Христос прошел по праздничным улицам города, дошел до Иерусалимского храма, сошел с осла, снял обувь и, войдя во двор храма, помолился. Взирая на происходящее, тысячи людей с пальмовыми ветвями в руках ожидали от Него необычайных слов и действий. Но Он в тишине вышел и возвратился в Вифанию, ибо солнце уже заходило за горизонт. Политических шагов не последовало.
Через несколько минут мы услышим торжественное чтение праздничного Евангелия о Входе Христа в Иерусалим за шесть дней до праздника иудейской Пасхи, накануне Своих Крестных Страданий, свидетелями которых мы будем на протяжении всей грядущей Страстной Седмицы.
Ткань покаянных дней Святой Четыредесятницы как будто разрывается ослепительным торжеством сегодняшнего Праздника. Вдруг на несколько часов весь христианских мир наполняется необычайным ликованием, светом и радостью, и никто не остается равнодушным. Держа в руках вербы и пальмы,все единодушно возносят хвалу Тому, Кто сегодня как Истинный Мессия входит в Святой город, провозглашая наступление Своего Царства.
Но почти сразу этот ослепительный свет погаснет, и мы погрузимся в сумрак Страстной Недели. Один из самых радостных Праздников в считанные часы прервется самыми скорбными событиями жизни Христа Спасителя, и мы буквально по часам и минутам будем идти за Ним в самую глубину Его страданий: сквозь предательство ученика, малодушие апостолов, ужас Гефсиманской ночи, отвержение религиозной элитой Израиля, крики ненавидящей толпы, кровавую жестокость римских легионеров, и сквозь самое страшное, что может пережить человек,- предельное чувство богооставленности, – страшный крик с Креста: «Боже мой, Боже мой, зачем Ты Меня оставил!».
А сейчас перед нашими глазами царский триумф. «Кто Этот Человек?», — спрашивали некоторые очевидцы этого события в Иерусалиме у ликовавших людей, и словно угадывался за этим вопросом другой,: «Неужели наконец-то приходит долгожданное Царство Мессии?» «Осанна Сыну Давидову»,-слышалось повсюду. «Осанна», что означало «спаси нас». Каждый год в Неделю Ваий перед каждым из нас встает личный вопрос: «Что за Царство сегодня так торжественно провозглашает Христос?». «От чего пришел спасти нас Этот Царь?»
Проповедь Христа на берегах Иордана началась с провозглашения приближения Царства Божия. И теперь,за три месяца до праздника Пасхи и торжественного Входа в Иерусалим,Он опять возвращается туда, где впервые провозгласил приближение Царства Божьего; места, где Самый великий из рожденных женами указал на Христа как на Истинного, ожидаемого тысячелетиями Мессию,несущего в Себе это Царство. Теперь окрестности Вифавары опустели, и лишь шум дождя нарушал мертвую тишину этого полупустынного места. Это было место, где Андрей и Иоанн впервые спросили у Христа: «Равви,Где живешь?»(Ин.1:38). Прошло уже три года. Апостолы многое увидели, но до конца так и не понимали многого из того, что говорил и делал Христос. Время Вифавары стало как будто временем испытания для апостолов: «Не хотите ли и вы отойти?». Христос говорит ученикам, что Ему предстоит пострадать и умереть. И всякий раз ученики недоумевают: « что же это за Царство, что Его Царю предстоит не повелевать и господствовать, а пострадать и умереть». На их глазах многие отошли от Христа, отвергли Его как Мессию.
Воскрешение Лазаря в Вифании вновь воодушевило апостолов. «Креститель был прав, указав на Него как Истинного Миссию, подлинного Царя Израиля, несущего освобождение Своему народу. Ему подчиняются и жизнь и смерть». Чудо это так потрясло очевидцев, что весть о Нем молниеносно стала распространяться по всей округе и достигла Иерусалима. Народ с этого дня стал прославлять Его. Апостолы Иаков и Иоанн уже даже просят должности в Грядущем Царстве.
За десять дней до Пасхи Христос говорит ученикам, что хочет идти в Иерусалим. «Вот мы восходим в Иерусалим,и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам,и осудят Его на смерть,и предадут Его язычникам,и поругаются над Ним,и будут бить Его,и оплюют Его,и убьют Его,и в третий день воскреснет»(Мк.10:32-34) .
Когда вошли в селение Вифания близ Иерусалима, Лазарь с сестрами устроили в честь дорогих гостей праздник в своем доме. Дом Лазаря был для Христа родным местом; местом, где Он отдыхал среди близких и любящих людей. Мария, не зная как выразить глубину своего отношения к Учителю, разбив алавастровый сосуд «нардового драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами Своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира»(Ин.12:3) «Так Он идет на трон или на смерть?» — стоял вопрос в умах многих присутствующих.
