В эти святые дни Страстной седмицы Святая Церковь приготовляет нас к поклонению Спасительным Страстям Господа нашего Иисуса Христа, и в сегодняшнем Евангельском чтении предлагает нам слова и притчи Господа, повествующие о событиях последних времен, и той мере готовности, а скорее всего и более всего, о неподготовленности большинства христиан к Пришествию Спасителя. Дело в том, что Крест и Искупительные Страдания Господа нашего Иисуса Христа могут быть достойно осознаны и почтены нами только в свете христианской эсхатологии, ибо они носят вневременной и вселенский характер.
Господь указывает нам в различных образах и притчах на внезапность, неожиданность Своего Второго Пришествия, когда перед Его Лицом и перед Его Крестом предстанут все народы земли. О неподготовленности большинства людей к этому событию свидетельствуют слова Господа о временах патриарха Ноя и их соотнесение с сегодняшним днем, притча о заснувших десяти девах и, наконец, прямые слова Христа, обращенные к нам с призывом бодрствовать «ибо не знаете, в какой час Господь ваш придет» (Мф 24:42).
Пришествие Христа станет, согласно Евангелию, откровением, раскрытием внутреннего состояния всякого человека, ибо во всепроникающем Свете Сына Божия обличатся, откроются самые сокровенные мысли, намерения сердечные, чувства и все деяния – как добрые, так и злые, как явные, так и тайные. Об этом ясно повествуют притчи о талантах и о мудрых и юродивых девах. Серебро, данное хозяином рабам, и елей в сосудах дев являются прообразами благодати Святого Духа, получаемой нами в Таинствах Крещения и Миропомазания. Пришествие Христа как Подателя Даров Духа, как Жениха наших душ откроет насколько наши сердца расширились, чтобы умножить в них место для обитания Святого Духа. Это и означает тот «прирост серебра», данного нам в пользование Хозяином Жизни – Христом. Об этом говорят и образы двух работников на поле и двух мелющих на жерновах. При внешней схожести, одинаковости исполняемых ими занятий один почему-то берется, а другой оставляется. Почему? Дело в том, что вхождение в Царство Христа будет зависеть, прежде всего, от внутреннего мира человека, от содержания его сердца, а не от внешнего исполнения тех или иных, пусть даже и добрых дел.
Но как нам умножать в себе благодать, как восходить по ступеням обожения, как становится причастниками Божеского естества, как делаться храмами Святого Духа? На все это, дорогие, как раз и направлена вся проповедь и вся миссия нашей Матери-Церкви. И если мы обратимся к кладезю святоотеческой мудрости, то почерпнем там замечательное высказывание: «Воздаяние, в смысле благодать от Бога, бывает не добродетели и не труду ради нее, но рождающемуся от них смирению. При отсутствии последнего тщетны и первые».
Эсхатологические Евангельские откровения заканчиваютя видением Страшного Суда, главным критерием на котором оказывается любовь к ближним, явленная конкретными делами любви. Благодать Духа, собираемая в сердце христианина, не может остаться бездейственной, она естественным образом влечет человека к делам милосердия, что приписывается Господом, как сделанное Ему лично. И наоборот, скудость Даров Духа делает наши души бесплодными в добрых делах и обличается как жестокость, проявленная к Самому Спасителю.
Итак, дорогие братья и сестры, Крест Господень и Спасительные Страдания Его, которым мы готовимся поклониться в ближайшие дни Страстной седмицы, могут и должны стать для нас тем, что размягчит ожесточение наших сердец, откроет нам всю глубину нашей греховной испорченности и развернет перед нашим взором эсхатологическую перспективу Страшного Суда. С одной стороны, мы всегда не готовы к концу человеческой истории, к испытанию перед Лицом Божественной Правды, к Страшному Суду Творца и Искупителя нашего. С другой стороны, этот Суд уже совершается в наших душах, ибо Царство Божие, которое внутрь нас есть, по слову Господа, живо и действенно в нас, христианах. И серебро Духа либо растет сокровенно в наших душах, принося плод, либо лежит бесцельно мертвым капиталом. Елей любви и смирения Христова либо умножается в ходе нашей повседневной жизни, либо оскудевает. Тайны последних судеб человечества уже совершаются в наших душах.
Пусть же, дорогие братья и сестры, эти святые дни Страстной седмицы помогут нам словно с некоей высоты обозреть течение нашей повседневной жизни, переосмыслить свой земной путь, обновиться в свете Евангельской Истины и Голгофской Вселенской Жертвы и встать на тот путь, по которому мы, дай Бог, войдем в Царство Славы Христа.