По сути человек, наполняющий свою жизнь суевериями и страхами, подчиняет себя добровольно мнимым и придуманным им же самим причинно-следственным связям, при этом связям слепым и неразумным. Он делает свою жизнь подобной жизни животных, которые всецело детерминированы, т.е. определены окружающей их реальностью, природной жизнью.
(аналитическая заметка)
Каков механизм возникновения суеверий? Почему жизнь человека, обладающего свободой, творческой энергией, т.е. способностью начинать новый причинно-следственный ряд, не происходящий из прежних условий и обстоятельств, оказывается вдруг связанной и как будто на прямую зависящей от множества мелких и ничтожных по своей сути случаев его жизни? (Напр., черная кошка, разбитое зеркало, просыпанная соль и мн. др.) Для ответа на этот вопрос необходимо учитывать следующее. Во-первых, человек, хотя и обладает разумом и свободой, чем собственно и обнаруживает в себе образ Божественного, т.е. высшего по отношению к миру образа бытия, всецело реальностью не обладает. Он есть бытие условное, не имеющее причину и источник существования в самом себе, а потому и зависящее от внешних условий и обстоятельств, ограниченное наличием бытия, которое ему не подвластно и которое может оказывать негативное воздействие на его жизнь.
А во-вторых, человеку свойственно стремление избегать страданий, стремиться к счастью, т.е. к максимально комфортному состоянию своего бытия как на физическом, материальном уровне, так и на уровне психологическом, духовном. Но жизнь человека в целом это череда перемен, с одной стороны, требуемого всем его существом счастливого состояния, а с другой, страданий. Причем последние по своей интенсивности и продолжительности гораздо сильнее первого.
И вот, анализируя реальность, разум человека пытается определить источник и причину нежелательного для себя. Но, омраченный грехом и одержимый страстями, он зачастую совершает ошибку, примитивно и просто объясняя свою жизнь, увязывая ее с теми или иными происшествиями в реальности никак не связанными с действительными основаниями своего бытия. По сути человек, наполняющий свою жизнь суевериями и страхами, подчиняет себя добровольно мнимым и придуманным им же самим причинно-следственным связям, при этом связям слепым и неразумным. Он делает свою жизнь подобной жизни животных, которые всецело детерминированы, т.е. определены окружающей их реальностью, природной жизнью. Вместо того, чтобы признавать бытие Бога, Который есть совершеннейшая, всемогущая, всеведущая, всеблагая Личность, Который является источником существования человека, неизменно любящим и промышляющим о нем; вместо того, чтобы признавать самого себя образом этого всесовершенного бытия, имеющим великие цели и задачи для своей жизни, которые состоят в достижении бесконечного совершенства через непосредственное приобщение к Божественной реальности, человек предпочитает в лучшем случае жизнь млекопитающего, тщательно заботящегося о сохранении своего настоящего состояния.
Между тем, такая жизнь для человека есть самообман и логическое противоречие. И возникает вопрос: в чем же причина такого стремления человека к парадоксальному и иллюзорному существованию? Почему человек в своей жизни так уродует и извращает присущее ему стремление к совершеннейшему бытию? Главная причина, на наш взгляд, заключается в гордыни человека, которая есть жажда самодостаточного бытия, бытия без Бога, которая есть эгоистическое утверждение самого себя по отношению к окружающему миру, стремление все подчинить себе для обеспечения своего бытия. Иллюзия такой жизни заключатся в том, что как бы человек ни пытался обеспечить свое комфортное существование, реальность так и остается ему неподвластной до конца, потому что итогом жизни человека является смерть, часто внезапная и в лучшем случае как медленное, но непреодолимое угасание жизни.
Единственным способом преодоления смерти, изменчивости своего существования, для человека является приобщение к тому, что неизменно, что есть всегда и не может не быть. И такая жизнь есть Бог. Поэтому человек в своей жизни должен познать самого себя, действительный характер своего бытия, а не уничижать и не обременять пугливо свою жизнь всевозможными приметами, слухами и домыслами. Как ни странно, суеверия и страхи способны наполнять и жизнь церковного человека. Для нас часто церковная жизнь сводится к тщательному, скрупулезному исполнению обрядовых предписаний, когда затмевается живая религиозная вера. Если обряд становится альфой и омегой жизни во Христе, то неминуемо происходит искажение этой жизни, так как подлинное содержание ее так и остается невоспринятым (достаточно вспомнить события раскола в Русской церкви).
Так стоит ли обманчиво пытаться руководить тем, что неподвластно тебе изначала? Не проще ли доверить свою жизнь Богу, впустить Его в свою жизнь, сделать Его частью своего бытия и этим приобрести подлинные основания своего существования?
Не правильнее ли и разумнее будет сказать себе, что никаких примет и вовсе не существует, а есть Промысел Божий о человеке и свободная воля самого человека, способная быть или доброй, или злой?
Поэтому необходимо устремиться к живому и реальному соединению с Богом, Который как Абсолютный, только и есть единственный источник и основание всякого бытия. В этом заключается подлинный и глубочайший смысл религии и бытия Церкви Христовой, которая через свои таинства предлагает человеку всё необходимое для достижения цели смысла его существования.
Опубликовано: журнал «НЕвский БОгослов» № 9