Когда миновала суббота, Христос сел на молодого осла,на которого не садился еще никто из людей,и в сопровождении апостолов и многих паломников, окружавших Его, потому что они знали о великом чуде воскрешения Им четверодневного мертвеца, стал восходить в Иерусалим. И многие прибывшие в эти дни в Иерусалим, с пальмовыми ветвями в руках, прославляя Иисуса как Мессию, восклицали: «Осанна в вышних, благословен Грядущий во имя Господне». Некоторые в необычайной радости снимали с себя верхнюю одежду и постилали под ноги осленку, на котором ехал Христос. Сотни тысяч паломников, прибывших в Иерусалим и разбивших палаточный город в близи его стен, с воодушевлением и радостью взирали на Того, Кому подчиняются жизнь и смерть.
«Весь мир идет за Ним!», — в страхе говорили фарисеи, видевшие это. Теперь не могло быть и речи о публичном аресте Иисуса,у него все шансы стать национальным лидером.
Он прошел по праздничным улицам города, дошел до Иерусалимского храма, сошел с осла, снял обувь и, войдя во двор храма, помолился. Взирая на происходящее, тысячи людей с пальмовыми ветвями в руках ожидали от Него необычайных слов и действий. Но Он в тишине вышел и возвратился в Вифанию, ибо солнце уже заходило за горизонт. Политических шагов не последовало.
Так завершился единственный земной триумф жизни Христа, так непохожий на вхождение несколькими днями назад в Иерусалим в сопровождении тысяч вооруженных легионеров римского прокуратора, или, прибывшего в окружении военного гарнизона царя Галилеи – Ирода Антипы.
Самые близкие ученики, шедшие рядом видели, что входя в Иерусалим, Христос плакал, а не радовался, но все же принял приветствие Его как подлинного Мессии Израиля, которого Израиль ждал тысячелетия. И навсегда остался в памяти образ кроткого Царя, по слову пророка Захарии: «Се, Царь твой грядет кроткий…» (Зах. 9:9).
Царство Этого кроткого Царя, царство не от мира сего, которое так торжественно Он предвозвещает сегодня Своим триумфальным Входом в Иерусалим, в Вифаваре на Иордане явилось через присутствие Его Самого. «Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие…»(Мк.1:15). Есть старое предание о том, что когда спросили одного из книжников, слышавших проповедь Христа: «Что Он убавил из Закона?». Книжник ответил: «Ничего». «А что Он прибавил к Закону?». «Самого Себя» — ответил книжник. Туда, куда приходит Христос, приходит Царство Божие.
В Вифании мы увидели больше…Увидели что это Царство Божие разрушает преграды между человеком и Богом.Из личного опыта мы знаем,что человека и Бога разделяет реальная преграда, железобетонная стена греха. Всю жизнь человек терпит одно поражение за другим, стенает и мучается от раковой опухоли зла, своими метастазами, поразившей все его существо. И заканчивается жизнь последним поражением перед онкологией греха, – смертью. И перед этой силой зла сам человек совершенно бессилен. Момент, когда Христос столкнулся со смертью близкого друга Лазаря, когда Он плакал, стал началом Его собственного поединка, со всепожирающей властью зла и смерти. «Там, в Вифании, у могилы друга, наступает час Христа, о котором Он томился (Лк. 12:50), час последней борьбы, последней встречи света с тьмой, воцарившей в мире и превратившей его в царство смерти.И потому, бросив этот вызов, явив силу Божественной Любви, Христос впервые за время земного Своего служения принимает то, что всегда отвергал – имя Царя». «К смерти идет,смерть вызывает на поединок с собою Царь и Господь мира». «Лазарь!Иди вон!»(Ин.11:45)-с этого приказания другу,с этого вызова смерти и начинается нарастание Пасхи».[1]
И потому мы понимаем, что и всё последовавшее за царским Его въездом, — одинокое стояние перед Пилатом, смерть на Кресте, нисхождение в смерть, было все тем же воцарением, все тем же разрушением зла и смерти.
Без Вербного Воскресения было бы невозможно несколько дней спустя понять, что стоя перед Крестом и созерцая неизбывные страдания распятой на Нем Любви, мы стоим перед Царем,а не преступником, и созерцаем победу, а не поражение. Из Иерусалима Царя поведут на смерть, и это будет победное шествие. Его будут бить, оплевывая и издеваясь – и это будет победой над человеческим злом и жестокостью,утверждением его Царства основанного на любви и свободе..
Вся Его жизнь – от рождения в пещере до позорной смерти на Кресте рядом с уголовными преступниками стала явлением этого Божьего Царства.
В грядущие дни Страстной Седмицы нам останется расслышать слова Христа: «Душа моя скорбит смертельно;побудьте здесь и бодрствуйте со Мною»(Мф.26:38), а сейчас мы будем радоваться и приветствовать Своего Мессию входящего в Иерусалим.
[1] Александр Шмеман, протопресвитер. «Я верю». Что это значит? М.:ПСТГУ. 2013. С. 689.
Проповедь студента I курса магистратуры Библейско-богословского отделения чтеца Сергея Шпагина, произнесенная на всенощном бдении 12 апреля 2014 года накануне праздника Входа Господня во Иерусалим в академическом храме св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова