Епископ Амвросий возглавил вечернее богослужение накануне празднования в честь Казанского образа Богородицы

kazan

3 ноября 2013 года, в навечерие праздника в честь Казанской иконы Божией Матери, ректор СПбПДА епископ Петергофский Амвросий возглавил служение всенощного бдения в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова Санкт-Петербургской духовной академии. За богослужением владыка возвел во иподиакона студента бакалавриата.

Архиерею сослужили: архимандрит Софроний (Смук); протоиерей Александр Куцов, настоятель Преображенского собора г. Орска, Орской и Гайской епархии (Оренбургская митрополия); протоиерей Виталий Грищук, проректор по воспитательной работе; архимандрит Григорий (Нанакодис); иеромонахи Геннадий (Поляков), Серафим (Бубнов), Сергий (Иванов), Афанасий (Букин) и Виталий (Морозов); священники Андрей Парафенюк, Александр Кузнецов, Глеб Санюк, Александр Зиновкин; протодиакон Кирилл Журавлёв; архидиакон Тимофей (Цисмалидис); диаконы Герман Ранне, Глеб Седов, Владимир Первушин-фон-Дитц, и Сергий Ладанов.

В богослужебной традиции Русской Православной Церкви празднование в честь Казанской иконы Божией Матери по своей торжественности приближено к двунадесятым Богородичным праздникам: на вечерне читаются паримии и совершается лития, на утрене, на полиелее поется величание.

Перед чтением первого часа епископ Амвросий постриг во чтеца, а затем возвел во иподиакона студента 3 курса бакалавриата Леонида Георгиевского.

После окончания богослужения владыка обратился к молящимся с архиерейским словом:

«Поздравляю вас, дорогие братья и сестры, с праздником Казанской иконы Божией Матери! Праздник — это такой день, когда мы свободны от повседневных дел, но это не означает, что по лени или по нерадению мы пребываем в праздности, в ненужном и бесполезном расслаблении. Это значит, что мы отрешаемся от того, что ежедневно посещает нас в дни труда, от мирских забот и суеты, с которыми неизбежно связана наша жизнь. В день сегодняшнего праздника мы отрешаемся от них потому,  что наша душа должна быть охвачена благодарностью и любовью к Той, Кто через Свои святые иконы участвует в нашей жизни, в жизни нашего Отечества, в жизни всего мира. И особенно это касается дня празднования в честь Казанского образа Божией Матери — иконы, с которой наверняка связаны особые личные молитвы почти каждого из нас и исполнения наших прошений, исходящие от Пресвятой Божией Матери,  той иконы, с которой связаны важные, судьбоносные события в истории нашей страны. Осознавая это, мы не можем не быть охвачены благодарностью и не воодушевить себя к еще большей и усердной молитве ко Пресвятой Богородице. В завтрашний день я желаю всем тем, кто готовится к принятию Святых Христовых Таин, сбросить с себя бремя грехов в молитве, в покаянии, в таинстве исповеди, и сподобиться причастия Святых Тела и Крови Христовых». 

Завтра, 4 ноября, (в День народного единства) епископ Петергофский Амвросий совершит Божественную литургию в  Петропавловском соборе Петергофа.

***

Празднование Пресвятой Богородице в честь Ее иконы, именуемой «Казанская» (4 ноября; 22 октября по старому стилю), было установлено в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в XVII веке. Чудотворный список с оригинала иконы, обретенной в XVI веке, был привезен из Казани в Москву в войско князя Дмитрия Пожарского в 1611 году, видимо, ополчением из Казани. Осенью 1612 года, после ожесточенных боев и тяжелой осады польский гарнизон в Кремле капитулировал. Заканчивался один из самых тяжелых периодов в истории Российского государства. В память о победе было установлено сначала местное (в Москве) празднование, а в 1649 году царь Алексей Михайлович повелел праздновать 22 октября Казанской иконе повсеместно.

Образ Казанской иконы Богородицы, безусловно, самый почитаемый образ на просторах Российского государства. В честь Казанского образа освящены собор на Красной Площади Москвы, кафедральный храм Северной столицы и множество соборов, храмов и монастырей по всей России. Чтимый список Казанской иконы Божьей Матери находится и в домовом храме Санкт-Петербургской православной духовной академии.

В самые опасные для нашего Отечества времена перед Казанской иконой Богородицы молились иерархи, священнослужители, правители и военачальники, простые люди. С этим образом Пречистой Владычицы связаны многие ключевые моменты в истории Российского государства. С 2005 года день празднования в честь Казанского образа Богородицы отмечается как государственный праздник России – День народного единства.

Говоря о почитании этого образа среди наших сограждан, современный православный автор Надежда Дмитриева в книге «О Тебе радуется» пишет, что «именно этой иконой благословляют молодых к венцу, именно ее вешают у детских кроваток, чтобы кроткий лик Богородицы с любовью смотрел на юных христиан». Почитание и связанное с ним упование на милость заступничества Богоматери выражены в праздничном тропаре, в словах, ставших по-настоящему родными для каждого православного русского христианина:

«Заступница усердная, Матерь Господа Вышнего! За всех нас Ты умоляешь Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем помогаешь спастись, кто к державному Твоему покрову прибегает. Всех нас заступи, о Госпожа Царица и Владычица, всех нас, в напастях, и скорбях, и в болезнях пребывающих, обремененных многими грехами, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душою и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тебя, избавления всех зол, всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дева: потому что Ты – Божественный покров рабам Твоим».

Конечно, человек, далекий от религии, отрицающий ее, никогда не поверит в благодатное заступничество и помощь Пресвятой Владычицы, объясняя все произошедшее в нашей жизни и истории нашего Отечества либо благоприятным стечением обстоятельств, либо естественным ходом событий, либо историческими закономерностями… Но ни один скептически или враждебно настроенный атеист не в силах будет объяснить те любовь и преданность, радость и надежду, которые испытывал каждый, кто с верой обращался к Пресвятой Владычице. Этот глубокий личный опыт, не требующий никаких рациональных доказательств, был и будет в сердцах тысяч наших соотечественников, кто в тяжелую минуту личной или общественной жизни искал опору и утешение в молитвах к Пречистой Деве. Этот удивительный, непостижимый для бесчувственного сердца атеиста опыт нашел отражение в замечательных стихах неизвестного автора, нашего соотечественника, написанных в XIX веке:

Грусть ли обнимет меня непонятная, Жизнь ли меня истомит здесь борьбой, Прямо иду я к Тебе, Благодатная, С немощной грешной моею мольбой… Ведаешь все Ты, спасенья Споручница, Немощи наши и злобу врагов; Грешников бедных Святая Заступница, Ты их надежда, и мощь, и покров.

(Стихотворение взято из сборника Кратких благоговейных чтений на все дни года графа П.А. Валуева, СПб., 1884)


Опубликовано 03.11.2013 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter