Епископ Амвросий возглавил вечернее богослужение в академическом храме СПбПДА

news_s

26 октября 2013 года в Неделю 18-ю по Пятидесятнице, памяти отцов VII Вселенского собора, в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова ректор Санкт-Петербургской православной духовной академии епископ Петергофский Амвросий возглавил служение воскресного всенощного бдения.

Архиерею сослужили архимандриты Софроний (Смук) и Григорий (Нанокодис); протоиерей Виталий Грищук, проректор по воспитательной работе; иеромонахи Геннадий (Поляков), Серафим (Бубнов), Сергий (Иванов), Афанасий (Букин), Виталий (Морозов); священники Андрей Парафенюк, Глеб Санюк, Александр Зиновкин; протодиакон Кирилл Журавлёв, архидиакон Тимофей (Цисмалидис), диаконы Герман Ранне, Глеб Седов, Владимир Первушин-фон-Дитц и Сергий Ладанов.

В Неделю 18-ю по пятидесятнице совершается память отцов VII Вселенского собора, поэтому, согласно Уставу, воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой святых отцов. На вечерне читаются праздничные паремии, за Литургией поются прокимен и аллилуарий праздника отцов, читаются особые зачала апостола и евангелия.

После пения тропарей на «Бог Господь» проповедь произнес магистрант I курса Библейско-богословского отделения чтец Антон Афанасьев.

Во время чтения канона на утрени владыка Амвросий возвел во иподиакона выпускника Петербургской духовной академии Николая Амбарцумова.

Завтра в академическом храме епископ Амвросий совершит Божественную литургию. За Литургией владыка рукоположит иподиакона Николая Амбарцумова во диакона. Воскресное богослужение начнется в 8.30.

***

fathers_vii

VII Вселенский Собор. Роспись собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря. Дионисий. 1502 г. Фото с сайта: http://www.sedmitza.ru/

«Иже из Отцы возсияв, Сын неизреченно из Жены родися сугуб естеством, Егоже видяще, не отметаемся зрака изображения, но, сие благочестно начертающе, почитаем верно. И сего ради истинную веру Церковь держащи, лобызает икону вочеловечения Христова».

(Кондак из службы отцам VII Вселенского собора)

VII Вселенский Собор, также называемый вторым Никейским, является последним в череде соборов, признанных Православной Церковью Вселенскими соборами, решения которых обладают непререкаемым авторитетом для всей Церкви. Собор был созван в 787 году при императрице Ирине, вдове императора Льва IV Хазара, и состоял из более чем трехсот пятидесяти епископов, в основном представлявших восточную часть церкви, и легатов Папы римского. Местом проведения собора стал тот же небольшой город Никея, где в IV веке на Первом Вселенском соборе отцы церкви положили начало созданию единого Догматического учения Православной Церкви.

Причиной созыва собора стала ересь иконоборчества, уже не одно десятилетие потрясавшая Восточную Церковь. Иконоборчество возникло при византийском императоре Льве Исавре, который, в условиях ожесточенного противостояния натиску со стороны молодого исламского мира, был готов устранить любые препятствия к мирному соседству с мусульманами. В частности, для устранения религиозных разногласий препятствующих возможности мирного сосуществования, он считал необходимым упразднить почитание икон, которое вслед за мусульманами многими стало восприниматься как идолопоклонство. Также иконоборцы старательно приводили примеры излишнего чрезмерного почитания икон. Свою позицию они объясняли, в основном ссылаясь на Ветхий Завет. Было популярно мнение, что иконопочитатели повторяют Несторианскую ересь, придавая иконе «божественные свойства» и поклоняясь ей, тем самым разделяя единую сущность Божества. Это течение продолжало существовать и при сыне его Константине Копрониме и внуке Льве Хозаре.

Таким образом, со второй половины 20-х гг. VIII в. началась ожесточенная борьба с почитанием икон, в которой императорской власти и епископам-иконоборцам противостоял патриарх Герман. В 754 г. иконоборчество, во многом подкрепляемое авторитетом и популярностью императоров-иконоборцев, добившихся определенных успехов во внешней политике, было провозглашено официальной церковной доктриной. Это решение было принято на лжесоборе в Иерии (так называемом «безглавом», так как ни один патриарх не присутствовал на его открытии), утвержденное подписями более 330 епископов. Борьба с иконопочитанием сопровождалась активными преследованиями его сторонников, против которых выдвигались обвинения в измене родине. Некоторые из них были убиты или замучены и впоследствии причислены к лику святых.

Однако после кончины императора Льва IV Хазара, также как и его предшественники придержавшегося иконоборчества, его вдова Ирина, ставшая регентом при малолетнем наследнике и исповедавшая истинное православие, решила восстановить иконопочитание путем созыва нового Вселенского собора. Для этого ей были нужны сторонники в лице представителей высшей церковной и светской власти. На место ушедшего на покой патриарха Павла, в свое время поддержавшего гонения на иконы, был избран сановник Тарасий, занимавший должность асикрита (императорского секретаря). Идею проведения собора поддержал глава Римской Церкви, приславший своих легатов.

