося ему сердца человека!
Поэтому мы не можем говорить…
И не можем молчать…
А если что и окажется возможным, то – найти образ, вид, символ Неизобразимого, Безвидного и Превышающего всякую реальность.
Абсурдно превышающее границы земной логики!
Единица никогда не будет равна трём.
А неслитное не станет нераздельным.
Смерть не равна жизни,
А молчание – слову.
Очевидное – запредельному.
Ясное – таинственному.
Тьма не есть свет, а между тем, свет может являться тьмою.
Грешник и праведник – это совершенно разные люди, а между тем, оба они уживаются в одном человеке.
Всё прекрасное абсурдно – ведь оно превышает границы логики!
Но и это всё – ещё не Божественная диалектика!
Это её образ.
6.
Но существует и оборотная сторона медали.
Когда часть представляется целым!
Или когда целое низводится до части!
Когда одно слово или мысль, или помышление, принимает вид, неподобающий его рангу и чину. Когда логика человеческого ума воображает себя безграничностью, а сам ум полагает собственную силу мерою всех вещей. Бедный ум! Он забывает, что «совершенная» логика человека отнюдь не совершенна. Потому что сам человек несовершенен!
Такая логика разрушительна; и её образ – не образ Слова.
Но диалектика, применённая как инструмент такой логики, обладает ещё большей разрушительной силою.
Диалектика способна вершить историю!
Диалектика разрушения предлагает себя обольстительным суррогатом добра. Неспособная к созиданию, она ведёт к энтропии логики, к постепенному угасанию всякого смысла, к торжеству бесплодной и пустой формы. Обличение неправды становится сугубой ложью – это ум человека исступлённо дробит разбитое зеркало жизни.
Недаром сказано: «Слово человеческое – гибкая и очень опасная вещь!»
7.
И – вот – мы спотыкаемся об эти грабли миллионы раз – и не умнеем.
Раскачиваем маятник человеческого слова – и не способны остановиться.
Боремся со слепыми превратностями судьбы – и оказываемся побеждены собственной глупостью.
Склоняемся перед призраком истины – и одолеваем лишь призраки ветряных мельниц.
Побеждаем и побеждаемся – но и наша победа, и наше поражение оказываются губительны! Мы забываем о Божественной диалектике высшего смысла, привязываем себя к красоте слов, которые бесспорно прекрасны, но становятся безобразны в наших устах… И тем самым, сами того не замечая, в самих себе, стремимся пленить истину – и неизменно оказываемся в плену у лжи.
Мы воображаем себя гениями – и остаёмся глупцами. И становимся ещё глупее, чем были, гордостью порождая свою глупость.
Гордость прикидывается смирением и одолевает человека, одолевает народы, поколения, целые эпохи. Гордость оставляет человека одного – часть без целого! – и его слово – такое же одинокое, но возомнившее себя всем! – разрушает устои, низвергает государства, насаждает ненависть, вражду и страх, проливает кровь…
Одно слово! – омрачает дух целых народов.
Одна идея! – убивает миллионы.
Один звук! – раскалывает вселенную.
8.
И вместе с тем, существует один удивительный, но непреложный факт!
Мир устремляется к смерти – но движется к Жизни.
Тайна беззакония разворачивается во времени и уже полагает себя пределом бытия … но она не способна понять, почему этот замысел никогда не осуществится.
Всё созидается Словом… и рушится словом. Движения малейшей пылинки достаточно, чтобы остановить время! Но оно не остановится. А когда остановится, то это произойдёт не по мановению волшебной палочки и не по наитию злого духа разрушения, а только потому, что диалектика Жизни подойдёт к своему земному пределу, где прекращается всякая жизнь – и начинается Жизнь, где прекращается всякое слово – и вновь начинается Слово, где всё достигает своего предела – и переходит в Беспредельность, где «будет Бог всяческая во всём!» (1 Кор. 15:28), и наши земные слова не то, чтобы потеряют свой смысл, но, можно полагать, приобретут нечто такое, что совершенно недоступно в наши дни и для нашего ума (как бы мы ни старались!) ни описать, ни помыслить, ни вообразить…