7 апреля 2013 года, в праздник Благовещения Божией Матери, совпавший с Неделей Крестопоклонной, ректор СПбПДА епископ Петергофский Амвросий возглавил служение Божественной литургии святителя Василия Великого и совершил диаконскую хиротонию.
Его Преосвященству сослужили: архимандрит Софроний (Смук), священники Александр Кузнецов, Дионисий Харин, Глеб Санюк, Александр Зиновкин и Алексий Красавин, иеромонах Серафим (Бубнов); диаконы Кирилл Журавлев, Герман Ранне, Иоанн Тарасов, Андрей Волков; иеродиаконы Виталий (Морозов) и Афанасий (Букин).
После чтения Евангелия проповедь произнес магистрант II курса библейского отделения священник Дионисий Харин.
На праздничной Божественной литургии епископ Амвросий рукоположил в сан иеродиакона магистранта I курса церковно-исторического отделения монаха Сергия (Иванова).
«Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление», — радуясь и ликуя, воспевает сегодня Святая Церковь, вспоминая событие, произошедшее более двух тысяч лет назад, когда к Деве Марии был послан архангел Гавриил — возвестить, что Она избрана стать матерью пришедшего в мир Христа Спасителя. После окончания богослужения владыка ректор поздравил молящихся с воспоминаемыми сегодня событиями. «Желаю вам, дорогие отцы, братия и сестры, никогда не терять решимости нести свой Крест и следовать за Христом. Пусть Господь по молитвам Пречистой Своей Матери помогает нам в этом», — сказал епископ Амвросий.
Сегодняшний воскресный день особенно памятен для Санкт-Петербургской духовной академии. Девятнадцать лет назад, именно в праздник Благовещения Божией Матери, ректор СПбПДА принял монашеский постриг.
От лица духовенства, преподавателей и студентов со словами поздравления к Преосвященнейшему Амвросию обратился архимандрит Софроний (Смук): «Мы молимся, чтобы Господь укреплял Вас в дальнейшем архипастырском служении во славу Божию, на пользу Святой Церкви и радость паствы». После слов отца Софрония мужской хор академии исполнил торжественное многолетие.
Отвечая на поздравление, владыка Амвросий поблагодарил всех молящихся и отметил, что никакая земная радость не может сравниться с той неизреченной, неземной радостью новой жизни во Христе, испытанной им при монашеском постриге.
Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы
Тысячи лет назад, преступлением Божественной заповеди, первый человек был осужден на страдания и смерть. Но тогда же в райском саду прозвучали слова, подавшие падшему человечеству надежду на спасение — возвращение в блаженное состояние подлинного бытия в единстве с Богом. Но как, при каком условии могло произойти спасение? Должно ли это было стать исключительно актом Божественной воли без какого-либо участия человека? Или что же такое требовалось от падшего человечества для того, чтобы вновь обрести возможность воссоединиться со своим Творцом в неизреченном вечном блаженстве?
Всеблагой Бог по образу Своему создал свободные и разумные существа, чтобы разделить с ними радость жизни, радость и счастье бытия. Но человек, соблазненный падшим духом, направил свою свободную волю против Бога, забыв о том, что в Его Деснице дыхание и жизнь созданных Им существ. Восстав против Божественной заповеди, человек добровольно лишил себя источника своего бытия, стал смертным и подверженным всякому греху. Но Бог желает спасти мир — не для страдания и смерти Он создавал его. Однако грехопадение настолько глубоко поразило человеческую природу, что избавить ее от власти греха и смерти смог только воплотившийся в смертное человеческое естество Сын Божий, истинный Бог Иисус Христос, вторая Ипостась Пресвятой Троицы.
Но кто сможет принять в себя Бога? Кто же сможет вместить всю полноту Божества? Архангел Гавриил благовестил Деве Марии, что Она станет Матерью воплотившегося Бога. Как же это стало возможно для падшего человека? Православная Церковь учит, что подобно всем людям Дева Мария была рождена в естестве, поврежденном первородным грехом. И здесь мы явно видим, что заслуга Пречистой Девы в том, что Она усилием собственной свободной воли сделала Себя достойной стать Матерью Самого вочеловечшегося Бога. Именно свободной волей. Пресвятая Дева была обычным человеком. Только благодаря Своим личным качествам, Своей любви и состраданию, Своей работе над Собой Она достигла исключительной сердечной и душевной чистоты, такой, что первородный грех больше не имел над Ее волей своей разрушительной силы. Подобно лучезарной звезде, воссиявшей среди сгущающегося мрака, явилась Пресвятая Дева среди погибающего в страстях и пороках человечества, личным подвигом своей жизни сделав возможным приход Спасителя в мир.
«Се раба Господня, буди мне по глаголу твоему», — смиренно отвечает Пречистая Владычица на ангельское приветствие. И эти слова — венец Ее подвига, это последнее условие, при котором стало возможно спасение человечества. Это было то необходимое свободное движение человеческой воли навстречу воли Божества. Самая чистая и непорочная среди людей свободно и полностью отдала Свою волю навстречу Богу. Главное условие для возможности человеческого спасения оказалось выполненным — воля Божия и воля человеческая соединились в едином порыве, в едином деле. Жертвенная любовь Божия и жертвенный подвиг смирения со стороны человечества, от лица Пречистой Девы Марии. Этот смысл раскрывают перед нами Богослужебные тексты праздника Рождества Христова. На праздничной Великой вечерне, в стихирах на «Господи воззвах» поются такие слова: «Что принесем Тебе в дар, Христе, за то, что Ты ради нас явился на земле как человек? Ибо каждое из творений, Тобою созданных, благодарность Тебе приносит: Ангелы – песнь, небеса – звезду, волхвы – дары, пастухи – удивление, земля – пещеру, пустыня – ясли, мы же – Матерь-Деву. Предвечный Боже, помилуй нас!».
Бесконечно величие Ее подвига во имя спасения человечества. Она не устрашилась трудностей уготованного Ей пути, не усомнилась в возможности того, что должно произойти. И сегодня мы, в веселии и радости восхваляя и прославляя Ее, воспеваем: «Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует, Той же и мы великим гласом воспоем: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!»