Первая попытка открытия собора 7 августа 786 обернулась неудачей: толпа разъяренных солдат, для которых поддержка иконоборчества воспринималась как уважение к авторитету покойному императору, имевшему среди военных большой успех, ворвалась в храм Святых Апостолов, где было открыто заседание, и под угрозой расправы потребовала прекратить работу Собора. Пережив неудачу, Ирина приступила к подготовке созыва нового Собора. Однако императрица не решилась вновь проводить его в столице, а выбрала для этой цели отдалённую Никею в Малой Азии.

По различным оценкам, на Соборе присутствовало 350—368 иерархов, но число поставленных под его Деяниями подписей было триста восемь . Церковный историк А. Карташев поясняет, почему количество собравшихся было принципиально для организаторов собора: «О числе заботились, потому, чтобы собор был не малочисленнее иконоборческаго собора 754г., на котором было не меньше трехсот тридцати человек».

Седьмой Вселенский Собор открылся 24 сентября и продолжался месяц.

Государственную власть представляли комит (граф) Петрона и начальник штаба Иоанн. Собор провёл восемь заседаний, последнее из которых состоялось 23 октября 787 года в Константинополе в присутствии самой императрицы Ирины и её сына императора, Собор начал свою работу с принятия решения в отношении епископов-иконоборцев, многих из которых разрешили допустить к участию в работе Собора, приняв их публичное раскаяние. На четвёртом заседании по предложению папских легатов, в храм, где заседал Собор, была принесена икона.

По итогам работы был принят орос Собора, восстановивший почитание икон и разрешивший употреблять их для поклонения в церквах и домах. А. В. Карташов в своем труде «Вселенские соборы» так приводит основные постановления собора: «Подобно изображению Честного и Животворящего Креста, полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и сделанные из мозаики и из другого пригодного к тому вещества, иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, непорочной Владычице нашей Богородицы, так же и честных ангелов и всех святых и преподобных мужей. <…> Чем чаще чрез изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним. <…> Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней…» В качестве одного из основных аргументов, подтверждающих возможность изображения, святые отцы приводили сам факт воплощения Слова Божия Господа Иисуса Христа в человеческую, материальную природу. Во время своей земной жизни, оставаясь Лицом Пресвятой Троице в неслитном, неизменном, нераздельном и неразлучном соединении с человеческой природой, Христос мог быть виден глазами окружавших Его людей.

Также на соборе были отклонены обвинения иконопочитателей в несторианском разделении Христа: «Кафолическая Церковь, исповедуя неслитное соединение, мысленно и только мысленно нераздельно разделяет естества, исповедуя Еммануила единым и после соединения. <…> Иное дело икона, и иное дело первообраз, и свойств первообраза никогда никто из благоразумных людей не будет искать на иконе. Истинный ум не признает на иконе ничего более, кроме сходства ее по имени, а не по сущности, с тем, кто на ней изображен». (Деяния Вселенских Соборов. Цит. по: «Православная энциклопедия» – URL: http://www.pravenc.ru).

Трудно переоценить значение VII Вселенского собора для Православной Церкви, так же, как и каждого из предшествующих шести. Это было непростое время формирования единого догматического вероучения, неуклонное следование которому позволяет Православной Церкви до настоящего времени сохранить чистоту спасительной веры и апостольское преемство. Седьмой Вселенский собор, став последним среди равных, замкнул круг того спасительного учения, находясь в границах которого, человек имеет надежду на достижение главной цели своей земной жизни. Литургическая традиция указывает на важность процесса формирование догматического учения сравнивая Деяния Вселенских Соборов с Творением мира. В стихире на «Господи воззвах» в службе святым отцам находим строки, которые на русский язык можно перевести так: «Буква Закона установила священную седмицу чадам еврейским, тени державшимся и служившим ей; ее отцы, собравшиеся на семи Соборах мановением Бога, в шесть дней все это завершившего, и день седьмой благословившего, еще священнее соделали, изложив определение веры».

После закрытия Собора епископы были распущены по своим епархиям с дарами от Ирины. Императрица приказала изготовить и поместить над воротами Халкопратии образ Иисуса Христа взамен уничтоженного 60 лет назад при императоре Льве III Исавре. К образу была сделана надпись: «[образ], который некогда низверг повелитель Лев, вновь установила здесь Ирина».

Однако до конца движение иконоборцев Собор остановить не смог. Это было сделано только на Константинопольском соборе 843 года при императрице Феодоре. В ознаменование окончательной победы над всеми ересями был установлен праздник Торжества Православия, до сих пор отмечаемый Православной Церковью в первое воскресенье Великого Поста.


Опубликовано 26.10.2013 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter