Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
«Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог». Эти слова были сказаны пророком Исаией царю Ахазу. После грехопадения прародителей Адама и Евы, Господь дает завещание о Спасителе мира. Пять тысяч лет богоизбранный народ ждал исполнения обетования. И вот оно свершилось. С момента явления ангела Дeве Марии начинаeтся совeршенно новая страница в жизни человечества. Именно c этого момента начинается евангельская история. Пречистая становится той самой дверью, через которую войдет Христос Избавитель мира.
События Благовещения описаны единственным евангелистом – апостолом Лукой. Итак, город Назарет, расположенный в Галилее — северной области Иудеи. Здесь поселились Мария и праведный Иосиф. Именно тут и происходит событие Благовещения. Архангел Гавриил, посланный Богом к Деве Марии с вестью о грядущем рождении от Нее Спасителя мира. Явившись Ей, архангел приветствует ее словами “Радуйся, благодатная, Господь с Тобою. Благословенна Ты в женах”. Вслед за этим приветствием Гавриил возвещает Деве Марии спасительную всему миру радость, что Она обрела величайшую благодать у Бога — быть Материю Сына Божия. Мария, увидев в словах ангела волю Божью, произносит: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». Когда Дева Мария произносит свое согласие, это и есть миг девственного (непорочного) зачатия; как при сотворении мира слово Бога «да будет» приводило создания к бытию, так Ее слово «да будет» низводит Бога в мир.
По толкованию священномученика Иринея Лионского, начиная со II века Благовещение рассматривали как первый акт искупления в христианской истории, в котором послушание Девы Марии уравновешивает непослушание Евы. Мария становится «новой Евой». Блаженный Иероним выразил эту тайну в нескольких словах: «смерть — через Еву, жизнь — через Марию». А епископ Афанасий Антиохийский считал, что день Благовещения совпадает с днем, когда был сотворен Адам, ведь согрешивший человек в лице Адама должен быть воссоздан в лице Иисуса Христа в один и тот же день года. И как некогда через Еву произошло отпадение, так через Марию становится возможным примирение человека с Богом.
По словам митрополита Сурожского Антония, слово “раба” в современном нашем словоупотреблении говорит о порабощенности; в славянском языке рабом называл себя человек, который свою жизнь, свою волю отдал другому. Как не хватает каждому из нас хоть сотой доли этой верности, этой преданности Богу, этого Рабства с большой буквы, о котором говорит Пресвятая Дева Мария. Величайший образец смирения – Её беседа с архангелом Гавриилом. Сила духа – это сила смирения. Некоторые ошибочно полагают, что смирение – это отстранение от борьбы за лучшее или некая пассивность. Напротив, смирение – это самая активная позиция, которая есть в жизни, потому что смирение – это абсолютное самообладание. Самообладание вопреки сомнениям и страху. Смирение – это диалог с Богом, в котором человек учится слышать и слушать, различать и понимать действие Божие в наших повседневных делах.
Часто бывает в разговоре с людьми, когда один слушает другого, но при этом совсем не старается понять собеседника. И пока второй говорит, первый уже придумал, что ответить и просто ждет, пока тот закончит. Каждый говорит о своем. Так и в своих молитвах и поступках мы не стремимся смиренно услышать Божии спасительные слова, не принимаем Евангелие в сердце, но оставляем их на периферии своего сознания.
Пресвятая Богородица преподала нам самый главный урок в жизни – урок внимательности к Богу, смиренной тишины внутри сердца, в котором нет гула и гама страстей, в котором Свете Тихий и радость благодати. Радуйся Благодатная, Господь с Тобою! Аминь.
Проповедь магистранта II курса библейского отделения академии Павла Белецкого, произнесенная за всенощным бдением в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова 6 апреля 2013 года.