Сегодня мы находимся в тишине преблагословенной Субботы, когда Господь почил плотию от Своих страданий. Закончилось все самое страшное и мучительное, и, взирая на Его тело, изображенное на плащанице, мы можем проникнуться чувством покоя и умиротворения.
«Днешний день тайно великий Моисей прообразоваше, глаголя: и благослови Бог день седмый. Сия бо есть благословенная Суббота. Сей есть упокоения день, воньже почи от всех дел Своих Единородный Сын Божий».
История субботнего дня уходит в глубокую древность. Суббота появилась в тот момент, когда Бог после шести дней творения «почил от дел Своих» (Быт 2:2).
Суббота Божия – это тот «день», когда законы мироздания запущены в силу, и человек развивается, реализуя свою свободу. Для того чтобы люди не забывали о промысле Божием, суббота была узаконена. Это был день покоя, однако он не являлся днем безделья. В этот день, как и мы с вами сегодня, народ собирался в храм (Лев 23:3; 4Цар 4:23) для вознесения Господу хвалы и богослужения (Пс 91). Для древних израильтян субботний день был также знамением избавления от египетского рабства ( Нав 1:13-15).
Другим знамением избавления от египетского рабства стало празднование пасхи (Исх 12:13). В пасхальный день Бог наказал египтян-поработителей, истребив всех первенцев мужского пола, пощадив Свой «народ избранный». Отмечая пасху, народ Израильский воспоминал обретенную от тяжелого труда свободу, покой и помилование. Ежегодно каждая семья собиралась в домашнем кругу за общим столом с опресноками, горькими травами и испеченным ягненком. Всем отцам надлежало объяснять сыновьям смысл праздника (Исх 13:8) – вместо первенцев людских Бог забрал в жертву непорочных агнцев. Это – выкуп: вместо крови людской Богу была отдана кровь животных.
Совпадение пасхи с субботним днем было явлением не частым. И потому такая суббота могла называться «великой» (Ин 19:31). В одну из таких «великих» суббот, как повествует апостол Иоанн Богослов, почти два тысячелетия назад совершилось нечто совершенно необыкновенное.
Однажды, накануне «великой субботы», Бог благоволил, чтобы заклался Особый, Великий Агнец – Хpистос (1Коp 5:7), Сын Божий, который кровью Своей искупил людей от рабства греху, предлагая нам Новую Пасху – Свои Тело и Кровь.
Осознание того, что Спаситель есть «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин1:29), было очевидно для первых христиан. Поэтому о Христе как о Пасхе апостол Павел писал: «ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас». (1Кор 5:7-8).
Между пасхой Ветхозаветной и Пасхой Христовой можно найти множество параллелей, однако мы видим, что между закланием Агнца и собственно Пасхой появляется еще один день. Происходит одно важное событие.
«Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог был еси Христе», — возглашает святая Церковь. В одной из стихир, которую мы слышали за богослужением, поется: «днесь ад стеня вопиет: разрушися моя власть, приях мертваго, яко единаго от умерших; сего бо держати отнюдь не могу». Святитель Иоанн Златоуст в Слове на Святую Пасху восклицает: «Ад пленен сошедшим в него Господом, упразднен, поруган, умерщвлен, низложен, связан». Об этом пишут в посланиях апостолы Петр и Павел: Он низошел «в преисподние места земли» (Еф 4:9) «…и находящимся в темнице духам, сошед проповедал» (1Пт 3:19; 1 Пт 4:6). Из ада были освобождены все праведники «с верою ожидавшие Его пришествия» (из богослужения Великой Субботы).
Господь сошел в ту бездну и глубину ада, где нет Бога и нет надежды. Когда Он вошел в эту область, то ад сотрясся и ужаснулся, и совершилось чудо — ад потерял свою силу и был побежден. Когда во аде появился Победитель смерти Иисус, тогда все пленники его озарились светом Христовым и ожидавшие Христа праведники вышли из темного плена вслед за своим Искупителем. Иисус Христос Своим Божеством, своим Крестом, своим Светом связал темную и злобную силу дьявола, освободив весь порабощенный человеческий род. Христос протягивает во тьме руку падшему Адаму, и вместе с ним всему человечеству, и выводит человека из темницы ада.
Для каждого человека рай или ад начинается уже здесь на земле, в его сердце. Наше сердце, наша душа, наш внутренний человек находится либо в Царствии Христовом, либо, как чаще всего бывает, в адском плену. Ад – это не некое место, ад – это состояние души. Мы сами отдаем себя в плен страстям, порокам, или, как мы привыкли, оправдывая себя, называть их, плохим привычкам, мы сами заточаем себя в ад.
Христос врывается в нашу жизнь, берет нас за руку, вырывает из этого плена, и уже ад не имеет власти над нами, он связан, низвержен, убит!
«Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?», — пишет святой апостол Павел. – Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем». (Рим. 6:3-11).
Мы с вами, братья и сестры, через крещение и покаяние, так же имеем возможность выйти из темного плена страстей и пороков, получить прощение грехов, потому что они искуплены кровью Великого Агнца, и ад больше не имеет власти над нами. Мы можем сделать сердце свое свободным и живым для Бога и с Богом.
До начала празднования Светлого Христова Воскресения осталось несколько часов, как утренняя заря предваряет восход солнца, так и богослужение Великой Субботы наполняет наши сердца тихой радостью и миром, которые совсем скоро перерастут в ликование и радость о Христе Воскресшем.
Как и в ожидании любого праздника, мы проведем эти часы в заботах и подготовке, как в храме, так и в наших домах. И как всегда, не успевая что-либо доделать, из-за усталости или нехватки времени мы будем раздражительностью досаждать близким. Постараемся сохранить эту радость, этот мир в нашем сердце и не разрушить ее в сердцах окружающих нас людей.
Посему, как говорит один монастырский устав, избегайте резких слов. Если же таковые изойдут из уст ваших, не медлите теми же устами, что нанесли рану, принести и исцеление.
В этот день Святая Церковь обращается к нам такими словами: «Да молчит всяка плоть человеча и да стоит страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным..».